Папа Франциск в Армении
«Папа Франциск для нас – ключ к радости, надежде и спокойствию», – сообщил журналистам Монсеньор Андраник Айвазян (Antraning Ayvazian) из Армянской Католической Церкви Сирии пресс-службе Святого Престола во вторник 21 июня на презентации поездки Папы в Армению, которая состоялась 24 – 26 июня.
«Они любят его, хотя они и не католики», – объясняет армянский Монсеньор, рассказывая, что в этой кавказской стране 90% населения принадлежат к Армянской Апостольской Церкви и лишь около 10% являются католиками.
Речь идет о четырнадцатой международной поездке Папы и 22-ой стране по счету, которую он посетил во время своего Понтификата. Поездка на Кавказ будет иметь два этапа. Первым стала Армения, второй состоится в начале октября, когда Папа посетит Азербайджан и Грузию – объяснил о. Федерико Ломбарди, руководитель пресс-службы Ватикана.
Но каковы же мотивы поездки Папы Франциска в Армению? По словам о. Ломбарди, одной из причин являются отношения между Папой Франциском и католикосом армян, который уже побывал в Риме во время избрания Святейшего Отца в марте 2013. Кроме того, и это весомый вопрос, Римский Епископ прибудет на Землю Ноя, чтобы «объять» католическое меньшинство. Также не стоит забывать о Мессе, которую отслужил Папа Франциск в апреле 2015 по случаю годовщины геноцида армян, и на которой присутствовала большая часть религиозных и политических властей страны.
Армения – это одна из древнейших мировых цивилизаций. За свою более чем двухтысячелетнюю историю армяне пережили бесчисленные преследования, войны и резню, которые они преодолели благодаря своему огромному чувству идентичности и национальной гордости, основанной на христианской вере и собственном языке.
Говорят, что в Армении «камни вопиют» обо всём, что они видели за время своего существования. А в церквях и монастырях страны обращает на себя внимание количество камней, на которых выгравированы фразы из Библии или различные моменты религиозной истории страны, поскольку многочисленные захватчики, вторгавшиеся в Армению в течение веков, первым делом сжигали документы, хранящиеся в библиотеках, а также книги. Поэтому армяне решили писать на камнях.
«Поездка в первую христианскую страну», – таков девиз поездки Папы Франциска на «Землю Ноя», ведь именно на горе Арарат, согласно Библейской книге Бытия, остановился Ноев Ковчег после Всемирного Потопа. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт 8, 4). В Ереване, столице Армении, всё вращается вокруг него. Куда не посмотри, взгляд всегда устремляется на Арарат, на его постоянно заснеженную вершину, чаще всего затуманенную. Гору, которую любят армяне, но которая ныне принадлежит Турции, соседней стране, с которой у Армении закрытая граница и натянутые отношения. Туда, к подножьям Арарата, прибудет Папа Франциск, чтобы помолиться в монастыре Хор Вирап, где провел 13 лет заточенным в колодце Святой Григорий Просветитель.
Папа Франциск в Армении. День третий
26 июня 2016
«Пусть Армянская Церковь следует по пути мира, и пусть между нами будет полное общение» – выразил пожелание Папа Франциск в своей последней речи на армянской земле, слова, которые можно назвать девизом третьего и заключительного дня апостольской поездки в Армению.
Святейший Отец отслужил утром приватную Святую Мессу в часовне, которая была подготовлена для него в резиденции патриарха Гарегина II, и где он гостил всё время своего визита. Ему сослужили апостольский нунций, Архиепископ Марек Солчински и секретарь армянской нунциатуры. После чего, первым пунктом воскресной программы стала встреча во входном зале апостольского дворца в Эчмиадзине с 14 католическими епископами армянского обряда, а также с 12 священниками, которые служат в Армении.
В трехмиллионной Армении имеется католическая община, насчитывающая 280 тысяч верующих, которым служат 3 епископа и 27 священников. Примерно в два раза больше армян-католиков живут в диаспоре. На неформальной встрече с Папой также присутствовали армянские епископы из-за рубежа. Как сообщил «Радио Ватикана» о. Рафал Кравчик, который служит в Армении, – местные католики очень набожны, но на их судьбах отразились трагические события прошлого века: геноцид армян, 70-летие советского режима и крупное землетрясение 1988 года:
«Что касается католичества в Армении, его история начинается с унии [части армян с Католической Церковью] в 1743 году. С тех пор официально начинается история Армянской Католической Церкви. Однако, реальность иная. После Халкидонского Собора 451 года, часть армян поддержала единство с Римским Епископом. Потомками тех армян являются верующие, которые приехали на Мессу с Папой из Грузии, где есть много деревень армяно-католического обряда. Армяне-католики приехали главным образом из Ашоцкого, Таширского района и Ширакской области. В их селах живут по 200-300 католических семей. Их католическая идентичность часто ослаблена из-за сложной истории этого народа и 70 лет коммунизма. Армяне глубоко набожны, хотя свою религиозную принадлежность не сильно рефлектуют. Тем более католики, которые знают о том, что они католики, поскольку их вера передается из поколения в поколение. Поэтому здесь укоренился армянский католицизм и сохраняется до сих пор» – говорит о. Кравчик.
Папа на Божественной Литургии, которую отслужил католикос Армянской Апостольской Церкви Гарегин II на площади Святого Тиридата (Трдата) в Эчмиадзине. Встреча преемника Петра с католическими епископами армянского обряда
Перед тем, как пробило десять часов по местному времени, Папа Франциск отправился на площадь св. Тиридата в Эчмиадзине, которая вмещает в себя 10 тысяч человек, где принял участие в Божественной Литургии Патриарха Армянской Апостольской Церкви Гарегина II. По ее завершении, Святейший Отец произнес последнюю речь в рамках своей апостольской поездки:
«Ваше Святейшество в эти дни открыло двери своего дома и все мы испытали, «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс 132, 1). Мы встретились, обняли друг друга по-братски, вместе молились, обменялись дарами, надеждами и заботами Христовой Церкви, биение ее сердца, которое мы ощущаем в гармонии, и мы верим и чувствуем ее единой».
Папа Франциск также попросил Бога о даре «обновленного единства». Вместе с «отцом веры» армян, св. Григорием Нарекским, он воззвал к Святому Духу, говоря: «Приди, Дух, Ты, “который непрерывным воздыханием ходатайствуешь о нас перед милосердным Отцом; Ты, Который охраняешь святых и очищаешь грешников”», ниспошли на нас Свой огонь любви и единства, «пусть этот огонь развяжет причины нашего возмущения» – молился Папа, указывая на то, что источником возмущения является прежде всего отсутствие единства среди учеников Христа.
«Пусть Армянская Церковь следует по пути мира, и пусть общение между нами будет полным. Пусть во всех нас проявится сильное желание единства; единства, которое должно быть не «подчинением одного другому», не поглощением, а скорее принятием всех даров, которые Бог дал каждому, чтобы явить всему миру великую тайну Спасения, осуществленную Господом Иисусом, посредством Святого Духа (Слова Святейшего Отца во время завершения Божественной Литургии в Патриаршем соборе Святого Георгия, Стамбул, 30 ноября 2014).
Ответим на зов святых, услышим голос нищих и покорных, множества жертв ненависти, которые страдали и жертвовали своими жизнями за свою веру; отверзим наши уши молодым поколениям, которые жаждут свободного будущего, свободного от разделений прошлого. Пусть с этого святого места вновь распространится сияющий свет; вместе со светом веры, которую Святой Григорий, ваш отец, в соответствии с Евангелием, осветил эту землю; пусть также наполняет ее свет любви, которая прощает и примиряет».
Видимым признаком стремления к полному единству была просьба Папы Франциска, чтобы патриарх Армянской Апостольской Церкви благословил его, Католическую Церковь и общее устремление к единству. В заключение, они вместе благословили участников Литургии.
Утреннюю Литургию на площади Святого Тиридата в Эчмиадзине прокомментировал на месте, программный директор Ватиканского Радио о. Анджей Маевски:
«Евхаристическая Литургия сегодня утром была наиболее важным моментом папского визита. Уже вчера мы были свидетелями того, как много людей приняло участие в вечерней экуменической молитве за мир. Пятьдесят тысяч человек, однозначно не меньше, и сегодня собрались здесь, в Эчмиадзине. Торжественная литургия была поистине необыкновенной, поскольку восточные христиане редко служат ее под открытым небом. Эта вещь очень удивила нас и крепко показала нам, как Папу уважают в Армении. Тот факт, что его имя было дважды упомянуто во время Евхаристической Литургии было большим сюрпризом. Другой важной вещью стали аплодисменты Папе на открытой сцене, живая реакция людей, епископов, особенно, когда в конце своей речи Папа Франциск попросил католикоса Гарегина о благословении. При этом поднялись все епископы Армянской Апостольской Церкви. Этот жест сильно тронул армянские сердца. Поездка Папы постепенно подошла к концу, и теперь мы можем сказать, что она имела историческое значение», – сообщил о. Маевский сразу после Божественной литургии.
После Богослужения в Большом зале апостольского дворца католикоса Гарегина II состоялся обед, на котором, помимо Папы Франциска присутствовали все епископы Армянской Апостольской Церкви и все католические епископы армянского обряда.
Совместная декларация Папы Франциска
и католикоса Армянской Апостольской Церкви Гарегина II
После полудня Папа в резиденции, где он пребывал, встретился примерно с сотней делегатов и благотворителей Армянской Апостольской Церкви. После чего Римский Епископ Франциск и католикос Гарегин II подписали совместное заявление, в самом начале которого вместе поблагодарили Бога за «постоянную и растущую близость в вере и любви между Армянской Апостольской и Католической Церковью, являющуюся общественным свидетельством о Евангелии миру, израненному конфликтами и жаждущему утешения и надежды». В двухстраничном заявлении упоминалось, в частности о «конфликтах на этнической, политической и религиозной основе на Ближнем Востоке и в других частях света», «преследовании этнических и религиозных меньшинств», и вытекающем оттуда «экуменизме крови, который превосходит исторические разделения между христианами и призывает всех нас добиваться видимого единства учеников Христа».
Затем преемник Петра и католикос всех армян обратились к «представителям государств, чтобы они прислушались к миллионам людей, которые жаждут мира и справедливости в мире, требуя уважения их прав, полученных от Бога, и неотложно нуждающихся в хлебе, а не в оружие». После чего совместное заявление указывает на «секуляризацию широких слоев общества, его отчуждение духовному и божественному», и отмечает, что эта ситуация «неизбежно ведет к десакрализированому и материалистическому восприятию человека и человеческой семьи». В связи с этим, провозглашают наивысшие представители Католической и Армянской Апостольской Церкви, что они «разделяют тот же взгляд на семью, основанную на супружестве, которое является верным и бескорыстным актом любви между мужчиной и женщиной».
«Пред нами открыт путь примирения и братства. Пусть Святой Дух, который ведёт нас к полной истине, поддерживает каждое подлинное усилие, направленное на строительство мостов любви и общения между нами», – пишут в конце совместного заявления Папа Франциск и католикос Гарегин II.
Посещение монастыря Хор Вирап, главного места паломничества в Армении
Последним этапом поездки Папы был монастырь Хор Вирап, что означает «глубокая яма». Это – одна из наиболее почитаемых святынь Армянской Церкви, которая связана с истоками христианства в этой стране. Здесь в конце третьего века, царем Тиридатом (Трдатом) III был посажен в глубокий колодец на тринадцать лет Святой Григорий Просветитель. Заточивший его царь, однако, вскоре серьезно заболел и по заступничеству Святого Григория был чудесным образом исцелен, принял крещение и веру, тем самым сделав Армению первой христианской страной. Над темницей Святого Григория в пятом веке был возведен храм, ставший популярным местом паломничества армянских христиан. В монастыре размещалась известная семинария и учебный центр, обеспечивавший религиозное и культурное образование.
Монастырь Хор Вирап также отличается своим географическим положением, так как он расположен на холме, с которого открывается захватывающий вид на гору Арарат, возвышающуюся на высоте 5137 метров. Эта гора имеет принципиальное значение для армянского национального мировосприятия. По легенде, там располагался Библейский Рай, но особенно она известна, как место остановки Ноева ковчега. Ее вершина круглый год покрыта снегом и льдом. При этом, Арарат оказался недоступным с армянской территории, когда после Первой мировой войны он остался в составе Турции.
Папа Франциск прибыл на Хор Вирап из расположенного за 41 километр Эчмиадзина на автомобиле в сопровождении католикоса Гарегина II около 17 часов. У подножия монастыря двух гостей встретил его настоятель, и они вместе проследовали процессией вверх по лестнице к залу «Темницы Святого Григория», где зажгли свечи в прилегающей часовне, после чего каждый произнес короткую молитву.
«Христе, Боже наш, ведущий нас по жизни и дарящий покой, веди всех нас справедливо по Своим стопам, чтобы мы, с помощью Твоего милосердия достигли гавани жизни и спасения, потому что Ты – наша помощь и наш Спаситель. Тебе принадлежит слава и честь, ныне и во веки веков. Аминь», – молился Папа, чей визит сопровождался пением местных студентов, не только на армянском языке, но и на латыне.
Паломничество Папы и католиков в старейший армянский монастырь завершилось символическим запуском двух белых голубей с панорамной террасы перед храмом. Однако, паломникам не удалось увидеть вершину горы Арарат, которая оставалась окутанной туманом.
Часом позже, в аэропорту Еревана Папа попрощался с католикосом Гарегином II и президентом Армении Саргсяном.
По мат. Ватиканского радио