Газета "Кредо" №7(251)'16
Что делать, когда не чувствую Бога?
Дорогой отец, в жизни христианина бывает Благодатное время, а бывает «пустыня». Что вы посоветуете, как вести себя в такое время, когда не чувствуешь Бога, когда не чувствуешь Его любви, когда кажется, что Он далеко или Его вообще нет? Что делать, когда не ощущаешь Его поддержки?
В жизни многих святых случалось то, о чём ты говоришь: бывали моменты, в которые они чувствовали близость Господа, в другие же – нет. Есть время благодати, когда Солнце освещает всё и даёт нам чудесное чувство, а есть «ночи души», когда молитва даётся с трудом, богоугодные дела утомляют и отягчают нас, и мы идём вперёд без желания и человеческой радости.
По мнению многих святых, самым трудным моментом жизни Иисуса, был тот, когда Он, находясь на Кресте, почувствовал Себя покинутым Отцом: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 45-46). Иисус должен был перенести всё то, что мог бы перенести любой человек. Поэтому Отец хотел, чтобы Он прошёл через это ужасное чувство абсолютной покинутости и полнейшего одиночества, которое только можно себе представить, возникшее от мысли о том, что всё, что Он пережил и выстрадал, не имело никакого значения и было напрасным. Иными словами, Иисус тоже прошёл через то, о чём ты говоришь, но в ещё большей степени, несравненно большей. «Не хочешь ли ты соединить своё страдание с Моим?» – спрашивает тебя Иисус.
В чём же смысл этой «покинутости», которую Бог допускает нам пережить? Первое, что следует иметь в виду при ответе на этот вопрос - это то, что если Бог допускает это, то это только ради нашего блага, потому что из этих страданий мы можем извлечь бóльшее добро. Каково же это благо? Весьма вероятно, что это внутреннее очищение, которое приведёт нас к более чистой и бескорыстной любви к Богу.
Предположим, что человек идёт на Мессу потому, что ощущает самореализацию через пение или потому, что там он встретится со своими друзьями, или потому, что ему очень нравится радость, которая там царит – тогда его любовь к Богу не в полной мере чистая и бескорыстная. Если же я иду на Мессу, чтобы подарить радость Богу, тогда да, моя любовь бескорыстна: я иду ради Него, а не ради себя. Хорошо петь, иметь друзей на Мессе, и разделять с ними радость, но главной причиной должна быть любовь к Богу.
Бог – великий Учитель, поэтому Он идёт с нами медленно и постепенно. Порой Бог привлекает нас к Себе, используя для этого человеческие причины, как например, пение в приходском хоре, дружбу с другим католиком, и т.д. Если же Он видит, что мы готовы, Он просит нас о большем: Он лишает нас человеческих причин, чтобы очистить нашу любовь, чтобы мы избавились от нашего эгоизма. То же самое делает тренер со спортсменом: если он видит, что тот может больше, он в свою очередь и просит больше.
В то время, когда тебе кажется, что Бог скрылся, мой совет тебе: кричи Ему, продолжай говорить с Ним, иди вперёд, продолжай придерживаться всех своих благочестивых практик, и говори ему: «я здесь, я всегда буду здесь, будь что будет, чувствую ли я что-то или нет, потому что моё единственное желание – быть с Тобой». Когда ты находишься в туннеле, главное – идти вперёд, и ты снова после несколько шагов найдёшь свет.
Жизненная зрелость заключается в подобных решениях; решениях, которые делают нас стабильными людьми, устойчивыми перед «ветрами чувств». Как ты считаешь, чувствует ли женщина бесконечную радость каждый раз, когда готовит еду своему мужу? – Она делает это, потому что любит его, хотя и готовя еду не чувствует особую радость почти никогда. Если бы она готовила еду, только когда чувствует что-то, то вероятно её муж стал бы совсем худеньким! Любовь и чувства – это две разные вещи: любовь стабильна, чувства же приходят и уходят, поэтому они очень плохие советчики. Возможно, Бог, лишая нас ощущения Своего присутствия, хочет нам показать, что любовь – это нечто более возвышенное и благородное, и даёт нам возможность испытать это.
О. Карлос Лаоз