Пост тела безрезультатен, если душа не отречется от зла
Святой Лев Великий
«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» – пишет апостол Павел. И что ожидает нас в этот «день» и к чему нас призывает, это развивает в своей проповеди святой Папа Лев (+461).
Когда я говорю вам, мои дорогие, о самом святом и величайшем посте, как я мог начать бы лучше, чем использовать слова апостола, в котором говорил Христос, и чем сказать то, что было уже прочитано: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Хотя все времена полны даров Божьих, и у нас всегда есть доступ к милосердию Божьему и Его благодати, всё же умы верующих теперь должны работать с большим усилием, чтобы продвигаться дальше в духовной жизни, и больше доверять, когда нас призывает возвращение того дня, в который мы были искуплены, ко всем добрым делам, чтобы мы могли прославлять всеопережающую тайну страдания Господа, очищением тела и духа. Хотя столь великим тайнам должна сопутствовать постоянная набожность и постоянное почитание, чтобы мы постоянно стояли перед лицом Божьим такими, какими должны быть в праздник Воскресения, но так как мало людей столь мужественных, а из-за хрупкости тела освобождается строгость и забота о жизни, отвлекающая нас многими заботами, может загрязниться земной пылью и самое набожное сердце. И здесь у нас есть Богом установленное великое средство оздоровления, которое исцеляет нас для восстановления чистоты ума – сорокадневный пост, во время которого набожные дела и чистые помыслы должны искупить и уравновесить вины других времен года.
Вступая, возлюбленные, в таинственные дни, установленные к очищению духа и тела священным образом, постараемся повиноваться апостольским заповедям и очистимся от всех телесных и духовных пятен, чтобы дух, который поставлен под закон Божий и руководит своим телом, действительно приобрел достойное господство, когда мы очистим борьбу, которая всё еще продолжается между нашими сущностями: духовной и телесной, чтобы мы никого не оскорбили и не проповедовали клеветников, потому что были бы справедливо преданы неверными – и нашими ошибками, вооруженными нечестивыми языками против религии, – если пути и нравы постящихся христиан не согласны с чистотой совершенной сдержанности. Действительно, пик нашего поста – это не только сдержанность, а прием пищи неэффективен, если душа не отвернулась от зла.
Речь 42,4 постов. Чешский перевод был взят из Серафинского батальона № 3 (март) 1936 года (XVI год) и отредактирован «Revue Theofil»
.