Папа в Вербное воскресенье: «Отче, прости их», Иисус умоляет за наш жестокий и израненный мир










ЛИТУРГИЯ ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ
И СТРАСТЕЙ ГОСПОДНИХ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Площадь св. Петра,
воскресенье, 10 апреля 2022 г.






На Голгофе сталкиваются две ментальности. Ведь в Евангелии слова распятого Иисуса противопоставляются словам тех, кто Его распинал. Они повторяют один рефрен: «Спаси Себя Самого». Так говорят начальники: «Пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк 23, 35). То же твердят солдаты: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (ст. 37). И, наконец, даже один из слышавших это преступников повторяет то же: «Если Ты Христос, спаси Себя!» (ст. 39). Спасать себя, беречься, думать о себе: не о других, а лишь о собственном здоровье, собственном успехе, собственных интересах, об обладании, власти, имидже. «Спаси Себя» – вот рефрен человечества, распявшего Господа. Подумаем об этом.

Но ментальности «я» противопоставляется ментальность Бога, и «спаси себя» сталкивается со Спасителем, Который жертвует Собой. В сегодняшнем Евангелии Иисус так же, как и Его оппоненты, на Голгофе трижды берет слово (ср. ст. 34. 43. 46), но ни разу не требует чего-то для Себя и даже не пытается как-то защититься или оправдаться. Он молится Отцу и являет милосердие к доброму разбойнику. Один Его возглас особенно ярко контрастирует со «спаси себя»: «Отче! прости им» (ст. 34).

Подумаем над этими словами. Когда Господь их произносит? В специфический момент: когда Он распят, когда чувствует, как гвозди пронзают Его запястья и ноги. Попробуем представить себе ту мучительную боль, которую это причиняло. И тогда, страдая от острой физической боли, Христос просит прощения для тех, кто Его истязает. В такие моменты хочется только выкрикнуть всю свою злость и страдание, а Иисус говорит: «Отче! прости им». В отличие от других мучеников, о которых рассказывает Библия (ср. 2 Мак 7, 18-19), Он не бросает упреков палачам и не грозит им наказанием во имя Божье, а молится о злодеях. Пригвожденный к орудию унижения, Он умножает силу дара, который превращается в прощение.

Братья и сестры, давайте подумаем о том, что Бог ведет Себя так же и с нами. Когда мы своими поступками причиняем Ему боль, Он страдает, но у Него есть лишь одно желание: простить нас. Чтобы осознать это, взглянем на Распятого: из Его ран, из тех болезненных отверстий, пробитых нашими гвоздями, истекает прощение. Взглянем на Иисуса на кресте и подумаем о том, что никогда не слышали слов добрее: «Отче, прости». Взглянем на Иисуса на кресте, и мы увидим, что никогда не встречали взгляда нежнее и сострадательнее. Взглянем на Иисуса на кресте и поймем, что никогда не чувствовали более любящих объятий. Взглянем на Распятого и скажем: «Спасибо, Иисус: Ты всегда любишь и прощаешь меня, даже когда мне трудно самому любить и простить себя».

Как раз когда Его распинали, в самый трудный для Себя момент Иисус воплощает в жизнь самую трудную Свою заповедь: любовь к врагам. Вспомним кого-то, кто нас ранил, обидел, подвел, кто разозлил нас, не понял или не подал добрый пример. Сколько времени мы тратим на мысли о тех, кто сделал нам зло! А еще на то, чтобы плакать над собой и зализывать раны, нанесенные нам другими, жизнью или самой историей. Сегодня Иисус учит нас не замыкаться на этом, а отвечать, разрывая порочный круг зла и жалоб. Отвечать на гвозди жизни любовью, на удары ненависти – нежностью прощения. Но следуем ли мы, ученики Иисуса, за Учителем или за нашими злобными инстинктами? Вот вопрос, который мы должны задать себе: следуем ли мы за Учителем или следуем за своими злобными инстинктами? Если мы хотим убедиться в собственной принадлежности Христу, то посмотрим, как относимся к тем, кто причинил нам боль. Господь велит нам отвечать не так, как нам подсказывают эмоции или как делают все, а так, как Он нам отвечает. Он просит нас разорвать эту цепь: «ты нравишься мне, если я нравлюсь тебе; я дружу с тобой, если ты дружишь со мной; я помогаю тебе, если ты помогаешь мне». Нет, сострадание и милосердие ко всем, потому что Бог видит в каждом сына. Он не делит нас на добрых и злых, друзей и врагов. Это мы делим, причиняя Ему боль. Для него мы все – любимые дети, которых Он хочет обнять и простить. Как тот господин, который, созывая гостей на свадебный пир сына, посылает слуг на перекрестки улиц и говорит: «Зовите всех: белых и черных, добрых и злых; всех здоровых и больных, всех…» (ср. Мф 22, 9-10). Иисус любит всех, и этом ни у кого нет никаких привилегий. Всех. У каждого из нас есть привилегия быть любимым и прощенным.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Евангелие отмечает, что Иисус «говорил» это (ср. Лк 23, 34): не сказал один раз при распятии, а провел целые часы на кресте с этими словами на устах и в сердце. Бог не устает прощать. Мы должны понять это, но понять не только умом, а и сердцем: Бог не устает прощать, это мы устаем просить у Него прощения, но Он никогда не устает прощать. Он не терпит до какого-то момента, чтобы потом передумать, как это бывает с нами. Иисус, как учит Евангелие от Луки, пришел в этот мир, чтобы принести нам прощение наших грехов (ср. Лк 1, 77), а в конце дал нам четкое повеление: возвещать всем в Его имя прощение грехов (ср. Лк 24, 47). Братья и сестры, пусть нам не прискучит Божье прощение: священникам – уделять его, всем христианам – принимать и возвещать его. Пусть нам не прискучит Божье прощение.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Отметим еще одну вещь. Иисус не только просит о прощении, а добавляет, почему: «прости им, ибо не знают, что делают». Как так? Распинавшие Его убили Его преднамеренно, организовали Его арест, суды, а теперь стоят на Голгофе, чтобы увидеть Его конец. И все же Христос оправдывает этих злоумышленников, «ибо не знают, что делают». Так Иисус поступает и с нами: делается нашим «Адвокатом». Не становится против нас, а за нас против нашего греха. И при этом использует интересный аргумент: «ибо не знают» – из-за невежества сердца, присущего всем нам, грешникам. Когда люди прибегают к насилию, то это значит, что они ничего уже не знают ни о Боге, Который есть Отец, ни о других, которые суть братья. Забывают, зачем пришли в этот мир, и пускаются в бессмысленную жестокость. Это проявляется в безумии войны, когда вновь распинают Христа. Да, Христа опять пригвождают к кресту в матерях, оплакивающих безвременную смерть мужей и детей. Его распинают в беженцах, бегущих от бомб с младенцами на руках. Его распинают и в стариках, брошенных умирать в одиночестве, в молодых, лишенных будущего, в солдатах, посланных убивать их братьев. Христа распинают там сегодня.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Многие слышат эту неслыханную фразу; но лишь один понял ее. Это преступник, распятый рядом с Иисусом. Можно предположить, что милосердие Христово пробудило в нем последнюю надежду и заставило его произнести эти слова: «Помяни меня, Господи» (Лк 23, 42). Он как бы говорил: «Все забыли обо мне, но Ты думаешь даже о тех, кто Тебя распинает. Так что и для меня найдется место у Тебя». Добрый разбойник принимает Бога в тот момент, когда подходит к концу его жизнь, и тем самым для него вновь начинается жизнь, в аду этого мира он видит, как открываются райские врата: «Ныне же будешь со Мною в раю» (ст. 43). Вот чудо прощения Божьего, превратившее последнюю просьбу осужденного на смерть в первую канонизацию в истории.

Братья и сестры, на этой неделе мы обретаем уверенность в том, что Бог может простить любой грех. Бог прощает всех, может простить любые расстояния, обратить любой плач в пляс (ср. Пс 30/29/, 12). Мы обретаем уверенность в том, что у Христа всегда есть место для каждого, что с Иисусом никогда не бывает все кончено, никогда не бывает слишком поздно. С Богом всегда можно вернуться к жизни. Отваги, пойдем к Пасхе с Его прощением. Потому что Христос постоянно ходатайствует пред Отцом за нас (ср. Евр 7, 25) и, глядя на наш жестокий мир, наш раненый мир, не устает повторять, и давайте мы повторим это сейчас от всего нашего сердца в молчании: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Источник: vatican.va