Cв. Иосиф – предполагаемый отец Иисуса








ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 5 января 2022 г.
Катехизическое поучение о св. Иосифе 6: св. Иосиф – предполагаемый отец Иисуса






Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Давайте сегодня поразмышляем над личностью св. Иосифа как отца Иисуса. Евангелисты Матфей и Лука представляют его как предполагаемого, а не биологического отца Иисуса. Матфей указывает на это, избегая выражения «родил», которое использует в генеалогии для всех предков Иисуса. Он называет Иосифа «мужем Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (1, 16), а Лука говорит о том же, отмечая, что тот был отцом Иисуса, «как думали» (3, 23), т.е. казался всем отцом.

Чтобы понять, что означало предполагаемое или юридическое отцовство Иосифа, нужно иметь в виду, что на древнем Востоке усыновление было явлением весьма распространенным – намного более распространенным, чем в наши дни. Достаточно вспомнить широко применявшееся в Израиле право «левирата», так сформулированное во Второзаконии: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» (25, 5-6). Иными словами, родителем этого ребенка является деверь, но законным отцом считается умерший, от которого к новорожденному переходят все наследственные права. У этого закона была двоякая цель: обеспечить усопшему потомство и сохранить наследство.

Как официальный отец Иисуса Иосиф пользуется правом дать ребенку имя, признавая его тем самым юридически. Юридически он – отец, но не биологически, не по рождению.

В древности имя отражало суть личности человека. Сменить его значило измениться самому, как в случае Аврама, которому Бог дал новое имя «Авраам», что значит: «отец многих», потому что, как говорит Книга Бытия, ему предстояло стать «отцом множества народов» (17, 5). То же произошло с Иаковом, который получил имя «Израиль», т.е. «борющийся с Богом», потому что он боролся с Богом, чтобы вынудить Его дать благословение (ср. Быт 32, 29; 35, 10).

Но, прежде всего, дать кому-то или чему-то имя значило утвердить свою власть над ним, как это сделал Адам, когда назвал всех животных (ср. Быт 2, 19-20).

Иосиф заранее знает, что для Сына Марии есть имя, уготованное Богом: имя Ему дает Его истинный Отец Бог, и это имя: «Иисус», что значит: «Господь спасает», как поясняет ангел: «…ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1, 21). Эта особая сторона образа Иосифа позволяет нам сегодня поразмышлять об отцовстве и материнстве. И думаю, это очень важно: размышлять об отцовстве сегодня. Ведь мы живем в эпоху явного сиротства. Это интересно: наша цивилизация в каком-то смысле осиротела, и от ощущения этого сиротства не деться никуда. Пусть образ св. Иосифа поможет нам понять, как избавиться от чувства сиротства, которое причиняет нам сегодня столько боли.

Недостаточно просто произвести на этот свет ребенка, чтобы тоже называться отцом или матерью. «Отцами не рождаются: ими становятся. И становятся ими, не только произведя на свет ребенка, но и ответственно взяв на себя заботу о нем. Каждый раз, когда кто-то берет на себя ответственность за жизнь другого, он в каком-то смысле осуществляет отцовство по отношению к нему» (окружное послание «Patris corde»). Прежде всего, я имею в виду всех, кто открыт для того, чтобы принять жизнь посредством столь щедрого и прекрасного поступка, как усыновление. Иосиф показывает нам, что такой тип связи совсем не второстепенен – это не какой-то запасной вариант. Подобный выбор – одно из высочайших проявлений любви, а также отцовства и материнства. Сколько детей мира ждет, чтобы кто-то взял на себя заботу о них! И сколько супругов хотят быть отцами и матерями, но не могут по биологическим причинам или же, имея уже детей, желают разделить семейную любовь с теми, кто лишен ее. Не стоит бояться выбрать путь усыновления, взять на себя «риск» принять. Но сегодня даже при сиротстве мы видим определенный эгоизм. Недавно я говорил о наступившей в наши дни демографической зиме: люди не хотят иметь детей или хотят только одного и никак не больше. И у многих пар нет детей, потому что они не хотят, или есть один ребенок, потому что больше им не нужно, но зато у них есть по две собаки, по две кошки… Вот так: собаки и кошки занимают место детей. Да, это смешно, я понимаю, но такова уж правда. И это отречение от отцовства и материнства принижает нас, лишает человечности. Так цивилизация стареет и стареет, одновременно теряя человечность, потому что исчезает сокровище отцовства и материнства. И страдает родина, у которой нет детей. А еще кто-то немного с юмором сказал: «Кто теперь будет платить взносы на мою пенсию, раз нет детей? Кто позаботится обо мне?» Он смеялся, правда. Прошу у св. Иосифа благодати, дабы пробудилось сознание людей, и они подумали о том, чтобы завести детей. Отцовство и материнство – это полнота жизни человека. Подумайте об этом. Да, есть духовное отцовство тех, кто посвящает себя Богу, и духовное материнство. Однако, тот, кто живет в миру и заключает брак, должен думать о том, чтобы завести детей, дать жизнь, потому что это они однажды закроют ему глаза, позаботятся о нем в будущем. А если вы не можете иметь детей, то подумайте об усыновлении. Да, это риск: завести ребенка – это всегда риск, биологический это ребенок или усыновленный. Но еще больший риск – остаться без детей. Еще больший риск – отвергать отцовство, отвергать материнство, как реальное, так и духовное. Мужчине и женщине, которые по своей воле не развивают в себе чувство отцовства и материнства, недостает чего-то главного, важного. Подумайте об этом, пожалуйста. Пусть соответствующие учреждения всегда будут готовы помочь в усыновлении, следя со всей серьезностью, но и упрощая процедуру, необходимую для того, чтобы исполнилась мечта множества маленьких людей, которым нужна семья, и множества супругов, которые хотят подарить себя в любви. Как то давно я слышал свидетельство одного человека, врача (важная профессия). У него не было детей, и они с женой решили усыновить. И когда пришло время, им предложили одного ребенка, но при этом сказали: «Только мы не знаем, как у него со здоровьем. Возможно, он чем-то болеет». А тот врач ответил: «Если бы вы предупредили меня заранее, прежде чем войти сюда, то я, наверное, сказал бы “нет”. Но я его уже увидел: забираю». Вот желание стать отцом, стать матерью, в том числе и путем усыновления. Не бойтесь этого.

Молюсь о том, чтобы никто не чувствовал отсутствия связей родительской любви. И те, кто страдает болезнью сиротства, пусть идут вперед без этого такого страшного чувства. И пусть св. Иосиф не оставит своим заступничеством и помощью сирот и ходатайствует за супругов, желающих иметь детей. Помолимся об этом вместе:

Святой Иосиф,

отцовской любовью возлюбивший Иисуса,

будь со всем тем множеством детей, которые лишены семьи

и мечтают о папе и маме.

Поддержи супругов, не могущих иметь детей,

помоги им благодаря этому страданию открыть для себя более великий замысел.

Пусть у всех будет дом, будут семейные вязи,

будет человек, который позаботится о нем или о ней,

и исцели эгоизм тех, кто закрывается для жизни,

ибо ты распахиваешь сердца для любви.









Источник: vatican.va














/