Нести в мир радостную новость пророчества Иисуса














ТОРЖЕСТВО ВСЕХ СВЯТЫХ
ПАПА ФРАНЦИСК
«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»
Площадь св. Петра,
понедельник, 1 ноября 2021 г.









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы прославляем всех святых, и в литургии звучит «программное» учение Иисуса, т.е. Заповеди блаженства (ср. Мф 5, 1-12а). Они указывают нам путь, ведущий к Царству Божьему и счастью: путь смирения, сострадания, кротости, справедливости и мира. Быть святым – значит идти по этому пути. Остановимся сейчас на двух аспектах данного образа жизни. Два аспекта данного образа жизни в святости – это радость и пророчество.

Итак, радость. Иисус начинает словом «блаженны» (Мф 5, 3). Вот главная весть – неслыханное счастье. Блаженство, святость – это программа жизни, которая складывается не только из усилий и отречений: это, прежде всего, радостное осознание того, что мы – дети, любимые Богом. И это наполняет тебя радостью. Это – не человеческое завоевание, а ниспосланный нам дар: мы святы, потому что Бог, Который свят, вселяется в нашу жизнь. Это Он дает нам святость. Поэтому мы блаженны! Так что радость христианина – это не сиюминутная эмоция или просто человеческий оптимизм, а уверенность в том, что можно справиться с любой ситуацией под любящим взором Бога с мужеством и силой, что исходят от Него. Святые даже при множестве невзгод ощущали эту радость и возвещали ее. Без радости вера становится суровым и гнетущим упражнением и рискует заразиться печалью. Запомним это выражение: заразиться печалью. Один отец-пустынник говорил, что печаль – это «червь сердечный», разъедающий жизнь (ср. Евагрий Понтийский, «Восемь духов зла», XI). Зададим себе вопрос: а мы – радостные христиане? Я – радостный христианин или же нет? Мы излучаем радость либо ходим с похоронными лицами тусклые и грустные? Будем помнить, что нет святости без радости!

Второй аспект: пророчество. Заповеди блаженства адресованы бедным, страдающим, алчущим правды. Это учение идет против течения. Ведь мир говорит нам, что для счастья нужны богатство, власть, вечная молодость и сила, слава и успех. Иисус опрокидывает эти критерии и, являя пророческое измерение святости, пророчествует: истинная полнота жизни достигается путем следования Иисусу и исполнения Его слова. А это подразумевает еще одну бедность: нужно быть бедным внутренне, опустошиться, чтобы освободить место для Бога. Тот, кто чувствует себя богатым, победоносным, твердо стоящим на ногах, опирается только на себя, закрываясь для Бога и братьев. Тот же, кто знает, что он нищ и не самодостаточен, остается открытым на Бога и ближнего. И обретает радость. Так что Заповеди блаженства – это пророчество о новом человечестве, о новом образе жизни: умалиться и довериться Богу, а не возноситься над другими; быть кротким, а не навязывать свое; творить милость, а не думать только о себе; сеять правду и мир, а не подпитывать пусть даже только попустительством несправедливость и неравенство. Святость состоит в том, чтобы с Божьей помощью принять и воплотить в жизнь это революционное для мира пророчество. Итак, можно спросить себя: а я – свидетель пророчества Иисуса? Проявляю ли пророческий дух, данный мне в крещении? Или же предпочитаю комфортную жизнь и собственную лень, думая, что все хорошо, если хорошо мне? Несу ли в мир радостную новость пророчества Иисуса или привычные жалобы на то, что нас не устраивает? Нам было бы полезно задать себе эти вопросы.

Пресвятая Дева да дарует нам частичку своего духа – того блаженного духа, что возвеличил с радостью Господа, Который «низлагает сильных с престолов и возносит смиренных» (Лк 1, 52).

Источник: vatican.va





.