Канталамесса: «Крещение Духом Святым»

 








 

В трех разных местах Нового Завета мы слышим об обращении, которое каждый раз совершается в новом свете. Вместе эти три отрывка дают нам представление о том, что означает евангелическая метанойя. Однако главное, чтобы каждый открыл для себя то обращение, которое ему нужно в данный момент жизни. Именно так кардинал Раньеро Канталамесса сказал во введение своей первой постной проповеди.


 

Подобно циклу адвентовских проповедей, медитации папского проповедника во время Великого поста проходят в Зале Павла VI. В пятницу кардинал Канталамесса проанализировал призывы к обращению из Евангелия от Марка (1, 15), Евангелия от Матфея (18, 1-3) и Апокалипсиса (3, 15ad).

 

 

 

Обращение как изменение менталитета

 

«Покайтесь и веруйте в Евангелие!» (Мк 1, 15). Мы впервые сталкиваемся с призывом к обращению в начале публичной жизни Иисуса в Евангелии от Марка. До прихода Иисуса обращение всегда означало «возврат», пересмотр пути, в тот момент, когда человек находился вне его, и возвращение на стези закона и, вместе с тем, возобновление завета с Богом. Иисус меняет этот нравственный смысл обращения:

 

«В устах Иисуса это значение меняется. Не потому, что Он играл с изменением значения слов, а потому, что всё изменилось с Его прибытием. «Пришло время, пришло Царство Божье!» Обращение больше не означает возвращение назад, к Ветхому Завету и соблюдению закона, а скорее означает прыжок вперед и вхождение в Царство, принятие спасения, которое приходит к людям бескорыстно, по свободной и суверенной Божьей инициативе».

 

Обращение и вера, это не две последовательные вещи, а единое движение. Поверить – в этом заключается первое обращение, как пишет св. Фома Аквинский (Prima convertio fit per fidem, S.Th, I-IIae, кв.113, а. 4). Однако для этого требуется глубокая трансформация, переход от идеи Бога, Который повелевает и требует, к Богу, Который приходит, чтобы дать нам всё: обращение от «закона» к «благодати».

 

 

 

«Не будете как дети...»

 

Вторая евангельская цитата, выбранная папским проповедником, поощряет к обращению, которое означает радикальное изменение направления, буквально в обратном направлении. «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Мф 18, 3). Иисус отвечает на спор апостолов о том, кто будет больше в Царстве Небесном. «Это обращение для тех, кто уже вошел в Царство, уверовал в Евангелие и долгое время находится в служении Христа. Это наше обращение!» – сказал папский проповедник своим коллегам из римской курии.

 

«Иисус внезапно срывает покрывало. Не первый, но так в Царство не попадешь! Где искать исправление? В конверсии, в полной смене перспективы и направления. Иисус предлагает настоящую коперниковскую революцию. Необходимо «децентрализоваться от себя и снова в центр поставить Христа».

 

Стать детьми, для апостолов означает вернуться к своему первому призванию на берегу озера, во времена без титулов, ожиданий, но также без зависти и соперничества, когда их единственным богатством было обещание и Его присутствие. Так же и для нас – продолжил кардинал Канталамесса – это означает возвращение к моменту призвания, священнического рукоположения, религиозных обетов или первой реальной встречи с Иисусом, когда мы сказали: «Одного Бога мне достаточно!», и поверили этому.

 

 

 

Возврат от теплохладности

 

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; …Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих …Итак будь ревностен и покайся» (Откр 3, 15. 16. 19). Третий призыв к обращению звучит в строгом тоне. Мы находим его в Апокалипсисе, и он адресован тем, кто долгое время живет христианской жизнью и даже играет в нём ведущую роль. Речь идет от обращения примерности и теплохладности к пламени Духа. Кардинал Канталамесса цитирует пример св. Терезы из Авилы, которая без приукрашивания описывает глубокую неудовлетворенность и колебание между мирскими увлечениями и жизнью в присутствии Бога (ср. Тереза из Авилы, Жизнь, главы 7-8).

 

Итак, как вызвать рвение? Кардинал Канталамесса напоминает классический путь христианской аскезы с тремя стадиями очищения, просвещения и объединения. Однако даже чтобы начать этот испытанный традицией путь, необходим импульс от Святого Духа. И это не единственный способ следовать Божьей благодати.

 

«Аскетизм, инициированный без сильного начального импульса Духа, был бы только мертвым стремлением и не привел бы ни к чему, кроме «гордости плоти». Дух был дан нам для того, чтобы мы были способны отречься, как награда за отречение. Второй путь, ведущий от вознесения к аскезе и практике добродетелей – это путь, по которому Иисус позволил идти Своим апостолам».

 

Святой Дух зажег пламя любви ко Христу в апостолах в день Пятидесятницы. Много отцов Церкви, начиная с Оригена, говорят об опьянении, которое приносит «молодое вино», происходящее из истинного винограда, которым является Христос. Апостолы действительно были в состоянии опьянения, но «трезвого опьянения», которое умертвляет грех и вливает в сердце жизнь, пишет св. Кирилл Иерусалимский (Катех. XVII, 18-19, PG 33, 989).

 

 

 

Крещение Святым Духом

 

Как снова схватить этот идеал и перенести его в сегодняшнюю историческую и церковную ситуацию? Является ли этот мощный способ познания Духа привилегией времен отцов и ранних времен Церкви? – спрашивает папский проповедник. Дар Христа не привязан к определенному историческому периоду. Именно Дух является тем, кто делает искупление Христа универсальным. И со ссылкой на Папу Франциска, он указывает на католическое харизматическое движение, которое предлагает Божьему народу путь «к потоку благодати», который мы переживаем в крещении Духом.

 

«Термин «крещение Духом» исходит от Самого Иисуса. Когда Он ссылается на приближающуюся Пятидесятницу перед Его вознесением на небо, Он говорит Своим апостолам: «Иоанн крестил водою, а вы, будете крещены Духом Святым» (Деян 1, 5). Это церемония, в которой нет ничего эзотерического, а скорее ее составляют очень простые жесты, мир и радость, сопровождаемые отношением смирения, покаяния и готовности быть как дети».

 

Крещение Святым Духом, это актуализация крещения и миропомазания, но также и всей христианской жизни. Таинства брака для женатых, таинства священства для священников и религиозные обеты для посвященных», – объясняет кардинал Канталамесса. Хорошая исповедь и катехизация приводят в нём христианина к живому и радостному отношению к основным истинам и реальностям веры, таким как любовь Бога, осознание греха и спасения, новая жизнь и преображение во Христе, харизмы и плоды Святого Духа. Самым распространенным и самым важным плодом этого крещения становится открытие того, что значит иметь личные отношения с воскресшим и живым Иисусом.

 

«В католическом понятии крещение в Святом Духе является не конечной целью, а отправной точкой ведущей к христианской зрелости и обязательствам в Церкви», – продолжает папский проповедник. Он также напоминает нам, что это, конечно, не единственный возможный и исключительный путь. Много христиан пережило подобный опыт, даже не слыша о харизматическом движении. Они испытали явный приток благодати и новое помазание Духом во время духовных упражнений, духовной встречи или чтений.

 

«Секрет заключается в том, чтобы мы один раз сказали: «Приди Дух Святой», сказали это от всего сердца, оставили Духу Святому свободу, чтобы он пришел таким способом, каким сам хочет, а не так, как этого хотим мы, желательно, чтобы в нашем способе жизни и молитвы ничего не поменялось. Вспомним торжественное обещание Иисуса, которое прозвучало в евангелии сегодня во время Мессы: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7, 11)».

 

«Крещение Святым Духом» оказалось простым и мощным средством для восстановления жизни миллионов верующих почти во всех христианских Церквях. Есть бесчисленное количество тех, кто был христианином только по имени, и благодаря этому опыту стал настоящим христианином, преданным молитве хвалы и таинствам, активным в евангелизации и готовым взять на себя пастырские задачи в приходах. Настоящее обращение из теплого во вспыхивающего! Пришло время сказать себе то, что Августин, почти расстроенный, сам себе повторял, когда услышал рассказы о мужчинах и женщинах, которые в его время покинули мир, чтобы посвятить себя Богу: «Может другой, может другая, почему не я?».

 

Так завершил папский проповедник, кардинал Раньеро Канталамесса, свою первую медитацию Великого поста для римской курии. И он закончил ее с просьбой к Богородице, чтобы испросила у Своего Сына ту же благодать как в Кане Галилейской, и по Ее заступничеству вода нашей теплохладности превратилась в вино нового энтузиазма. Вино, которое во время Пятидесятницы вызвало у апостолов опьянение Духом и сделало их «ревностными в Духе».


Источник: Vatican News/cz









.