Будем просить о благодати видеть Иисуса в бедных и служить Иисусу в бедных









ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕДНЫХ

 

СВЯТАЯ МЕССА

 

 

 

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

 

 

 

Ватиканская базилика,

XXXIII воскресенье Рядового времени,

15 ноября 2020

 

 

 

 

 

Начало, середина и конец той притчи, которую мы слышали, озаряют начало, середину и конец нашей жизни.

 

 

 

Начало. Всё начинается с великого добра: господин не прячет для себя свои богатства, а раздает их слугам: одному пять, другому два, а третьему один талант, «каждому по его силе» (Мф 25, 15). Подсчитано, что один единственный талант был равен, примерно, заработной плате за двадцать лет работы: это был переизбыток добра, которого тогда хватило бы на всю жизнь. Вот начало: и для нас всё началось с благодати Божьей – всё всегда начинается с благодати, а не с наших усилий – с благодати Бога – Отца, Который вложил в наши руки столько добра, вверив каждому разные таланты. Мы – носители огромного богатства, зависящего не от того, сколько у нас всего есть, а от того, кем мы являемся: от обретенной жизни, от добра в нас, от неотразимой красоты, которой Бог нас одарил, так как мы сотворены по образу Его, и каждый из нас ценен в Его глазах, каждый уникален и незаменим в истории! Так смотрит на нас Бог, так чувствует нас Бог.

 

 

 

Как важно помнить об этом: слишком часто, глядя на свою жизнь, мы видим только то, чего нам не хватает, и жалуемся на это. Тогда поддаемся искушению «вот бы»: «вот бы мне такую работу, вот бы мне тот дом, вот бы мне деньги и успех, вот бы у меня не было этой проблемы, вот бы меня окружали люди получше!..» Но иллюзия «вот бы» мешает нам видеть добро и заставляет забыть о талантах, которые у нас есть. Да, у тебя нет того, но зато есть это, о чём мы забываем. Однако Бог вверил нам это, так как знает каждого из нас и то, на что мы способны. Он вверяет нам это, несмотря на нашу слабость. Он вверяет и тому слуге, который спрячет талант: Бог надеется, что, вопреки всем своим страхам, и он всё же сможет хорошо использовать полученное. В общем, Господь просит нас использовать настоящее, не ностальгируя о прошлом, а деятельно ожидая Его возвращения. Эта скверная ностальгия вместо радости травит нашу душу черным настроением и заставляет ее всё время оглядываться назад, всё время на других и никогда на собственные руки, на возможности работы, которые Господь дал нам, на наши собственные условия… и даже на нашу бедность.

 

 

 

Так мы доходим до середины притчи: это дело слуг, т.е. служение. Оно является и нашим делом, которое позволяет талантам плодоносить и придает смысл жизни: ведь нет смысла жить тому, кто не живет, чтобы служить. Мы должны повторять это, повторять как можно чаще: нет смысла жить тому, кто не живет, чтобы служить. Мы должны думать об этом: нет смысла жить тому, кто не живет, чтобы служить. Но как нужно служить? В Евангелии хорошие слуги – это те, которые рискуют. Они не осмотрительны и осторожны, не берегут того, что получили, а пускают его в дело. Потому что добро, если его не инвестировать, теряется; потому что величие нашей жизни зависит не от того, сколько мы отложим, а от того, сколько плодов мы принесем. Сколько людей тратит свою жизнь только на то, чтобы копить, беспокоясь больше о том, чтобы благоденствовать, а не о том, чтобы благодетельствовать. Но как же пуста жизнь, которая гонится за удовлетворением нужд, не глядя на нуждающихся! Если мы имеем дарования, то для того, чтобы быть даром для других. И здесь, братья и сестры, зададим себе вопрос: я удовлетворяю свои нужды и всё или же способен смотреть на нуждающегося? На нуждающегося? Моя рука такая (раскрывает ладонь) или такая (сжимает ее в кулак)?

 

 

 

Обратим внимание на то, что слуги, которые рискнули и вложились, четырежды названы «верными» (Мф 25, 21. 23). Для Евангелия нет верности без риска. «Отец, но разве быть христианином – значит рисковать?» Да, дорогой мой или дорогая, рисковать. Если ты не будешь рисковать, то кончишь, как третий слуга: зароешь свои способности, свои духовные, материальные богатства, все. Риск: нет верности без риска. Хранить верность Богу – значит посвящать жизнь, позволять себе нарушать планы со служения. «У меня есть такой-то план, но, если нужно послужить…». Пусть план расстроится, ты служи. Грустно, когда христианин играет в обороне, цепляясь только за исполнение правил и соблюдение заповедей. Те «умеренные» христиане, что никогда не нарушают правил – никогда, потому что боятся рисковать. Они, уж позвольте мне такую метафору, которые так заботятся о себе, что не рискуют никогда, уже при этой жизни начинают процесс мумификации души и в итоге становятся мумиями. Этого мало – мало просто соблюдать правила. Хранить верность Иисусу – не значит только не ошибаться. Это негативный подход. Так думал тот ленивый слуга из притчи: лишенный инициативности и креативности, он прячется за бесполезным страхом и хоронит полученный талант. Господин прямо называет его «лукавым» (Мф 25, 26). А ведь он не сделал ничего плохого! Да, но он не сделал и ничего хорошего. Предпочел согрешить нерадением, лишь бы не рискнуть ошибиться. Он не был верен Богу, Который любит раздавать Себя, и тем самым обидел Его еще сильнее: вернул Ему полученный дар. «Ты дал мне это, и я тебе это отдаю», и не более того. Господь же призывает нас самоотверженно поставить всё на кон, побеждать страх смелостью любви, преодолевать пассивность, которая перетекает в соучастие. Сегодня, в эти смутные времена, в эти ненадежные времена, мы будем тратить свою жизнь, думая лишь о себе, впадая в это равнодушие. Не будем обманывать себя словами: «Мир и безопасность!» (1 Фес 5, 3). Святой Павел призывает нас смотреть в лицо реальности и сторониться заразы равнодушия.

 

 

 

Как же служить по воле Божьей? Господин объясняет это неверному слуге: «Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф 25, 27). И кто же такие для нас эти «торгующие», способные гарантировать долгосрочную прибыль? Это бедные. Не забывайте: бедные стоят в центре Евангелия, его не понять без них. Бедных олицетворяет Сам Иисус, Который, будучи богат, уничижил Самого Себя, стал бедным, стал грехом, самой скверной бедностью. Бедные гарантируют нам вечную прибыль и уже сейчас позволяют нам богатеть в любви. Потому что самая великая бедность, с которой следует бороться – это недостаток любви. Самая великая бедность, с которой следует бороться – это недостаток любви. Книга Притч восхваляет женщину, деятельную из любви, так как она ценнее жемчуга, и нужно подражать этой женщине, которая, как сказано в тексте, «длань свою она открывает бедному» (Притч 31, 20): вот великое богатство этой женщины. Протяни руку нуждающемуся вместо того, чтобы мечтать о том, чего у тебя нет: так ты умножишь те таланты, что получил.

 

 

 

Приближается время Рождества, время праздников. Как часто в эти дни такое множество людей говорит себе: «Что бы мне купить? Чего мне хочется еще? Нужно пройтись по магазинам». Давайте говорить другое: «Что я мог бы дать другим?» Чтобы уподобиться Иисусу, Который дал Себя и родился в том хлеву.

 

 

 

Так мы подходим к концу притчи: будут те, кто приобретет в избытке, и те, кто загубил жизнь и останется бедным (ср. Мф 25, 29). Ведь в конце жизни откроется действительность: закатится фикция мира сего, которая убеждает нас, что успех, власть и деньги и есть смысл существования, зато любовь, всё то, что мы дарили, окажется истинным богатством. Вещи мира сего пройдут, а любовь возвысится. Один великий отец Церкви писал: «Так уж бывает в жизни: когда нагрянет смерть, и кончится спектакль, все снимают маски богатства и бедности и покидают мир сей. И судят их лишь по делам их: одни оказываются поистине богатыми, а другие – бедными» (св. Иоанн Златоуст, «Слово о бедном Лазаре», II, 3). Если мы не хотим прожить бедно, то попросим благодати видеть Иисуса в бедных, служить Ему в бедных.

 

 

 

Мне хотелось бы поблагодарить стольких верных слуг Божьих, которые говорят не о себе, а живут так – служением. Здесь мне вспоминается, например, дон Роберто Мальгезини. Этот священник не строил теорий. Он просто видел Иисуса в бедном, а смысл жизни – в служении. Кротко отирал слезы во имя Бога утешающего. Началом его дня была молитва, дабы обрести дар Божий; серединой – милосердие, дабы принести плоды полученной любви; концом – ясное свидетельство Евангелия. Этот человек понимал, что должен протянуть руку множеству бедных, которых ежедневно встречал, потому что в каждом из них он видел Иисуса. Братья и сестры, будем просить о благодати быть христианином не на словах, а на деле, чтобы принести плод, как желал того Иисус. Да будет так.

 


Источник: radiovaticana.cz








.