Иисус – Учитель молитвы







ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 4 ноября 2020 г.
 
Катехизическое поучение о молитве 13:
Иисус – Учитель молитвы

 




Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

К сожалению, нам пришлось снова перенести аудиенцию в эту библиотеку, чтобы уберечься от заражения Covid. Однако, это учит нас тому, что нам нужно очень внимательно относиться к предписаниям и политических властей, и органов здравоохранения, чтобы защититься от этой пандемии. Отдадим Господу эту дистанцию между нами, во благо всех и подумаем, хорошенько подумаем о больных, о тех, кто поступает в больницы уже в безнадежном состоянии, подумаем о врачах, медбратьях и медсестрах, волонтерах и всем том множестве людей, которые работают с больными прямо сейчас: они рискуют жизнью, но делают это из любви к ближнему, воспринимая это как свое призвание. Помолимся о них.

В течение всей Своей публичной жизни Иисус постоянно обращается к силе молитвы. Евангелия показывают нам Его, когда Он удаляется в уединенные места, чтобы помолиться. Эти простые и скудные замечания позволяют лишь вообразить те молитвенные беседы. Однако, они ясно говорят о том, что даже в периоды наибольшей самоотдачи бедным и больным Иисус никогда не прекращает Своего внутреннего диалога с Отцом. Чем глубже Он погружался в человеческие нужды, тем сильнее ощущал потребность отдохнуть в Общении Троицы, встретиться с Отцом и Духом.

Так что в жизни Иисуса есть одна тайна, скрытая от человеческих глаз, но ставшая основой для всего. Молитва Иисуса – это мистическая реальность, о которой мы можем лишь догадываться, но которая позволяет увидеть в правильном свете всю Его миссию. В те одинокие предрассветные или ночные часы Иисус погружается в свою глубинную близость с Отцом, т.е. в Любовь, которой жаждет каждая душа. И это проявляется с первых дней Его публичного служения.

В субботу, например, городок Капернаум превращается в «полевой госпиталь»: после захода солнца к Иисусу приносят всех больных, и Он исцеляет их. Но перед рассветом Учитель исчезает: Он уходит в уединенное место и молится. Симон и другие ищут Его и, найдя, говорят Ему: «Все ищут Тебя!» И что отвечает Иисус? «Я должен пойти и проповедовать в других селениях; для этого Я и пришел» (ср. Мк 1, 35-38). Он всегда немного где-то там: там в молитве с Отцом и там в других деревнях, на других горизонтах, чтобы идти и проповедовать другим народам.

Молитва – тот штурвал, который направляет курс Иисуса. Этапы Его миссии определяются не успехами, не согласием, не этой искушающей фразой: «Все ищут Тебя». Путь Иисуса – это самый неудобный путь, но Он повинуется вдохновению Отца, которого слышит и встречает в Своей уединенной молитве.

«Катехизис» говорит: «Когда Иисус молится, Он уже учит нас молитве» (п. 2607). Так что, глядя на Его пример, мы можем выделить некоторые характеристики христианской молитвы.

Прежде всего, она всегда на первом месте: это первое желание дня, то, что делают на рассвете, прежде чем проснется мир. Она возвращает душе то, что иначе не дышало бы. Прожитый без молитвы день может оказаться неприятным или скучным опытом: все происходящее с нами превращается для нас в невыносимую и слепую судьбу. Иисус же учит нас послушанию действительности и тем самым слушанию. Молиться значит, прежде всего, слушать Бога и встречаться с Ним. И тогда повседневные проблемы – это уже не препятствия, а призыв Самого Бога слушать и встречаться с теми, кто перед нами. Так жизненные испытания становятся возможностью расти в вере и милосердии. Ежедневный путь, в том числе и трудности, приобретает перспективу некоего «призвания». Молитва в силах обратить в добро то, что иначе было бы проклятием жизни; молитва в силах открыть великий горизонт перед умом и распахнуть сердце.

Во-вторых, молитва – это искусство, в  котором нужно настойчиво упражняться. Сам Иисус говорит нам: «Стучите, стучите, стучите». Мы все способны к эпизодическим молитвам, вызванным сиюминутными эмоциями. Но Иисус учит нас другому типу молитвы: той, которая знакома с дисциплиной и упражнениями и стала частью жизненной нормы. Настойчивая молитва рождает поступательное преображение, делает нас сильными в годину бед, дает благодать поддержки от Того, Ето любит нас и хранит всегда.

Еще одна особенность молитвы Иисуса – это одиночество. Молящийся не бежит от мира, но предпочитает пустынные места. Там, в молчании, может зазвучать множество голосов, которые мы прячем в глубине своей души: самые несбыточные желания, истины, которые мы упорно глушим, и т.д. А главное, в молчании говорит Бог. Каждый нуждается в пространстве для себя, где созревает его внутренняя жизнь, где обретают смысл дела. Без внутренней жизни мы становимся поверхностными, возбужденными, беспокойными – как же нам вредит тревога! Поэтому нам нужно пойти помолиться. Без внутренней жизни мы бежим от реальности и от самих себя: мы – люди, которые всегда в бегах.

Наконец, молитва Иисуса – это то пространство, где человек осознает, что все исходит от Бога и к Нему возвращается. Порой мы, люди, мним себя хозяевами всего сущего или, наоборот, теряем всякое уважение к себе, мечемся от одной крайности к другой. Молитва помогает нам найти верное измерение в отношениях с Богом, нашим Отцом, и со всем творением. И молитва Иисуса, наконец, состоит в том, чтобы предаться в руки Отца, как Иисус, когда терзался в том оливковом саду: «Отче, если можно…, но да будет воля Твоя». Предаться в руки Отца. Хорошо, когда мы возбуждены, немного обеспокоены, и Святой Дух преображает нас изнутри и ведет к тому, чтобы предаться в руки Отца: «Отче, да будет воля Твоя».

Дорогие братья и сестры, давайте заново откроем для себя в Евангелии Иисуса Христа как Учителя молитвы и вступим в Его школу. И уверяю вас, что мы обретем радость и покой.

 


 

ОБРАЩЕНИЕ

В эти дни молитвы об усопших мы вспоминали и вспоминаем безоружных жертв терроризма, который со все большей жестокостью распространяется по Европе. Здесь я имею в виду, в частности, ужасные нападения, произошедшие в последние дни в Ницце на месте богопочитания и на улицах Вены. Они спровоцировали смятение и протесты среди населения и тех, кто хочет мира и диалога. Вверяю милосердию Божьему трагически погибших и заверяю в моей духовной близости их родных и всех, кто страдает из-за этих отвратительных событий, своим насилием и ненавистью бросающих тень на братское сотрудничество религий.

Источник: vatican.va









.