Готовить будущее вместе с Иисусом спасающим и исцеляющим








ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Двор св. Дамаса,
среда, 30 сентября 2020 г.

Катехизическое поучение «Исцеление мира»:
9. Готовить будущее вместе с Иисусом спасающим и исцеляющим

 




Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

В последние недели мы вместе в свете Евангелия размышляли над тем, как исцелить мир, страдающий недомоганием, которое выявила и обострила пандемия. Болезнь уже была: пандемия лишь отчетливее обнаружила и усугубила ее. Мы прошлись по путям достоинствасолидарности и субсидиарности, обязательным для того, чтобы служить достоинству человека и общему благу. И как ученики Иисуса мы призваны следовать по Его стопам, предпочитая бедныхпереосмыслив употребление благ и заботясь об общем доме. В разгар терзающей нас пандемии мы укрепились в принципах социального учения Церкви, последовав за верой, надеждой и любовью. В них мы обрели серьезную помощь для того, чтобы стать вершителями преображения, которые мечтают о великом и не довольствуются мелочью, что разделяет и ранит, а воодушевляют на созидание нового и лучшего мира.

Мне хотелось бы, чтобы этот путь не закончился вместе с этим моим катехизическим курсом, но чтобы мы смогли вместе идти веред, «взирая… на Иисуса» (Евр 12, 2), как слышали в начале: взирать на Иисуса, спасающего и исцеляющего мир. Как показывает нам Евангелие, Иисус исцелял любых больных (ср. Мф 9, 35), дарил зрение слепым, слово немым и слух глухим. Исцеляя болезни и физические недостатки, Он лечил и дух, прощая грехи (ведь Иисус всегда прощает), а также «социальные недуги», включая маргинализацию (ср. «Катехизис Католической Церкви», 1421). Иисус обновляет и примиряет всякое творение (ср. 2 Кор. 5, 17; Кол 1, 19-20), ниспосылает нам дары, необходимые для того, чтобы любить и исцелять так, как Он умел (ср. Лк 10, 1-9; Ин 15, 9-17), заботиться обо всех независимо от расы, языка или гражданства.

Чтобы это действительно произошло, мы должны созерцать и ценить красоту каждого человеческого существа и всякого творения. Мы были задуманы в сердце Божьем (ср. Еф 1, 3-5). «Каждый из нас – плод мысли Божьей. Каждый из нас желанен, каждый из нас любим, каждый необходим».[1] Кроме того, у каждого творения есть, что сказать нам о Боге-Творце (ср. окружное послание «Laudato si’», 69. 239). Признание этой истины и благодарность за тесные узы нашей универсальной общности со всеми людьми и творениями подталкивает к «великодушной и полной нежности заботе» (там же, 220) и помогает нам узнать Христа, присутствующего в наших бедных и страдающих братьях и сестрах, пойти им навстречу и услышать их вопль вместе со вторящим им воплем земли (ср. там же, 49).

Внутренне захваченные этим воплем, требующим от нас сменить курс (ср. там же, 53), измениться, мы сможем внести свой вклад в оздоровление подходам к нашим дарованиям и способностям (ср. там же, 19). Мы сможем переродить общество, не возвращаясь к так называемой «норме» – норме нездоровой, которая была больна еще до пандемии: пандемия лишь разоблачила ее! «Теперь вернемся к норме». Нет, так не пойдет, потому что эта норма была больна несправедливостью, неравенством и вырождением окружающей среды. Та норма, к которой мы призваны – это норма Царства Божьего, где «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется» (Мф 11, 5). И никто пусть не прикидывается дурачком, отводя в сторону глаза. Вот что нам нужно сделать, чтобы измениться. В нормальном состоянии Царства Божьего хлеб достается всем и еще остается, общественное устройство зиждется на помощи, солидарности и распределении, а не на обладании, отторжении и накоплении (ср. Мф 14, 13-21). То, что движет вперед общество, семью, район, город – это отдавать, а отдавать значит не просто творить милостыню: давать нужно от сердца. Отдавая, мы гоним прочь эгоизм и жажду обладания. Но христианин отдает не механически, а по-человечески. Мы никогда не справимся с этим кризисом, который обнажила пандемия, механически с помощью одних лишь новых инструментов, которые, конечно же, очень важны, помогают нам идти вперед и не должны пугать нас. Но сколько бы всего ни сделали самые изощренные средства, одной вещи они дать не в состоянии: любви. А любовь – это знамение присутствия Иисуса. Любить значит приблизиться к ближнему, чтобы пойти с ним вместе, исцелить, помочь, пожертвовать собой ради него.

Поэтому так важна эта норма Царства Божьего: хлеб достается всем, общественное устройство зиждется на помощи, солидарности и распределении, а не на обладании, отторжении и накоплении. Потому что в конце жизни мы ничего не унесем с собой в другую жизнь!

Ничтожный вирус продолжает наносить глубокие раны и разоблачать нашу физическую, социальную и духовную уязвимость. Он обнажил великое неравенство, царящее в мире: неравенство возможностей, благ, доступа к здравоохранению, технологиям и образованию: миллионы детей не могут ходить в школу. И этот список можно продолжать и продолжать… Такая несправедливость не естественная и не неизбежная. Она – творение человеческих рук, созданное чуждой глубочайшим ценностям моделью развития. Пропавшая еда, которую мы не съели: этими отходами можно было бы накормить всех. А мы выбрасываем их, лишая многих надежды и умножая неуверенность и горе. Потому, чтобы справиться с пандемией, мы должны найти лекарство не только от коронавируса, что важно, но и от серьезных человеческих и социально-экономических вирусов. Нужно не скрывать их, замазывая краской, чтобы их не было видно. И, конечно же, мы не можем ожидать, что экономическая модель, лежащая в основе несправедливого и неприемлемого развития, решит все проблемы. Она не сделала и не сделает этого, потому что просто не способна на это, хотя некоторые лжепророки продолжают обещать «эффект просачивания», а он все никак не наступает.[2] Вы слышали о теории бокала: нужно, чтобы он переполнился, и тогда блага потекут на бедных и всех прочих, и они обогатятся. Однако, приходится констатировать такой феномен: бокал наполняется, но, когда он уже почти полон, вдруг начинает расти и расти, так что ничего из него не перетекает. Будем внимательны.

Мы должны срочно взяться за работу, чтобы выработать добрую политику, создать такую систему общественного устройства, в которой вознаграждалось бы участие, забота и великодушие, а не безразличие, эксплуатация и личные интересы. Мы должны двигаться вперед с любовью. Солидарное и справедливое общество – это более здоровое общество. Общество сопричастности, в котором пожелания «последних» учитывается наравне с пожеланиями «первых», укрепляет общность. Общество, в котором уважается разнообразие, гораздо более устойчиво к любого рода вирусам.

Пойдем по этому пути исцеления под покровом Приснодевы Марии, Владычицы здоровья. Она, носившая Иисуса в своем лоне, да поможет нам не терять упования. Вдохновляемые Духом Святым мы сможем вместе потрудиться ради Царства Божьего, начала которого Христос заложил в этом мире, придя к нам. Это Царство света среди тьмы, Царство справедливости среди поругания, Царство радости среди такого множества страданий, Царство исцеления и спасения среди болезней и смерти, Царство любви среди ненависти. Да поможет нам Бог придать мужества любви и по всему миру распространить надежду в свете веры.

 


 

ОБРАЩЕНИЕ

Сегодня я подписал апостольское послание «Sacrae Scripturae affectus», приуроченное к 1600-летию со дня смерти св. Иеронима.

Пример этого великого учителя и отца Церкви, поставившего Библию в центр своей жизни, да обновит во всех любовь к Священному Писанию и желание жить в личном контакте со Словом Божьим.

 

 

[1] Бенедикт XVI, проповедь на начало служения Петрова (24 апреля 2005 г.); ср. окружное послание «Laudato si’», 65.

[2] Английский: Trickle-down effect”, испанский: “derrame” (ср. апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 54).
 


Источник: vatican.va








.