Субсидиарность и добродетель надежды








ПАПА ФРАНЦИСКОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Двор св. Дамаса,
среда, 23 сентября 2020 г.
Катехизическое поучение «Исцеление мира»:
8. Субсидиарность и добродетель надежды

 





Дорогие братья и сестры, погода, вроде, не очень хорошая, но все же добрый день! 




Чтобы после кризиса, подобного нынешнему – кризиса медицинского и в то же время социального, политического и экономического, мы стали лучше, каждый из нас призван взять на себя свою долю ответственности, т.е. разделить ее. И мы должны отвечать не только как индивиды, но и как представители своего круга, исходя из той роли, которую мы играем в обществе, из своих принципов и, если мы верим, из веры в Бога. Однако, многие люди не могут участвовать в созидании общего блага, потому что они изгнаны на обочину, исключены и игнорируемы. Кое-какие социальные группы не могут включиться в эту работу, потому что подавлены экономически и политически. В некоторых обществах многие люди не могут свободно выражать свою веру и ценности, свои идеи: за это они попадают в тюрьму. В других регионах, особенно в западном мире, многие сами же душат собственные этические и религиозные убеждения. Но так не получится выйти из кризиса, по крайней мере, не получится стать лучше после него. Так мы станем только хуже.

Чтобы мы все могли включиться в исцеление и возрождение наших народов, было бы правильно, чтобы каждый располагал достаточными ресурсами для этого (ср. «Компендий социального учения Церкви», 186). После великой экономической депрессии 1929 г. Папа Пий XI пояснял, сколь важен для реального восстановления принцип субсидиарности (ср. окружное послание «Quadragesimo anno», 79-80). Он предполагает двустороннюю динамику: сверху вниз и снизу вверх. Возможно, мы не понимаем, что это значит, но данный социальный принцип еще сильнее сплачивает нас.

С одной стороны, особенно во времена перемен, когда отдельные индивиды, семьи, небольшие объединения или местные общины оказываются не в состоянии добиваться основных целей, справедливо выглядит вмешательство более высоких уровней социального организма, таких как государство, с целью обеспечения ресурсами, необходимыми для движения вперед. Например, из-за локдауна, связанного с коронавирусом, многие люди, семьи и хозяйственные предприятия испытали и до сих пор испытывают серьезные трудности, и государственные органы пытаются помочь соответствующими социальными, экономическими и медицинскими мерами: такова их функция, это они и должны делать.

Но, с другой стороны, верхушки общества должны уважать и поддерживать промежуточные или второстепенные уровни. Действительно, решающее значение имеет вклад отдельных лиц, семей, объединений, предприятий, всех промежуточных учреждений и даже Церквей. Они своими культурным, религиозным, экономическим или гражданским вкладом оживляют и укрепляют общественный организм (ср. «Компендий социального учения Церкви», 185). Т.е. происходит сотрудничество сверху вниз – от центрального государства к народу, но также снизу вверх – от объединений граждан к верхушке нации. И именно так реализуется принцип субсидиарности.

Каждый должен иметь возможность взять на себя свою ответственность в процессах исцеления общества, частью которого он является. Когда запускается некий проект, прямо или косвенно касающийся определенных социальных групп, то сами эти группы не могут оставаться в стороне. Например:

- Чем занимаешься?

- Помогаю беднякам.

- И что ты делаешь?

- Учу бедных, говорю им, что им нужно делать…

Нет, так не пойдет. Первое, что нужно сделать – это позволить бедным рассказать тебе, как им живется, чего им не хватает: нужно дать слово всем! Именно так работает принцип субсидиарности. Мы не можем лишить этих людей права на участие: их мудрость – мудрость самых смиренных, нельзя оставлять в стороне (ср. постсинодальаное апостольское увещевание «Querida Amazonia», 32; окружное послание «Laudato si’», 63). К сожалению, такую несправедливость часто можно наблюдать там, где сходятся серьезные экономические или геополитические интересы, как, например, добыча полезных ископаемых в некоторых уголках планеты (см. «Querida Amazonia», 9. 14). При этом не принимаются в расчет голоса коренных народов, их культуры и мировоззрения. Сегодня такое неуважение к принципу субсидиарности распространяется, как вирус. Мы думаем о солидных мерах финансовой помощи государства. Больше прислушиваемся к голосу крупных финансовых корпораций, нежели к людям или к тем, кто работает в секторе реальной экономики. Мы больше слушаем транснациональные компании, чем общественные движения. Говоря языком простого народа: больше слушаем сильных, чем слабых, и это неправильный путь – не человеческий путь, не тот путь, которому учил нас Иисус, это не принцип субсидиарности. Тем самым мы не позволяем людям стать «протагонистами собственного искупления».[1] В коллективном подсознании некоторых политиков и профсоюзных лидеров звучит такой девиз: все для народа, ничего вместе с народом. Сверху вниз, но не прислушиваясь к народной мудрости, не применяя эту мудрость при решении проблем, в данном случае для выходе из кризиса. Или вспомним о методах лечения вируса: мы больше прислушиваемся к крупным фармацевтическим компаниям, чем к медицинским работникам, сражающимся на передовой в больницах или в лагерях беженцев. Это неправильный путь. Нужно услышать всех: и тех, кто наверху, и тех, кто внизу, всех.

Чтобы после кризиса стать лучше, нужно применять принцип субсидиарности, уважая автономию и инициативность всех, особенно последних. Все части тела необходимы, и, как говорит св. Павел, наиболее необходимы как раз-таки те части, которые кажутся слабейшими и наименее важными (ср. 1 Кор 12, 22). Глядя на эту картину, можно сказать, что принцип субсидиарности позволяет каждому играть свою роль в заботе о судьбе общества. Реализация, применение этого принципа дает надежду – надежду на более здравое и справедливое будущее, и это будущее мы строим вместе, стремясь к большему, расширяя наши горизонты.[2] Либо вместе, либо не получится. Либо мы будем работать вместе, чтобы справиться с кризисом на всех уровнях общества, либо не справимся с ним никогда. Справиться с кризисом не значит подкрасить актуальную ситуацию, чтобы они выглядела чуточку лучше. Справиться с кризисом значит изменить, а по-настоящему изменить могут все – все люди, составляющие народ. Люди всех типов занятий, всех профессий, все. И все вместе, все в общности друг с другом. Если не все, то результат получится отрицательный.

В одном из предыдущих катехизических поучений мы говорили о том, что солидарность – путь преодоления кризиса: она объединяет нас и позволяет нам находить серьезные решения по созиданию более здорового мира. Но на этом пути солидарности необходима субсидиарность. Кто-то может мне сказать: «Ой, что-то отец сегодня как-то непонятно говорит!» Но именно потому я и стараюсь все разъяснить. Солидарны, потому что идем путем субсидиарности. Ведь не бывает настоящей солидарности без участия всего общества, без вклада промежуточных звеньев: семей, объединений, кооперативов, малых предприятий, выразителей гражданского общества. Каждый должен внести свой вклад, каждый. Такое участие всех  помогает предотвратить и исправить некоторые негативные аспекты глобализации и действий государств, как происходит также при лечении людей, пострадавших от пандемии. Этот вклад «снизу» нужно поощрять. Кк приятно видеть работу волонтеров в кризисной ситуации. Эти добровольцы происходят из всех социальных слоев, из семей побогаче и победнее. Но все – они вышли все вместе. Вот солидарность, и вот принцип субсидиарности.

Во время локдауна раздавались спонтанные аплодисменты врачам, медбратьям и медсестрам как знак поддержки и надежды. Многие рисковали жизнью, и многие ее отдали. Давайте аплодировать всем членам социального организма, всем и каждому за ценный, пусть даже маленький вклад. «Да что он может сделать?» Слушай его, дай ему поле для работы, советуйся с ним. Поаплодируем «отвергнутым», тем, кого эта культура записала в «брак», культура отбросов. Итак, поаплодируем престарелым, детям, людям с ограниченными возможностями, поаплодируем труженикам, всем тем, кто не оставил свое служение. Все сотрудничают ради, чтобы справиться с кризисом. Но не будем останавливаться на одних лишь аплодисментах! Надежда отважна, так что давайте смелее мечтать о великом. Братья и сестры, давайте учиться мечтать о великом! Не будем бояться мечтать о великом, стремясь к идеалам справедливости и социальной любви, которые рождаются надеждой. Не будем пытаться отстроить прошлое – оно прошло, и нас ждет новая реальность. Господь обещал: «Се, творю все новое». Давайте смело мечтать о великом, стремясь к тем идеалам, а не пытаться восстановить прошлое, особенно злое и уже нездоровое, которое я уже называл несправедливостью. Построим такое будущее, в котором региональное и глобальное измерение будут взаимно обогащаться: каждый может что-то дать от себя, каждый должен что-то дать от себя: от своей культуры, от своей философии, от своего образа мыслей. Пусть в этом будущем расцветет красота и богатство меньших групп, в том числе и отверженных, потому что в них есть красота. Путь в этом будущем имеющий больше старается служить и дать больше имеющим меньше.

 
 

[1] Послание на 106-ой Всемирный день переселенца и беженца 2020 г. (13 мая 2020 г.).

[2] ср. «Выступление перед молодежью Культурного центра о. Феликса Варелы, Гавана, Куба, 20 сентября 2015 г.















.