Папа: Его любовь действует посредством общины Его учеников







ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 26 августа 2020 г.

 

Катехизическое поучение «Исцелить мир»

4. Всеобщее назначение благ и добродетель надежды

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

В условиях пандемии и ее социальных последствий многие рискуют потерять надежду. В этот период неуверенности и тревоги призываю всех принять дар надежды, ниспосылаемый Христом. Именно Он помогает нам находить путь среди бурных волн болезни, смерти и несправедливости, которым, однако, не принадлежит последнее слово в нашем конечном предназначении.

 

Пандемия обнажила и усугубила социальные проблемы, в первую очередь, неравенство. Некоторые могут работать из дома, но многие другие – нет. Некоторые дети при всех трудностях могут продолжать школьное образование, в то время как для многих других оно резко оборвалось. Некоторые могущественные страны могут тратить деньги на борьбу с бедствием, в то время как для других это означало бы отдать в залог будущее.

 

Данные признаки неравенства говорят о социальном заболевании: это вирус, порожденный больной экономикой. Нам нужно просто сказать себе: экономика больна. Она болеет. Вот результат безнравственного экономического роста. Эта болезнь – следствие безнравственного экономического роста, чуждого основополагающим человеческим ценностям. В сегодняшнем мире у горстки самых богатых есть больше, чем у всего оставшегося человечества. Повторю это, чтобы мы просто задумались: горстке самых богатых, кучке людей принадлежит больше, чем всему оставшемуся человечеству. И это чистая статистика. Вот несправедливость, вопиющая к небу! В то же время такая модель экономики равнодушна к ущербу, который наносится нашему общему дому. Никому нет дела до общего дома. Мы близки к тому, чтобы переступить многие ресурсные лимиты нашей замечательной планеты с тяжелыми и необратимыми последствиями: начиная с утраты биоразнообразия и изменения климата и заканчивая повышением уровня морей и уничтожением тропических лесов. Социальное неравенство и деградация окружающей среды идут рука об руку друг с другом и имеют один корень: это грех желания владеть, желания властвовать над братьями и сестрами, желания владеть и властвовать над природой и самим Богом (ср. окружное послание «Laudato si’», 101). Но не таков был замысел творения.

 

«Вначале Бог доверил землю и ее богатства совместному управлению человечества, чтобы оно заботилось о них» («Катехизис Католической Церкви», 2402). Бог повелел нам господствовать над землей от Его имени (ср. Быт 1, 28), возделывая ее и заботясь о ней, как о саде – саде для всех (ср. Быт 2, 15). «Если «возделывать» означает пахать или обрабатывать… то «хранить» значит защищать и беречь» («Laudato si’», 67). Но нужно остерегаться понимать это как карт-бланш на то, чтобы делать с землей всё, что захочется. Нет. Существуют «определенные отношения обоюдной ответственности» между нами и природой (ср. там же). Отношения обоюдной ответственности между нами и природой. Мы берем у творения и даем ему. «Любое сообщество может брать от благ земных то, в чем нуждается для собственного выживания, но на сообществе также лежит долг беречь их» (там же). Это должно работать в обе стороны.

 

Ведь земля «была до нас и дана нам» (там же), дана Богом «всему человеческому роду» («Катехизис Католической Церкви», 2402). А значит наш долг – сделать так, чтобы ее плоды получали все, а не только некоторые. И это ключевой элемент нашего подхода к земным благам. Как напоминали отцы II Ватиканского собора, «пользуясь этими благами, человек должен считать, что вещи, которыми он законно обладает, принадлежат не только ему, но и являются общими в том смысле, что они должны приносить пользу не только ему одному, но и другим» (пастырская конституция «Gaudium et spes», 69). Действительно, «собственность на определенное благо делает его обладателя управляющим, поставленным Провидением для того, чтобы благо это приносило плоды, и другие люди, прежде всего ближние, имели от них пользу» («Катехизис Католической Церкви», 2404). Мы – управляющие благ, а не хозяева. Управляющие. «Но ведь это мое имущество!» Да, твое, но для того, чтобы ты управлял им, а не эгоистично пользовался сам.

 

Ради обеспечения того, чтобы наше достояние приносило пользу обществу, «политическая власть имеет право и долг в зависимости от требований общего блага регулировать законное осуществление права на собственность» (там же, 2406)[1]. «Подчинение частной собственности всеобщему назначению благ… – это «золотое правило» общественного поведения и первый принцип всего этико-социального порядка» («Laudato si’», 93)[2].

 

Собственность, деньги – это орудия, которые могут послужить миссии. Но мы легко превращаем их в личную или коллективную цель. И, когда происходит такое, затрагиваются сущностные человеческие ценности. Homo sapiens извращается и превращается в своеобразный homo œconomicus в худшем смысле этого слова – в расчетливого и властолюбивого индивидуалиста. Мы забываем, что, сотворенные по образу и подобию Божьему, мы – существа общественные, творческие и солидарные, наделенные безмерной способностью любить. Мы часто забываем это. Действительно, мы – самые взаимодействующие творения среди всех существующих видов и процветаем в обществе, как это хорошо показывает пример святых. На эту мысль меня вдохновило одно испанское выражение, которое звучит так: «florecemos en racimo como los santos»[3]. Мы процветаем в обществе, как показывает пример святых.

 

Когда одержимость обладанием и властью лишает миллионы людей доступа к первичным благам, когда экономическое и технологическое неравенство разрывает социальную ткань и когда зависимость от неограниченного материального прогресса угрожает нашему общему дому, мы не можем просто стоять и наблюдать. Нет, это было бы печально. Мы не можем стоять и наблюдать! Пристально глядя на Иисуса (ср. Евр 12, 2), и с уверенностью в том, что Его любовь действует посредством общины Его учеников, мы все должны трудиться вместе в надежде создать нечто другое и лучшее. Христианская надежда, укорененная в Боге – это наш якорь. Она поддерживает волю делиться, подкрепляя нашу миссию учеников Христа, всё разделившего с нами.

 

И это понимали первые христианские общины, переживавшие, как и мы, нелегкие времена. Ощущая себя одним сердцем и одной душой, они превращали всё свое имущество в общее достояние, свидетельствуя тем самым об изобилии благодати Христовой на них (ср. Деян 4, 32-35). Сейчас мы переживаем кризис. Пандемия всех нас повергла в кризис. Но помните, что из кризиса нельзя выйти таким же: или мы станем лучше, или хуже. Вот возможные для нас варианты. Станем ли мы и после кризиса поддерживать ту же экономическую систему социальной несправедливости и пренебрежения к заботе об окружающей среде, творении и нашем общем доме? Подумаем об этом. Будем надеяться, что христианские общины XXI в. смогут вновь сделать реальностью неотторжимые друг от друга заботу о творении и социальную справедливость, засвидетельствовав тем самым о воскресении Господа. Если мы будем заботиться о благах, дарованных нам Творцом, если будем делать общим достоянием то, что у нас есть, дабы никто не нуждался, то действительно сможем дать надежду на возрождение мира – более здорового и справедливого.

 

И в заключение вспомним о детях. Почитайте статистику: сколько детей сегодня умирает от голода из-за порочного распределения богатств, из-за экономической системы, как я уже говорил. Сколько детей сегодня по той же причине лишены права на школьное обучение. Пусть этот образ голодающих и необразованных детей поможет нам понять, что после этого кризиса мы должны стать лучше. Спасибо.

 

 


[1] ср. «Gaudium et spes», 71; св. Иоанн Павел II, окружное послание «Sollicitudo rei socialis», 42; окружное послание «Centesimus annus», 40. 48.

[2] ср. св. Иоанн Павел II, окружное послание «Laborem exercens», 19.

[3] «Мы расцветаем в группе, как святые».



Источник: vatican.va




.