Папа: делиться с бедными – значит обогащать друг друга








ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

 

Библиотека Апостольского дворца,

среда, 19 августа 2020 г.

 

 

Катехизическое поучение «Исцелить мир»

3. Предпочтение бедным и добродетель любви

 

 
Добрый день, дорогие братья и сестры!
 
Пандемия обнажила тяжелое положение бедных и страшное неравенство, царящее в мире. И вирус, не делающий исключений никому, нашел на своем губительном пути разящее неравноправие и дискриминацию… и углубил их!
 
Потому ответ на пандемию должен быть двояким. С одной стороны, нужно найти средства для лечения этого маленького, но такого страшного вируса, поставившего весь мир на колени. С другой стороны, мы должны излечить другой великий вирус – вирус социальной несправедливости, неравенства возможностей, маргинализации и беззащитности слабейших. Такой двойной исцеляющий ответ подразумевает выбор, который нужно сделать, следуя Евангелию: предпочтение бедным (ср. апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 195). И это не политический выбор и даже не идеологический, не партийный. Предпочтение бедным – это ядро Евангелия. И первым, кто сделал такой выбор, был Иисус. Мы слышали об этом в отрывке из Послания к Коринфянам, зачитанном в начале. Он, будучи богат, стал бедным, чтобы обогатить нас. Он стал одним из нас, и потому в центре Евангелия, в центре благовестия Иисуса стоит этот выбор.
 
Сам Христос, Который есть Бог, отрекся от Своего величия, сделавшись подобным людям, и выбрал не какую-то привилегированную жизнь, а состояние раба (ср. Флп 2, 6-7). Он уничижил Самого Себя, превратившись в слугу. Он родился в простой семье и зарабатывал на жизнь обычным ремеслом. В начале Своей проповеди Он возвестил, что в Царстве Божием бедные блаженны (ср. Мф 5, 3; Лк 6, 20; «Evangelii gaudium», 197). Он ходил к больным, бедным, изгоям, являя им милосердную любовь Божью (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2444). И Его многократно осуждали как нечистого из-за того, что Он контактировал с больными, прокаженными, которые по законам того времени считались нечистыми. Но Он рисковал, чтобы быть с бедными.
 
Поэтому последователи Иисуса познаются по их близости к бедным, малым, больным и заключенным, изгнанным и забытым, к тем, у кого нет пищи и одежды (ср. Мф 25, 31-36; ККЦ, 2443). Все мы можем прочесть о той знаменитой характеристике, по которой будем судимы, все будем судимы. Это Матфей, глава 25. Вот ключевой критерий подлинного христианства (ср. Гал 2, 10; «Evangelii gaudium», 195). Некоторые ошибочно полагают, что такая любовь, предпочитающая бедных – задача лишь для некоторых, но, на самом деле, это миссия всей Церкви, как говорил св. Иоанн Павел II (ср. Иоанн Павел II, окружное послание «Sollicitudo rei socialis», 42). «Каждый христианин и каждая община призваны быть орудиями Божьими в деле освобождения бедных и улучшения их положения» («Evangelii gaudium», 187).
 
Вера, надежда и любовь не могут не подталкивать нас к такому предпочтению самых нуждающихся[1], которое идет дальше, чем просто необходимая помощь (ср. «Evangelii gaudium», 198). Ведь оно подразумевает, что мы должны идти вместе с ними, позволить им евангелизировать нас, потому что им хорошо знаком Христос страдающий, позволить им «заразить» нас их опытом спасения, их мудростью и креативностью (ср. там же). Делиться с бедными – значит обогащать друг друга. И, если существуют нездоровые общественные структуры, отнимающие у них мечту о будущем, то мы должны работать вместе, чтобы излечить их, изменить их (ср. там же, 195). К этому ведет любовь Христа, возлюбившего нас до конца (ср. Ин 13,1) и дошедшего до пределов, границ, экзистенциальных обочин. Переносить периферии в центр – значит ставить в центр нашей жизни Христа, «обнищавшего» ради нас, чтобы обогатить нас «Его нищетой» (2 Кор 8, 9)[2].
 
Всех нас беспокоят социальные последствия пандемии. Всех. Многие хотели бы вернуться к нормальной жизни и возобновить экономическую деятельность. И это правильно, но «нормальная жизнь» не должна подразумевать социальную несправедливость и уничтожение окружающей среды. Пандемия – это кризис, а из кризиса не выходят такими же: либо становятся лучше, либо хуже. Мы должны выйти лучшими, исправив социальную несправедливость и остановив вырождение окружающей среды. Сегодня нам представилась возможность построить что-то новое. Например, мы можем развивать экономику интегрального развития бедных, а не ассистенциализм. Говорю это не в осуждение социальной помощи – все эти меры тоже важны. Вспомним хотя бы волонтерство, являющееся одной из прекраснейших структур итальянской Церкви. Но нужно идти дальше и решать проблемы, заставляющие нас оказывать эту помощь. Нам нужна такая экономика, которая не прибегала бы к средствам, которые, на самом деле, отравляют общество, как, например, извлечение доходов, не связанное с созданием достойных рабочих мест (ср. «Evangelii gaudium», 204). Такой тип прибыли чужд реальной экономике, которая должна приносить пользу простым людям (ср. окружное послание «Laudato si’», 109), и к тому же бывает связан с равнодушием ко вреду, наносимому нашему общему дому. Предпочтение бедным, эта проистекающая из любви к Богу этико-социальная потребность (ср. «Laudato si’», 158), побуждает нас думать и строить экономику, в центре которой будут люди, особенно беднейшие из них. Оно же вселяет в нас решимость искать лечения от этого вируса, ставя на привилегированное место самых нуждающихся. Было бы печально, если вакцина от Covid-19 достанется в первую очередь самым богатым! Было бы печально, если эта вакцина станет собственностью той или иной страны, а не универсальным достоянием для всех. И было бы просто ужасно, если вся экономическая помощь, которую мы видим и которая оказывается в основном за государственные деньги, будет сосредоточена на спасении отраслей, которые не служат интеграции изгоев, улучшению их положения, общему благу и заботе о творении (там же). Вот критерии, которыми нужно руководствоваться, решая, каким отраслям следует помочь: это должны быть такие отрасли, которые способствуют интеграции изгоев, улучшению их положения, общему благу и заботе о творении. Четыре критерия.

 

Если мы боимся, что в этом несправедливом для бедных и самых уязвимых мире снова разыграется вирус, то должны изменить этот мир. Примеру Иисуса, исцеляющего всеобъемлющей божественной любовью, т.е. дающего и физическое, и социальное, и духовное излечение (ср. Ин 5, 6-9), как было в совершенном Им исцелении, мы должны следовать сейчас, чтобы найти лекарство от эпидемий, вызванных маленькими невидимыми вирусами, и от тех, что вызваны большими и видимыми социальными несправедливостями. Предлагаю делать это из любви к Богу, ставя периферии в центр, а последних – на первое место. Не забывайте о критерии, по которому мы будем судимы – Матфей, глава 25. Давайте воплощать его в жизнь, восстанавливаясь после эпидемии. Лишь живя такой конкретной любовью, укорененной в надежде и зиждущейся на вере, мы сможем построить более здоровый мир. Иначе после кризиса мы станем только хуже. Да поможет нам Господь, да даст нам сил выйти из кризиса лучшими, отвечая на нужды сегодняшнего мира.

 

 


[1] ср. Конгрегация по делам вероучения, «Руководство по некоторым аспектам „Богословия освобождения”», (1984 г.), 5.

[2] Бенедикт XVI, речь на открытии V Генеральной конференции епископата Латинской Америки и Карибского бассейна (13 мая 2007 г.), 3.

Источник: vatican.va





.