Тайна молитвы










ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Библиотека Апостольского дворца,
среда, 6 мая 2020 г.

Катехизическое поучение:




1. Тайна молитвы







Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы приступаем к новому циклу катехизических поучений на тему молитвы. Молитва – это дыхание веры, самое характерное ее выражение. Это вопль, исходящий из сердца верующего и уповающего на Бога.

Вспомним историю Вартимея – евангельского персонажа (ср. Мк 10, 46-52 и пар.), который, признаюсь, наиболее мне симпатичен. Он был слеп, сидел и побирался при дороге на окраине своего города Иерихона. Это не анонимный персонаж, у него есть лицо, есть имя: Вартимей, т.е. «сын Тимея». Однажды он услышал, что Иисус должен пройти мимо него. И действительно, Иерихон был перекрестком народов, по которому непрерывно проходили паломники и купцы. Тогда Вартимей устроил «засаду»: он сделал все возможное, чтобы встретиться с Иисусом. Многие делали так же: вспомним хотя Закхея, влезшего на дерево. Многие хотели видеть Иисуса, и наш герой тоже.

В итоге этот человек вошел в Евангелия как истошно кричащий голос. Он не видит нас, не знает, близко Иисус или далеко, но чувствует его, догадывается по шуму толпы, которая в какой-то все увеличивается и приближается… Но он совсем один, и никому нет до него дела. И что делает Вартимей? Кричит, кричит и не перестает кричать. Использует единственное орудие, которое у него есть – голос. Он кричит: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» (ст. 47). И продолжает так кричать.

Его непрестанные крики раздражают, кажутся неприличными, и многие бранят его, велят ему замолчать: «Веди себя прилично, не ори так!» Но Вартимей не умолкает, а кричит все громче: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» (ст. 47). Такое прекрасное упрямство тех, кто ищет благодати и стучит, стучит в двери сердца Божьего. Он кричит, стучит. Это выражение «Сын Давидов» очень важно. Оно означает «Мессия» – это исповедание Мессии, исповедание веры, исходящее из уст этого всеми презираемого человека.

И Иисус слышит его вопль. Молитва Вартимея трогает Его сердце – сердце Божье, и перед этим человеком открываются двери спасения. Иисус велит позвать его. Он вскакивает на ноги, и те, кто только что заставлял его молчать, теперь ведут его к Учителю. Иисус говорит с ним, просит его выразить свое желание – это важно, и тогда вопль становится просьбой: «Учитель! чтобы мне прозреть!» (ср. ст. 51).

Иисус отвечает ему: «Иди, вера твоя спасла тебя» (ст. 52). Он признает в этом бедном, беззащитном, презираемом человеке всю силу его веры, которая привлекает к себе милосердие и могущество Бога. Верить значит протягивать обе руки к небесам, это голос, вопиющий, чтобы вымолить дар спасения. Катехизис говорит, что «смирение есть основание молитвы» («Катехизис Католической Церкви», 2559). Молитва рождается из земли, из мира – от этого слова происходит «смиренный», «смирение». Она исходит из нашего состояния бренности, из нашей постоянной жажды Бога (ср. там же, 2560-2561).

Вера, как мы видели на примере Вартимея – это вопль; не верить значит заглушать этот вопль. Именно так вели себя люди, пытаясь заставить его замолчать: это не были люди веры, а он был. Заглушать этот вопль – это такой «кодекс чести». Вера – это протест против мучительного состояния, причин которого мы не понимаем; не верить значит смириться с ситуацией, приспособившись к ней. Вера – это надежда на спасение; не верить значит свыкнуться со злом, которое нас угнетает, и жить с этим.

Дорогие братья и сестры, мы начинаем эту серию катехизических поучений с вопля Вартимея, так как, возможно, в таком персонаже, как этот, уже сказано все. Вартимей – упорный человек. Вокруг были люди, которые пытались ему объяснять, что просить бесполезно, что этот крик останется без ответа, что это шум, который только беспокоит окружающих, и что он должен, ради всего святого, прекратить кричать, но он не замолчал. И, в конце концов, получил то, что хотел.

Вопиющий голос в сердце человека сильнее любых контраргументов. У всех нас внутри звучит этот голос – звучит непроизвольно, без команды. Голос, который спрашивает о смысле нашего пути здесь, особенно когда мы оказываемся во тьме: «Господи, помилуй меня! Господи, помилуй меня!» Это прекрасная молитва.

Разве эти слова не высечены во всем творении? Все взывает и умоляет, чтобы тайна милосердия достигла своего окончательного свершения. Молятся не только христиане: они присоединяются к умоляющему воплю всех мужчин и женщин. Но горизонты можно еще более расширить: Павел заявляет, что все творение «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8, 22). Художники часто становятся толкователями этого молчаливого вопля творения, сокрытого в каждом творении и звучащего, прежде всего, в человеческом сердце, ибо человек – «нищий пред Богом» (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2559). Прекрасное определение человека: «нищий пред Богом».

Спасибо.

Источник: vatican.va








.