Сегодня безоружная и обезоруживающая любовь Иисуса воскрешает сердце ученика







СВЯТАЯ МЕССА БОЖЕСТВЕННОГО МИЛОСЕРДИЯ

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

 

Церковь Святого Духа в Сассии,

II воскресенье Пасхи (или Божественного Милосердия), 19 апреля 2020 г.

 

 

Неделю назад мы праздновали воскресение Учителя, а сегодня стали свидетелями воскресения ученика. Прошла неделя – неделя, которую ученики, видевшие воскресшего, провели в страхе за запертыми дверями (ср. Ин 20, 26), даже не сумев убедить в воскресении единственного отсутствующего – Фому. Как реагирует Иисус на это испуганное неверие? Он возвращается, ставит Себя в такое же положение «посреди» учеников и повторяет то же приветствие: «Мир вам!» (Ин 20, 19. 26). Начни сначала. Воскресение ученика начинается здесь, с этого верного и терпеливого милосердия, с этого открытия того, что Бог неустанно протягивает нам руку, чтобы поднять нас после наших падений. Он хочет, чтобы мы видели Его именно так: не как хозяина, перед которым нам нужно отчитаться, а как Папу, Который всегда нас поднимает. В жизни мы идем вперед наощупь, как ребенок, который только начал ходить, но падает: несколько шагов и снова падает, падает и падает, и каждый раз папа его поднимает. Рука, которая всегда нас поднимает – это милосердие: Бог знает, что без милосердия мы останемся лежать на земле, что для того, чтобы ходить, нам нужно встать на ноги.

 

И ты можешь возразить: «Но я же не перестаю падать!» Господь знает это и всегда готов поднять тебя. Он не хочет, чтобы мы постоянно вспоминали о наших падениях: Он хочет, чтобы мы смотрели на Него, в падших Он видит детей, которых нужно поднять, в страдающих он видит детей, которых нужно милосердно любить. Сегодня в этой церкви, ставшей святилищем милосердия в Риме, в воскресенье, которое двадцать лет назад св. Иоанн Павел II посвятил божественному милосердию, мы с упованием принимаем эту весть. Святой Фаустине Иисус сказал: «Я – любовь и само милосердие; нет такого убожества, которое могло бы соизмериться с Моим милосердием» («Дневник», 14 сентября 1937 г.). Уже потом святая однажды с удовлетворением сказала Иисусу, что отдала Ему всю жизнь, всё, что у нее было. Но ответ Иисуса шокировал ее: «Ты не отдала мне того, что действительно твое». Что же оставила себе эта святая монахиня? Иисус с любовью сказал ей: «Дочь Моя, отдай мне твое убожество» (10 октября 1937 г.). И мы тоже можем спросить себя: «Отдал ли я Господу свое убожество? Показал ли я Ему свои падения, чтобы Он поднял меня?» Или есть что-то, что я держу в себе? Какой-то грех, что-то, что гложет совесть, какая-то внутренняя рана, затаенная обида, предубеждение против конкретного человека… Господь ждет, когда мы принесем Ему наше убожество, чтобы мы познали Его милосердие.

 

Но вернемся к ученикам. Они бросили Господа, когда Он страдал, и их гложет чувство вины. Но, придя к ним, Иисус не говорит длинных проповедей. Им, раненным изнутри, Он показывает Свои раны. Фома может прикоснуться к ним и открывает любовь, он узнаёт, как сильно Иисус пострадал ради него, который Его бросил. Прикасаясь к этим ранам, он ощущает нежную близость Бога. Запоздавший Фома, принимая милосердие, превосходит других учеников: он уверовал не только в воскресение, но и в безграничную любовь Бога. И он произносит самое простое и самое прекрасное исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!» (ст. 28). Вот воскресение ученика: оно происходит, когда его слабая и израненная человеческая природа погружается в человеческую природу Иисуса. Тут рассеиваются сомнения, тут Бог становится моим Богом, тут человек вновь начинает принимать себя и любить свою жизнь.

 

Дорогие братья и сестры, во время выпавших нам испытаний, мы, подобно Фоме, со всеми нашими страхами и сомнениями поняли, что слабы. Нам нужен Господь, видящий в нас красоту, которую даже наши слабости не в силах затемнить. С Ним мы вновь открываем собственную ценность в нашей слабости, обнаруживаем, что мы подобны прекраснейшим кристаллам – хрупким и в то же время драгоценным. И если мы, как кристалл, прозрачны для Него, Его свет, свет милосердия сияет в нас и через нас в мире. Вот почему мы должны, как повелевает нам послание Петра, «радоваться, поскорбев теперь немного… от различных искушений» (1 Петр 1, 6).

 

В этот праздник Божественного Милосердия самая прекрасная весть звучит из уст запоздавшего ученика. Не было только его, Фомы. Но Господь дождался его. Милосердие не оставляет тех, кто отстает. Теперь, когда мы думаем о медленном и трудном выходе из пандемии, ощущается именно эта опасность: забыть отставших. Мы рискуем стать жертвой еще худшего вируса – вируса равнодушного эгоизма. Им заражаются, когда начинают думать, что жизнь становится лучше, если становится лучше для меня, что всё будет хорошо, если будет хорошо для меня. Болезнь начинается с этого и заканчивается тем, что мы подразделяем людей, отсеиваем бедных, приносим отставших в жертву на алтаре прогресса. Однако нынешняя пандемия напоминает нам о том, что между страждущими нет различий и границ. Все мы хрупкие, все одинаковые, все ценные. Происходящее потрясает нас до глубины души: пришло время устранить неравенство, исцелить несправедливость, в корне подрывающую здоровье всего человечества! Давайте учиться у первой христианской общины, описанной в книге Деяний апостолов. Они обрели милосердие и жили с милосердием: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2, 44-45). И это не идеология, а христианство.

 

В этой общине после воскресения Иисуса один отставал, а другие ждали его. Сегодня всё выглядит наоборот: небольшая часть человечества ушла вперед, а большинство отстало. И любой мог бы сказать: «Это сложные вопросы, не мне заботиться о нуждающихся, другие должны думать об этом!» Святая Фаустина, встретив Иисуса, писала: «В страдающей душе нужно видеть распятого Иисуса, а не иждивенца и бремя… [Господь] да даст нам упражняться в делах милосердия, и да не упражняемся мы в осуждении» («Дневник», 6 сентября 1937 г.). И всё же сама она однажды жаловалась Иисусу, что милосердие люди воспринимают как наивность. Она сказала: «Господи, моей добротой часто злоупотребляют». А Иисус ей в ответ: «Не важно, дочь моя, не думай об этом, всегда будь ко всем милосердна» (24 декабря 1937 г.). Ко всем: давайте думать не только о наших интересах, об интересах группы. Воспримем это испытание как возможность подготовить завтрашний день для всех, никого не отвергая: для всех. Потому что, если мы не видим себя общностью, то будущего ни для кого не будет.

 

Сегодня безоружная и обезоруживающая любовь Иисуса воскрешает сердце ученика. И мы тоже, подобно апостолу Фоме, обретаем милосердие, спасение мира. Так будем же милосердны к самым слабым: только так мы отстроим новый мир.

 


Источник: vatican.va








.