ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ МОЛИТВЫ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ - Urbi et Orbi












ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ МОЛИТВЫ

 

ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ

 

ПОД ПРЕДСТОЯТЕЛЬСТВОМ СВЯТОГО ОТЦА

 

ФРАНЦИСКА

 



Urbi et Orbi


Паперть собора св. Петра,
пятница, 27 марта 2020 г.
(23:00 кз время)








РАЗМЫШЛЕНИЕ СВЯТОГО ОТЦА

 

«С наступлением вечера…» (Мк 4, 35 – так в оригинальном тексте, прим. ред.). Так начинается евангельский отрывок, который мы сегодня слышали. Вот уже несколько недель кажется, будто наступил вечер. Густая тьма окутала наши площади, улицы и города, овладела нашей жизнью, наполнив всё оглушающей тишиной и удручающей пустотой, что парализует всё на своем пути: это ощущается в воздухе, видно по жестам, об этом говорят взгляды. Мы напуганы и растеряны. Как учеников из Евангелия, нас застигла врасплох неожиданная и яростная буря. Мы осознали, что все плывем в одной лодке, слабые и растерянные, но в то же время важные и необходимые, все мы призваны грести сообща, все нуждаемся во взаимной поддержке. В этой лодке… все мы. Как те ученики, что в один голос в страхе говорили: «мы погибаем» (Мк 4, 38), так и мы уразумели, что не можем идти вперед каждый своими силами, но только вместе.

 

Нам легко разглядеть себя в этой истории. Что трудно понять, так это поведение Иисуса. Пока учеников обуревал естественный страх и отчаяние, Он был на корме как раз в той части лодки, которая утонет первой. И что Он делает? Несмотря на суматоху, спокойно спит, уверенный в Своем Отце – это единственный раз, когда в Евангелии мы видим спящего Иисуса. Когда же Он проснулся, то, успокоив ветер и воду, укоризненно сказал ученикам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк 4, 40).

 

Давайте разберемся. В чём недостаток веры учеников, который противопоставляется доверию Иисуса? Они не переставали верить в Него, так как зовут Его. Но посмотрим, как они зовут: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк 4,  38). «Тебе нужды нет»: они думают, что Иисусу всё равно, что Он не волнуется за них. Среди нас, в наших семьях, одна из тех вещей, которая нас больше всего ранит, это когда мы слышим эти слова: «Я совсем тебя не волную?» Эта фраза причиняет боль и вызывает бурю в сердце. Она задела и Иисуса. Потому что мы никого больше не волнуем так, как Его. Ведь как только Его позвали, Он сразу спас Своих недоверчивых учеников.

 

Буря разоблачает нашу уязвимость и раскрывает ложность и поверхностность всего того, что нам дает уверенность и на чём мы строили наши расписания, проекты, привычки и приоритеты. Она показывает нам, как мы усыпили и забыли то, что подпитывает, поддерживает нашу жизнь и наше общество и придает им сил. Буря разоблачает все наши желания «запаковать» и забыть то, что питало души наших народов, все эти попытки анестезии, казалось, были «спасительными» привычками, которые не обращены к нашим корням и не взывают к памяти наших предков, лишая нас иммунитета, необходимого для противостояния невзгодам.

 

Буря сорвала маски тех стереотипов, под которыми мы скрывали наше «я», беспокоясь лишь об имидже, и раскрыла еще раз ту (благословенную) нашу общность, от которой нам не избавиться: нашу общность как братьев.

 

«Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Господи, этим вечером Твое слово разит и касается всех нас. В этом нашем мире, который Ты любишь больше, чем мы сами, мы двигались вперед со всей возможной скоростью, мня себя могучими и способными на всё. Жадные до прибыли, мы позволили поглотить себя вещам и одурманились спешкой. Нас не останавливали Твои призывы и не трогали ни войны, ни мировая несправедливость, мы не слышали воплей бедных и нашей тяжело больной планеты. Мы невозмутимо делали свое, думая, что навсегда останемся здоровы в этом больном мире. Теперь, оказавшись посреди бушующего моря, мы молим Тебя: «Проснись, Господи!».

 

«Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Господи, Ты обращаешься к нам с призывом – с призывом к вере. А вера заключается не столько в том, чтобы верить в Твое существование, сколько в том, чтобы прийти к Тебе и довериться. В этот Великий пост звучит Твой настоятельный зов: «Обратитесь, вернитесь ко Мне всем сердцем своим» (Иоил 2, 12). Ты призываешь нас использовать этот час испытаний как время выбора. Это время не Твоего, а нашего суда: время решить, что важно, а что преходяще, отделить необходимое от того, что не является таковым. Пришло время перенаправить жизненный путь к Тебе, Господи, и к другим. И мы можем видеть столько образцовых попутчиков, которые на весь этот страх ответили, пожертвовав своей жизнью. Вот действенная сила Духа, излитая и приобретшая форму смелого и самоотверженного самопосвящения. Вот жизнь Духа, способная искупить, ценить и показать, как наши жизни созидают и поддерживают обычные люди, о которых мы обычно забываем, которых мы не увидим ни в заголовках газет и журналов, ни на больших сценах последних шоу, но, без сомнения, сегодня пишут решающие страницы нашей истории: врачи, медсестры и медбратья, сотрудники супермаркетов, уборщики, няни, перевозчики, органы правопорядка, волонтеры, священники, монахини и еще множество и множество других, кто понял, что никто не спасется один. Перед лицом страданий, когда проверяется степень развития наших народов, мы открываем для себя и на опыте понимаем священническую молитву Иисуса: «Да будут все едино» (Ин 17, 21). Сколько людей каждый день проявляет терпение и вселяет надежду, заботясь о том, чтобы сеять не панику, а ответственность. Сколько отцов, матерей, дедушек и бабушек, учителей показывают нашим детям на примере своих маленьких и повседневных дел, как бороться и пройти через кризис, перестраивая привычки, поднимая глаза и побуждая к молитве. Сколько людей молится, жертвует и ходатайствует о благе для всех. Молитва и молчаливое служение – вот наше оружие победы.

 

«Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Начало веры – это осознание нашей потребности в спасении. Мы не самодостаточны, не сами по себе. Сами по себе мы тонем: нам нужен Господь, как древним мореплавателям – звезды. Мы зовем Иисуса в лодке нашей жизни. Доверяем Ему наши страхи, чтобы Он победил их. Как ученики, мы убеждаемся, что с Ним на борту не потерпим кораблекрушения. Потому что такова сила Божья: обратить во благо всё происходящее с нами – даже плохое. Он приносит покой в наши бури, потому что с Богом жизнь никогда не умирает.

 

Господь обращается к нам и в разгар бури призывает нас пробудиться и действовать с солидарностью и надеждой, чтобы являть солидарность, помощь и смысл в эти дни, когда кажется, что корабль наш тонет. Господь пробуждается, чтобы пробудить и оживотворить нашу пасхальную веру. У нас есть якорь: Его крестом мы спасены. У нас есть штурвал: Его крестом мы искуплены. У нас есть надежда: Его крестом мы исцелены и объяты, чтобы ничто и никто не отлучил нас от Его искупительной любви. В условиях изоляции, в которой мы страдаем от недостатка человеческого тепла и невозможности встреч, нехватки множества вещей, вслушаемся еще раз в спасительную весть: Он воскрес и живет среди нас. Господь призывает нас со Своего креста вновь обрести жизнь, которая ждет нас, смотреть на тех, кто нас зовет, укреплять, познавать и взращивать живущую в нас благодать. Давайте не потушим тлеющий огонек (ср. Ис 42, 3), давайте делать всё, чтобы никто больше не заразился, и давайте разжигать надежду.

 

Принять свой крест, значит найти в себе мужество принять все трудности данного момента, отказавшись от наших хлопот о всемогуществе и обладании, чтобы дать простор для творчества, которое способен пробудить лишь Дух. Это значит найти в себе мужество творить пространства, где каждый сможет чувствовать себя званным, и создавать новые формы гостеприимства, братства и солидарности. Его крестом мы спасены, чтобы обрести надежду и позволить ей подкреплять и поддерживать все возможные меры и способы, могущие нам помочь беречь себя и других. Принять Господа, чтобы обрести надежду – вот сила веры, освобождающая от страха и дающая надежду.

 

«Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Дорогие братья и сестры, с этого места, напоминающего нам о каменной вере Петра, этим вечером хочу вверить всех вас Господу, заступничеству Богоматери, исцелению ее народа, звезде бушующего моря. От этой колоннады, обнимающей Рим и мир, да снизойдет на вас утешающее объятие благословения Божьего. Господи, благослови мир, даруй исцеление телам и утешение сердцам. Ты нас просишь не бояться. Но наша вера слаба, и мы боимся. Однако Ты, Господи, не покидай нас во власти бури. Повтори еще раз: «Не бойтесь» (Мф 28, 5). И мы вместе с Петром все заботы наши возлагаем на Тебя, ибо Ты печешься о нас (ср. 1 Петр 5, 7).

 


Источник: vatican.va






.