Просить прощения – значит прощать

 

 

 

Ватикан. «Прощать нелегко, потому что наши себялюбивые сердца всегда склоняются к ненависти», – сказал Папа Франциск в проповеди 17 марта в ходе Мессы, которая транслировалась потоковым вещанием из часовни Дома св. Марфы. «Не носить на своих плечах этот бесплодный крест ненависти, обиды и жажды расплаты» призвал Преемник Петра. Особенностью этого богослужения было короткое выставление Святых Даров сразу же по его завершении, поклонение и благословение Таинством. Мессу Папа отслужил в интенции, которую он сформулировал еще до ее начала:

 

Мне хотелось бы, чтобы мы помолись сегодня о престарелых, которые особенно трудно переносят эту тяжелую годину от внутреннего одиночества и зачастую от сильного страха. Помолимся Господу, чтобы Он пребывал с нашими дедушками и бабушками, со всеми пожилыми людьми и укреплял их. Они дали нам мудрость, жизнь и историю. И мы тоже с ними в нашей молитве.

 

В проповеди Епископ Римский остановился на притче Иисуса из Евангелия от Матфея (18, 21-35) о слуге, которому господин по его настойчивой просьбе простил долг в десять тысяч талантов, но который не пожелал простить своему должнику несравненно меньшую сумму в сто динариев:

 

Иисус преподает для начала катехизическое поучение о братском единстве, завершая его прекрасными словами: «Заверяю вас, что, если двое из вас согласятся просить о какой-либо благодати, она будет дана им» (ср. Мф 18, 19). Единство, дружба и мир между братьями привлекают благость Божью. В ответ Петр спрашивает: «Да, но что нам делать с людьми, которые нас обижают? Если мой брат согрешает против меня, обижает меня, сколько раз я должен его прощать? До семи ли раз?» А Иисус отвечает такими словами, которые на их языке означают «всегда»: «до седмижды семидесяти раз». Прощать нужно всегда, и это нелегко, потому что наши себялюбивые сердца всегда склоняются к ненависти, мести и вражде. Все мы видели семьи, уничтоженные ненавистью друг к другу, передающейся из поколения в поколение. Братьев, которые даже над гробом одного из родителей, не здороваются друг с другом, потому что носят в себе старые обиды. Как будто легче поддаться ненависти, чем любви, а ненависть – это, скажем так, сокровище дьявола, что постоянно окапывается среди наших обид, нашей ненависти и растит их, лелеет, чтобы всё уничтожить. И зачастую из-за мелочей. Уничтожается и Бог, пришедший не осудить, а простить, Бог, способный устроить праздник для пришедшего к Нему грешника и забывающий всё. Когда Бог прощает нас, то забывает всё то зло, что мы совершили.

 

Кто-то сказал, что это слабость Бога: Он не помнит и может забыть в таких случаях. Бог забывает отвратительные истории множества грешников, наши грехи. Он забывает и идет дальше. Нас Он лишь просит: «Делай то же, учись прощать, не носить на своих плечах этот бесплодный крест ненависти, обиды и жажды расплаты. Говорить: «Ты поплатишься» – это не по-христиански и не по-человечески. Великодушие Иисуса учит нас, что для того, чтобы попасть на небеса, мы должны прощать. Он даже говорит: «Ты ходишь на Мессу? Да. Но, если, идя на Мессу, ты знаешь, что твой брат имеет что-то против тебя, то сначала помирись с ним. Не приходи ко Мне с любовью ко Мне в одной руке и с ненавистью к брату в другой». Нужна последовательность любви: простить, простить от сердца.

 

Есть люди, живущие тем, что осуждают других, говорят о них плохо, постоянно пачкают грязью коллег по работе, соседей и родственников, потому что не простили чего-то, что те им сделали, или чего-то, что им не понравилось. Наверное, именно в этом состоит богатство дьявола: сеять любовь к непрощению, помешательство на непрощении. А ведь прощение – это условие доступа в рай.

 

Смысл это притчи, рассказанной Иисусом, совершенно понятен. Да дарует нам Господь мудрость прощать, что непросто. И давайте сделаем так: придя на исповедь, чтобы приступить к таинству примирения, сначала спросим себя: «А прощаю ли я?». Если чувствую, что не прощаю, то не стоит и пытаться просить прощения, потому что прощенным не буду. Просить прощения – значит прощать: эти две вещи неразрывны друг от друга. И просящий прощения для себя, как тот человек из притчи, которому господин всё простил, но он сам не простил другим, кончит так же: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему».

 

И да поможет нам Господь понять это, склонить головы, быть не гордыми, а великодушными в прощении. Прощать хотя бы «корыстно». Как? Да, прощать, потому что, если я не прощу, то меня не простят. Хотя бы так, но прощать всегда.


Источник: radiovaticana.cz






.