О гневе и непонимании простоты действий Бога

 

 

 

Ватикан. «Простота действий Бога возмущает», – проповедовал Папа на Святой Мессе 16 марта по телевидению, из часовни Дома святой Марфы. «Гнев – это отношение гордых и непонимание Божьей простоты». Как обычно перед началом богослужения Папа сформулировал намерение сегодняшней Евхаристии:

 

«Мы продолжаем молиться за больных. Мы молимся о семьях, запертых дома, о детях, которые не ходят в школу, и некоторых родителях, которые тоже не могут выходить из дома, потому что находятся в карантине. Пусть Господь поможет им открыть новые пути, новые выражения любви и сосуществования в этой новой ситуации. Это хорошая возможность заново открыть для себя настоящие чувства и семейное творчество. Помолимся за семью, чтобы отношения внутри нее в этой ситуации постоянно процветали в добре».

 

В проповеди Преемник Петра прокомментировал оба литургических чтения: Евангелие от Луки (Лк 4, 24-30) о реакции жителей Назарета на проповедь Иисуса в синагоге и отрывок из Второй книги Царств (2 Цар 5, 1-15) о реакции начальника арамейского войска Неемана, который пришел за пророком Елисеем, чтобы исцелиться от проказы.

 

«В обоих текстах сегодня литургия ведет нас к размышлению об отношении, которое привлекает внимание, а именно о гневе. Когда жители Назарета слушали Иисуса, им нравилось, как Он говорит, но затем кто-то прокомментировал: «не Иосифов ли это сын?». И они разгневались. Они были сметены гневом, который вызвал в них желание совершить насилие над Иисусом, проповедью Которого они сначала восхищались. Они выгнали Его вон и хотели сбросить в пропасть. Нееман тоже был хорошим человеком, открытым для веры, но когда пророк сказал ему простое послание, чтобы семь раз омыться в Иордан, он разозлился и отошел со словами: «Вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» Он развернулся и с гневом ушел.

 

Люди Назарета тоже были добрыми. Но что стоит за их гневом? Более того, за насилием в Назарете. И люди из назаретской синагоги, и Нааман думали, что Бог проявляется только в необычных вещах, в вещах, выходящих за рамки обычного, и что Бог не может действовать в обычных жизненных обстоятельствах, в простых вещах. Они были возмущены простотой. Они разозлились, пренебрегли простоту. Наш Бог дает нам знать, что Он всегда действует в простых вещах: в назаретском доме, в повседневной работе, в простой молитве. Но светский дух ведет нас к тщеславию и внешности. И оба приводят к насилию. Нееман был очень хорошо воспитан, но хлопнул дверью пророка и ушёл. Грубый жест. Народ назаретской синагоги постепенно приходит в ярость, закипает и невольно решает убить Иисуса. Они изгоняют Его вон и ведут к пропасти, чтобы сбросить вниз. Гнев – это некрасивое искушение, ведущее к насилию.

 

Несколько дней назад мне на мобильнике показывали запись, где входили в один карантинный дом. Был там какой-то молодой человек, который хотел выйти. И полицейский сказал ему, что это запрещено. Но он набросился на него с кулаками, с гневом и презрением: «Кто ты такой, негр, чтобы мне запрещать выйти?». Гнев – это отношение гордых, жалких, тщеславных, бедных духом, которые живут иллюзией того, что они больше, чем есть на самом деле. Таково духовное состояние людей, которые гневаются, и часто нуждаются в том, чтобы сердиться и расстраиваться, чтобы чувствовать, что они что-то из себя представляют.

 

Это может случиться и с нами. Богословы называют это фарисейским скандалом, то есть скандалом над простотой Бога, над простотой бедных, над простотой христиан, как будто говорят: «Это ведь не Бог. Нет. Наш Бог утончен, мудр, исключителен. Бог не может действовать так просто». Гнев всегда приводит к насилию, как к физическому, так и к словесному, которое угнетает так же, как и физическое.

 

Давайте задумаемся над этими двумя эпизодами: о гневе людей в назаретской синагоге и гневе Неемана. Это неправильное понимание простоты нашего Бога» – так закончил Папа Франциск утреннюю проповедь в часовне Дома св. Maрфы.


Источник: radiovaticana.cz










.