«Видели очи мои спасение Твое»







ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

XXIV ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ

 

СВ. МЕССА ДЛЯ ЧЛЕНОВ ИНСТИТУТОВ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВ АПОСТОЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

 

ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА

Ватиканская базилика (1 февраля 2020)

 

 

«Видели очи мои спасение Твое» (Лк 2, 30). Это слова Симеона, которого Евангелие описывает как человека простого: «муж праведный и благочестивый», – сказано в тексте (ст. 25). Но он единственный из всех, кто в тот день был в храме, увидел в Иисусе Спасителя. И что же он увидел? Ребенка – простого маленького и слабого Ребенка. Но в Нём он разглядел спасение, так как Дух Святой помог ему узнать в этом нежном Младенце «Христа Господня» (Лк 2, 26). Взяв Его на руки, он почувствовал в вере, что в этом Ребенке Бог исполняет Свои обетования. А потому он, Симеон, может идти с миром: он узрел благодать, которая ценнее жизни (ср. Пс 63, 4), и ему больше нечего было ждать.

 

И вы, дорогие посвященные братья и сестры, простые мужчины и женщины, узревшие сокровище, которое ценнее всех земных благ. Потому вы оставили прочие блага – имущество, возможность создания собственной семьи. Почему вы так поступили? Потому что полюбили Иисуса, увидели в Нём всё и, очарованные Его взглядом, бросили остальное. Посвященная жизнь – это ви́дение. Это ви́дение того, что важно в жизни. Это принятие дара Господня с распростертыми руками, как у Симеона. Вот что видят глаза посвященных: благодать Божью, изливаемую в их руки. Посвященный – это тот, кто каждый день смотрит на себя и говорит: «Всё есть дар, всё есть благодать». Дорогие братья и сестры, мы не заслужили посвященной жизни – это дар любви, который мы получили.

 

«Видели очи мои спасение Твое». Эти слова мы повторяем каждый вечер в последовании на завершение дня. Ими мы заканчиваем наш день, говоря: «Господи, мое спасение от Тебя; мои руки не пусты, а полны Твоей благодати». Умение видеть благодать – вот отправная точка. Оглядываться назад, перечитывать свою историю и видеть в ней верный дар Божий: не только в великих мгновениях жизни, но и в слабостях, немощах и недостатках. Искуситель, дьявол напирает именно на наши недостатки, на наши пустые руки: «За столько лет ты не стал лучше, не сделал того, что мог бы, а не сделал ты этого, потому что не выдержал, не всегда был верен, не годишься для этого…» и т.д. Каждому из нас хорошо знаком этот сюжет, эти слова. И мы видим, что отчасти это правда, и поддаемся мыслям и эмоциям, сбивающим нас с толку. И рискуем потерять компас, которым для нас должна быть бескорыстная милость Божья. Ведь Бог всегда любит нас и дарует нам Себя при всех наших недостатках. Святой Иероним многое отдал Господу, но Господь всё требовал большего. И святой однажды сказал Ему: «Господи, я уже отдал Тебе всё, чего еще Тебе не хватает?». «Твоих грехов, твоих недостатков, дай Мне твои недостатки». Когда мы пристально смотрим на Него, то открываемся прощению, которое нас обновляет, и убеждаемся в Его верности. И сегодня мы можем спросить себя: «А я – на кого смотрю я: на Господа или на себя?». Тот, кто умеет видеть в первую очередь благодать Божью, находит противоядие от неверия и мирского взгляда на вещи.

 

Потому что жизнь монашествующих подвержена одному искушению: смотреть на вещи мирскими глазами. Такой взгляд уже не видит более в Божьей благодати протагониста жизни и ищет какого-то суррогата: немного успеха, чувственного утешения, наконец, возможности делать то, что хочется. Но посвященная жизнь, когда она уже не вращается вокруг благодати Божьей, скатывается к собственному «я». Она теряет импульс, утрясается, застаивается. И мы знаем, что тогда происходит: появляются вдруг требования личного пространства и личных прав, сплетни и злорадство, возмущения из-за всякой мелочи, которая меня не устраивает, и звучат литании жалоб – претензии и претензии… Отец с претензиями, сестра с претензиями: претензии к братьям, к сестрам, к общине, к Церкви, к обществу. Они уже не видят во всём Господа, а только мир с его динамикой, и уныние завладевает сердцем. Так человек увязает в рутине и прагматизме, а в душе пускают корни грусть и неверие, которые вырождаются в равнодушие. Вот к чему приводит мирской взгляд на вещи. Великая Тереза говорила своим монахиням: «Горе той монахине, что повторяет: „со мной обошлись несправедливо”, горе!».

 

Давайте же молиться об умении видеть благодать Божию для нас, как Симеон, чтобы правильно смотреть на жизнь. Евангелие трижды повторяет, что этот старец был близок со Святым Духом, Который был на нём, вдохновлял его и двигал им (ср. Лк 2, 25-27). Он был близок со Святым Духом, с любовью Божьей. Посвященная жизнь, если укоренена в любви Господней, видит красоту. Она видит, что бедность – не титаническое усилие над собой, а высшая свобода, дающая нам Бога и других людей как истинное богатство. Она видит, что целомудрие – это не горькое бесплодие, а путь к любви без обладания. Она видит, что послушание – это не подчинение, а победа над собственной анархией в духе Иисуса. К теме бедности и общиной жизни: в одном из пострадавших от землетрясения регионов Италии был разрушен бенедиктинский монастырь, и другой монастырь предложил монахиням поселиться у них. Но они оставались там совсем недолго: не чувствовали там радости, всё время вспоминали о том месте, которое оставили, о живущих там людях. И, в конце концов, решили вернуться и сделать монастырь в двух жилых прицепах. Вместо большого и удобного монастыря, они все вместе, как пчелы в улье, теснились в этих кемперах, но зато были счастливы в своей бедности. Это было буквально в прошлом году. Прекрасный пример!

 

«Видели очи мои спасение Твое». Симеон видит маленького, смиренного Иисуса, пришедшего служить, а не чтобы служили Ему, и называет себя рабом. Он говорит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк 2, 29). Тот, чей взгляд прикован к Иисусу, учится жить, чтобы служить. Он не ждет, пока начнут другие, а сам пускается на поиски ближнего, как Симеон, искавший Иисуса в храме. Где в посвященной жизни ближний? Вот вопрос: где ближний? Прежде всего, в собственной общине. Нужно просить о благодати умения искать Иисуса в братьях и сестрах, которые нам даны. Именно здесь начинается практика любви: там, где вы живете, принимая своих братьев и сестер со всей их ограниченностью, как Симеон принял простого и бедного Иисуса. Сегодня многие видят в других только препятствия и осложнения. Нужен взгляд, который искал бы ближнего, приближал бы далекого. Монахи и монахини, мужчины и женщины, живущие, чтобы подражать Иисусу, призваны прививать миру Его взгляд – взгляд сострадания, взгляд, который ищет далеких, который не осуждает, а ободряет, освобождает и утешает, взгляд сострадания. Это рефрен Евангелия, которое столько раз говорит об Иисусе: «сжалился». Так Иисус склоняется к каждому из нас.

 

«Видели очи мои спасение Твое». Очи Симеона видели спасение, потому что ждали его (ср. Лк 2, 25). То были очи, которые ждали, надеялись. Они искали света и увидели свет для народов (ср. Лк 2, 32). Это были глаза старика, но горящие надеждой. Взгляд посвященных не может не быть взглядом надежды. Уметь надеяться. Глядя по сторонам, легко потерять надежду: что-то пошло не так, мы видим спад призваний... Над нами всё еще довлеет искушение смотреть на вещи мирским взглядом, который аннулирует надежду. Но мы смотрим в Евангелие и видим Симеона и Анну: они были старыми, одинокими, но не теряли надежды, потому что поддерживали связь с Господом. Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2, 37). В этом секрет: не отходить от Господа – источника надежды. Мы слепнем, если день за днем не смотрим на Господа, не поклоняемся Ему. Поклоняться Господу!

 

Дорогие братья и сестры, поблагодарим Бога за дар посвященной жизни и попросим у Него нового взгляда, который умеет видеть благодать, умеет искать ближнего, умеет надеяться. Тогда и наши глаза увидят спасение.

 

 

 

Источник:vatican.va

 

 

 

 

 

 

 

.