О молитве «Отче наш». Как мы прощаем нашим должникам






О молитве «Отче наш». Как мы прощаем нашим должникам

 

Катехеза Папы Франциска 24 апреля 2019 г.

 

Евангелие от Матфея 18, 21-22

 

 

Дорогие братья и сестры, добрый день!

 

Сегодня мы завершаем катехезу по пятой просьбе из молитвы «Отче наш» и остановимся на выражении: «как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6, 12). Мы видели, что человек является должником перед Богом. Мы получили от Него всё, и в природе и в благодати. Наша жизнь не просто желанна, но и любима Богом. И действительно нет места тщеславию, когда мы соединяем руки в молитве. В Церкви нет «самоделов», то есть тех, кто стал таким, какой есть, личными усилиями. Мы все должники Бога и многих людей, которые создали для нас благоприятные условия жизни. Наша идентичность основывается на добре, которое мы получили, и в первую очередь это – жизнь.

 

Кто молится, тот учится говорить «спасибо». И мы часто забываем благодарить. Мы эгоисты. Тот, кто молится таким образом, учится благодарить и просит Бога быть добрым к нему (или к ней). Как бы мы не старались, у нас всегда есть долг перед Богом, который мы никогда не сможем оплатить. Он любит нас бесконечно и больше, чем мы Его. И как бы мы ни старались жить по христианскому учению, в нашей жизни всегда будет что-то, за что мы будем просить прощения. Подумайте о днях, которые прожили с ленью, о моментах, когда наше сердце охватывала враждебность и т. д. Это, к сожалению, частые опыты, которые ведут нас к мольбе: «Прости нам долги наши». Таким образом, мы просим прощения у Бога.

 

Этот призыв мог иметь только первую часть, но Иисус присоединяет и другую, создавая из них единое целое. Отношения вертикального снисхождения Бога делятся и превращаются в новые – горизонтальные отношения с нашими братьями. Добрый Бог приглашает и всех нас быть добрыми. Обе части воззвания связаны между собой. Мы просим Господа простить нам наши ошибки, «как и мы прощаем должникам нашим» – людям с которыми мы живем, и к тем, кто делает нам плохо.

 

Каждый христианин знает, что для него существует прощение грехов. Когда Иисус Своим ученикам показывает лицо Бога, очерчивает его контуры внимательного милосердия, Он говорит, что на небесах больше радости из-за одного грешника, который сожалеет о своих грехах, чем из-за толпы праведников, которые не нуждаются в обращении (ср. Лк 15, 7. 10). В Евангелиях нет ничего, что могло бы поставить под сомнение то, что Бог прощает грехи тому, кто хорошо расположен и просит о новых объятиях.

 

Эта переполняющая Божья благодать обязательна. Кто получил много, должен научиться и много отдавать, а не удерживать то, что получил, лишь для себя. Кто получил много, тот должен научиться много давать. Не случайно в Евангелии от Матфея после обращения «Отче наш» выделяется семь просьб этой молитвы и подчеркивается братское прощение: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15). Это сильно! Не однократно я слышал, как кто-то говорил: «Я никогда не прощу этого человека! Я никогда не прощу того, что он сделал мне, никогда не прощу». Но если ты не простишь, то Бог не простит тебя. Ты закрываешь дверь. Подумайте, можем ли мы простить или нет. Священник в одной епархии однажды рассказал мне, как он пришел с последними таинствами к умирающей старушке. Бедная женщина уже больше не могла говорить. Священник спрашивает ее: «Вы сожалеете о своих грехах?». Дама кивнула, этого было достаточно, потому что она уже больше не могла говорить. И затем священник спросил ее: «Вы прощаете других?» И женщина, которая умирала, сказала: «Нет». Священник был обеспокоен. Если ты не простишь, тебе Бог не простит! Подумаем о том, прощаем ли мы и в состоянии ли простить. Если ты не способен это сделать, проси Господа, чтобы дал тебе силу: «Господи, помоги мне простить!». Здесь мы находим связь между любовью к Богу и любовью к ближнему. Любовь зовет любовь, прощение зовет прощение.

 

В Евангелии от Матфея мы находим притчу о братском прощении (см. Мф 18, 21-35). Послушаем ее: Был один слуга, который должен был погасить огромный долг перед своим королем – десять тысяч гривен! Это была сумма, которую невозможно было заплатить. Но происходит чудо, и слуга получит не только отсрочку погашения, но и полное погашение долга. Неожиданная благодать! Но именно этот слуга, вскоре после того, подает в суд на своего брата, который должен ему сто динариев – мелочь, – и хотя это доступная сумма, он не принимает ни его извинений, ни просьб об отсрочке. Поэтому господин призывает его и заставляет отплатить. Ибо, если ты не пытаешься простить, тебе не будет прощено; если ты не пытаешься любить, ты не будешь любим.

 

Иисус сеет силу прощения в межличностных отношениях. Не всё в жизни решается с помощью справедливости. Особенно там, где нужно положить конец злу, кто-то должен любить больше, чем требуется, чтобы снова получить благодать. Зло будет мстить, и, если его не остановить, оно грозит переполниться и задушить весь мир.

 

Закон возмездия, по меркам которого то, что ты сделал мне, я должен воздать тебе, Иисус заменяет законом любви: что Бог сделал мне, я верну тебе! Подумаем сегодня, в эту прекрасную пасхальную неделю о том, могу ли я простить. И если я не чувствую, что способен, то должен просить Господа, дать мне благодать простить, потому что искусство прощения – это благодать.

 

Бог одаривает каждого христианина благодатью писать историю добра в жизни своих братьев, особенно тех, кто совершил что-то достойное сожаления. Одним словом, объятием и улыбкой мы можем передать другим то самое ценное, что получили. И что это самое ценное, что мы получили? Прощение, которое мы должны давать и другим.


Источник: radiovaticana.cz


















.