О заповедях. Идолопоклонство

 

 

Катехeза Папы Франциска, 8 августа 2018 г., аудиенц-зал Павла VI  (полный текст).

 

Исход 32, 7-8

 

 

Дорогие братья и сестры, добрый день!

 

Мы продолжим созерцание Десяти Заповедей еще глубже, мы подумаем о идолопоклонстве, о котором говорили на прошлой неделе, потому что это очень важно знать. Темой для нас будет кумир – золотой телец, о котором говорит книга Исхода (32, 1-8), чей рассказ мы только что слышали. Этот эпизод имеет определенный контекст: пустыня, где люди ожидают Моисея, поднявшегося на гору, чтобы получить наставление от Господа.

 

Что такое пустыня? Это место, где царят неустойчивость и неуверенность. В пустыне нет ничего, не хватает воды, пищи и нет убежища. Пустыня представляет собой картину человеческой жизни, положение которой неустойчиво и не имеет неприкосновенных гарантий. Эта неопределенность пробуждает в человеке основную тревогу, которую Иисус упоминает в Евангелии: «Что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф 6, 31). Это основные заботы, и пустыня озвучивает их.

 

И в этой пустыне возникает идолопоклонство. Почему? Моисей, поднявшийся на гору, долгое время не возвращался (Исх 32, 1). Он пробыл там сорок дней, и люди расстроились. Им не хватало поддержки, которую давал Моисей – лидер, глава и вождь, и это стало неудержимым. Поэтому люди просили видимого бога, чтобы они могли ориентироваться. Люди попали в ловушку. И сказали Аарону: сделай нам бога, который бы шел перед нами (сделай нам лидера, сделай нам вождя). Человеческая природа, чтобы избавиться от неопределенности пустыни, ищет религиозность собственного производства. «Обращаясь к идолам, мы не рискуем столкнуться с вероятностью призыва, заставляющего отказаться от какой бы то ни было уверенности, ведь «есть у них уста, но не говорят» (Пс 115, 5 (113, 13)). То есть понятно, что идол – это претензия поставить самих себя в центр реальности, это поклонение делам своих рук» (Lumen fidei, 13).

 

Аарон не смг противостоять этой просьбе людей и сделал золотого тельца. На Ближнем Востоке в древние времена бык имел двойное значение. С одной стороны, он символизировал плодовитость и изобилие, с другой – энергию и силу, но прежде всего он был из золота, и являлся символом богатства, успеха, власти и денег. Успех, власть и деньги – это большие кумиры! Золотой телец тогда являлся символом всех желаний, которые создают иллюзию свободы, но порабощают, потому что идол всегда порабощает. Они обольщают, и ты поддашься. Лесть змея наблюдающего за птичкой, который обольстит и поймает. Аарон был не в силе противостоять.

 

Всё рождается из невозможности доверять Богу, быть уверенным в Нём и вверять Ему мечты нашего сердца, их настоящую глубину, что позволяет нам выдержать и слабость, и неопределенность, и неустойчивость. Отношение к Богу делает нас сильными в слабости, в неуверенности и в неустойчивости. Без верховенства Бога легко впасть в идолопоклонство и получать удовлетворение от мелких заверений. Мы постоянно читаем об этом искушении в Библии. И обратите внимание, что освободить народ из Египта с помощью знамений власти и любви не составило Богу большого труда. Однако Бог потратил огромные усилия на то, чтобы удалить «Египет» из сердец людей, то есть удалить идолопоклонство из человеческих сердец. И Бог постоянно работает над тем, чтобы удалить его и из наших сердец. Бог проводит колоссальную работу по удалению «этого Египта», который мы носим в себе, и который является попыткой идолопоклонства.

 

Когда мы примем Господа Иисуса Христа, Который был богат, но обнищал для нас (ср.: 2 Кор 8, 9), нам откроется, что признание собственной слабости не является несчастием человеческой жизни, но условием, чтобы открыться Тому, Кто действительно силен. Дверью слабости приходит спасение Божие (ср.: 2 Кор 12, 10), силой собственной неспособности человек открывается отцовству Бога. Свобода человека рождается из признания того, что истинный Бог является единым Господом. Это позволяет принять собственную хрупкость и отвергнуть идолов своего сердца.

 

Мы, христиане, устремляем свой взор на распятого Христа (ср.: Ин 19, 37), который слаб, презираем и лишен всего. Однако в Нём проявляется лицо истинного Бога – слава любви, а не сверкающего обмана. Исайя говорит: «Ранами Его мы исцелились» (Ис 53, 5). Мы были исцелены слабостью мужчины, Который был Богом. Ранами. И нашими слабостями мы можем открыться Божьему спасению. Наше исцеление исходит от Того, Кто обеднел, был согласен с падением и взял на себя всю нашу неуверенность, чтобы наполнить ее любовью и силой. Он приходит к нам, чтобы показать отцовство Бога; во Христе наша хрупкость больше не является проклятием, а местом встречи с Отцом и источником силы свыше.

Источник: radiovaticana.cz







.