Проповедь Папы Франциска на Мессе в Женеве

 

 

В полном объеме приводим проповедь Святого Отца Франциска на праздновании Евхаристии 21 июня 2018 года в Женеве, в выставочном зале Палэкспо.

 

Отче, хлеб, прощение – три слова, которые дает нам сегодняшнее Евангелие. Три слова, которые ведут нас к сердцу веры.

 

«Отче – так начинается молитва. Она может продолжиться и другими словами, но она не может изменить первое, потому что слово «Отче» является ключом к сердцу Бога, потому что, только когда мы произносим Отец, мы молимся «христианским языком». Мы молимся «по-христиански». Не к какому-то неопределенному богу, но к Богу, Который прежде всего Отец. Так, как научил нас Иисус: «Отче наш, сущий на небесах», а не «Небесный Бог, Который наш Отец». Прежде всего, прежде чем быть бесконечным и вечным, Бог является нашим Отцом.

 

Каждое отцовство и материнство начинается с Него (ср.: Еф 3, 15). В Нём есть начало всякого блага и нашей жизни. Поэтому «Отче наш» является формулой жизни, которая раскрывает нашу идентичность, как любимых детей. Это формула, решающая теорему одиночества и проблему сиротства. Это уравнение, которое показывает, что нужно делать: любить Бога, нашего Отца, и ближних, наших братьев и сестер. Это наша молитва, молитва Церкви, молитва без слов я и мое , она вся ориентирована на Божье «Ты» (Твое имя, Твое царство, Твоя воля) и адресована Ему – «Отче наш». Эти два слова предлагают нам ориентир для духовной жизни.

 

Таким образом, всякий раз, когда мы делаем знамение креста в начале дня и перед каждым важным делом, мы произносим «Отче наш», мы возвращаемся к корням, к нашей основе. Это нам необходимо в нашем обществе без корней. «Отче наш» укрепляет наши корни. Когда есть Отец – никто не исключен. Страх и неопределенность не победят. Есть память о добре, потому что в сердце Отца мы не виртуальная статистика, но любимые дети. Он не разделяет нас на группы, но объединяет, как семью.

 

Не уставайте повторять «Отче наш». Он напоминает нам, что нет сына без Отца, и никто из нас не одинок в этом мире. Но также он напоминает нам, что нет отца без детей: никто из нас не одинок, и каждый должен заботиться о братьях и сестрах в большой человеческой семье. Говоря «Отче наш», мы утверждаем, что каждое человеческое существо нам близко, и что на множество зол, которые оскорбляют лик Отца, мы, как Его дети, призваны реагировать как братья и добрые опекуны нашей семьи, и стараться, чтобы не возникало безразличия к кому-либо из наших братьев и сестер – ни к еще не рожденному ребенку; ни к старику, который уже не говорит; ни к знакомому, которого мы не можем простить; ни к бедному. Этого просит у нас Отец и заповедует нам, чтобы мы любили сердцем детей.

 

Хлеб. Иисус говорит, что нужно каждый день просить Отца о хлебе. Не надо просить лишнего, только хлеб, необходимый для жизни. Хлеба достаточно для пищи на сегодняшний день, для здоровья, для работы. Это пища, которой, к сожалению, многим братьям и сестрам не хватает. Поэтому я говорю, что горе тому, кто спекулирует хлебом! Основная пища для жизни народа должна быть доступна всем.

 

Просить о хлебе насущном, означает сказать: «Отец, помоги мне вести более простую жизнь». Жизнь стала очень сложной. Я бы хотел сказать, что сегодня многие находятся как под воздействием «наркотика»: бег с утра и до вечера, тысячи телефонных звонков и ссылок, мы не способны остановиться перед лицами людей, погружены в сложности, которые делают нас уязвимыми – и от этой скорости становится тревожно. Здесь мы просим о решении вести более скромную жизнь, свободную от поверхностных трудностей. Решение идти против течения, как это делал святой Алоизий Гонзага, которого мы сегодня вспоминаем. Решение отказаться от многих вещей, которые наполняют нашу жизнь, но ощущать сердце.

 

Братья и сестры, выберите себе простоту, простоту хлеба, чтобы мы снова нашли мужество тишины и молитвы, закваску истинной человеческой жизни. Выберите людей, а не вещи, чтобы из этой закваски возникли личные, а не виртуальные отношения. Опять же, влюбитесь в оригинальный аромат того, что нас окружает. Когда я был маленьким, и дома падал со стола хлеб, то нас учили поднять и поцеловать его. Цените то простое, что у нас есть каждый день и оберегайте это. Не использовать и выбросить, но беречь.

 

И затем: «Хлеб наш насущный» – это Иисус, не будем этого забывать. Без Него мы ничего не можем сделать (см. Ин 15, 5). Он является основной пищей для того, чтобы мы хорошо жили. Однако иногда мы оставляем Иисуса на десерт. Но если он не является нашим жизненным питанием, центром наших дней, повседневным дыханием – всё напрасно. Будем ежедневно обращаться к Отцу с просьбой о хлебе, и ежедневно говорить себе: простота жизни, забота о том, что вокруг нас, Иисус во всём и над всем.

 

Прощение. Простить – это требование. Мы всегда носим в себе какую-то печаль или обиду, и когда кто-то провоцирует нас – тот, которого мы уже простили, – гнев возвращается с процентами. Но Господь в качестве дара требует нашего прощения. Это единственный комментарий, который дает Иисус к молитве «Отче наш»: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15). Это единственный комментарий, который дает Господь! Прощение является обязательным условием «Отче наш». Бог освобождает наше сердце от всех грехов, всё прощает нам, но требует одного: чтобы и мы не уставали прощать. Он просит у каждого из нас о прощении вин другим. Можно было бы сделать красивый снимок сердца, если бы в нём не находились блоки, препятствия, камни, которые нужно убрать. И сказать Отцу: «Видишь этот камень, я отдаю его Тебе и прошу Тебя за этого человека, за эту ситуацию; хотя и тяжелую, я прощаю и прошу Тебя о силе, чтобы я смог это сделать».

 

Прощение возрождает, прощение творит чудеса. Петр испытал прощение Иисуса и стал пастырем своего стада. Савл после прощения Стефана стал Павлом. Каждый из нас, после прощения Отца, возрождается как новое творение и любит братьев. Только так мы приносим в мир истинную новизну, потому что нет больше новизны, чем прощение, которое меняет зло на добро. Мы видим это в христианской истории. Это взаимное прощение полезно и нам, чтобы стать друг другу братьями после многовековых споров и расколов! Отец счастлив, когда мы любим и прощаем от всего сердца (ср.: Мат 18, 35). И тогда Он дает нам Своего Духа. Попросим об этой благодати не с закрытым сердцем, требуя от других сделать первый шаг, но сделаем его сами, в молитве, в братской встрече, в конкретных делах любви. Такмы будем больше похожи на Отца, Который любит, независимо от того, выгодно Ему это или нет. И снизойдет на нас Дух единства.


Источник: Vat News, sk








-