Полемика о целибате и II Ватиканский собор










Ватикан. Отрывки из книги «Des profondeurs de nos cœurs» (фр.: «Из глубины наших сердец»), под которой подписались почетный Папа Бенедикт XVI и префект Конгрегации по делам богослужения и дисциплины таинств кардинал Роберт Сара, вызвали множество самых разных комментариев. Их общим знаменателем является политизация внутрицерковных дебатов на тему целибата, причем часто в них звучат и личные просьбы, адресованные нынешнему или предыдущему Папе.

 

Ввиду полемики, вызванной книгой, было заявлено, что автором книги является кардинал Сара, которому Бенедикт XVI подсказал несколько идей. При этом префект Конгрегации по делам богослужения и дисциплины таинств сегодня сообщил, что сам текст книги не изменится. Личный секретарь почетного Папы заявил, что произошло недоразумение без чьего бы то ни было злого умысла и что Бенедикт XVI не видел и не одобрял обложку. Поэтому по его просьбе архиепископ Гансвейн попросил кардинала Сару, чтобы издатель не называл почетного Папу соавтором и чтобы его имя не появлялось под введением и заключением. При этом немецкий архиепископ подтвердил, что Бенедикт XVI предоставил кардиналу Саре свой текст о священстве и, зная, что тот готовит книгу на эту тему, разрешил ему использовать этот текст по собственному усмотрению.

Как напомнил директор ватиканского пресс-центра Маттео Бруни, всем известна позиция Папы Франциска в отношении безбрачия, и он выразил ее на пресс-конференции в самолете на обратном пути из Панамы: «Мне вспоминаются слова св. Павла VI: “Лучше умереть, чем изменить закон о целибате”... Лично я думаю, что безбрачие – это дар для Церкви, и потому я против разрешения добровольного целибата… Моя позиция такова: я против добровольности целибата перед дьяконатом. Я зациклился на прошлом? Возможно, но я не готов предстать пред Богом с таким решением». Но он также напомнил об исключениях из этого правила, таких как нормы, установленные Бенедиктом XVI для бывших англиканских священников, перешедших в католичество.

 

Безбрачие – это дар, а не догма

В бурлящем водовороте спекуляций и личных мнений давайте вспомним, что говорит о безбрачии II Ватиканский собор. Декрет «Presbyterorum ordinis» о служении и жизни священников от 7 декабря 1965 г. гласит:

«Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры. Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своем святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду».

Далее декрет перечисляет причины, по которым целибат целесообразен для священства: возможность полного посвящения себя служению, нераздельное сердце, свобода и способность «к принятию более широкого отцовства во Христе». Кроме того, собор указывает также на мистическое измерение священства: он «напоминает о таинственном брачном союзе, который основан Богом и в грядущие сроки явится во всей полноте — о том союзе, в силу которого Церковь имеет Единого Жениха: Христа».

Поэтому II Ватиканский собор вновь подтверждает обязательность целибата в латинской Церкви: «Этими соображениями, основанными на тайне Христа и Его посланничества, безбрачие, которое прежде лишь рекомендовалось священникам, было впоследствии в латинской Церкви предписано законом всем, кого возводят в священный сан. Сей Святейший Собор вновь одобряет и подтверждает это законодательство в отношении предназначаемых к пресвитерату».

Как напомнил Папа Франциск, говоря о безбрачии на обратном пути из Панамы, в намного более бурлящей атмосфере, чем сейчас, собор призвал всех священников, свободно принявших целибат, «всей душой и всем сердцем держась этого состояния и верно в нем пребывая…, памятовать о великих тайнах, знаменуемых и осуществляемых в нем. И чем более в современном мире совершенное воздержание считается многим людьми невозможным, тем с большим смирением и постоянством пресвитеры вместе с Церковью будут испрашивать благодать верности, в которой никогда не отказывается просящим о ней, употребляя одновременно сверхъестественные и естественные средства, имеющиеся в распоряжении у всех. Они должны, прежде всего, следовать тем аскетическим правилам, которые утверждены опытом Церкви и не менее необходимы в современном мире. Итак, сей Святейший Собор призывает не только священников, но и всех верных дорожить этим драгоценным даром безбрачия священников и просить Бога, чтобы Он всегда изобильно наделял этим даром Свою Церковь».


Источник: radiovaticana.cz










.