Пост: почему молятся Крестный путь?



Крестый путь, храм Святого Семейства (la Sagrada Família), Барселона






Почему молятся Крестный путь?
(по словам кармелита Войтеха Кодета)

 

 

 

Уже две тысячи лет нас укрепляет уверенность веры, что мы не одиноки в жизни. Незадолго до Своего возвращения к Отцу Господь Иисус обещал Своим ученикам: «Я с вами всегда, до скончания веков» (Мф 28, 20). Но этим Он сказал то же самое для всех поколений верующих, ибо Он жив «вчера и сегодня и вовеки тот же» (Евр 13, 8). Каждый верующий во Христа может ощутить на себе верность этому обещанию; достаточно открыться Ему с верой и положиться на Него.

 

 

 

Связать всё трудное в нашей жизни со Христом

 

Таким образом, молитва Крестного пути – это не просто возможность осознать, что наша жизнь полна темных и болезненных реальностей; мы знаем это без нее. Прежде всего, это уникальный способ, как осознанно связать трудности нашей жизни со Христом и с силой Его любви, как осознать и испытать, что мы не одиноки в трудностях жизни. Есть здесь Господь, Который хочет взять нас и провести через каждую долину смерти (ср. Пс 23, 4), дать нам в темноте всего, что мы переживаем, испытать Свое присутствие. Ведь «и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс 138, 12).

 

Однако жизнь в присутствии Иисуса не означает просто осознание того, что Бог где-то есть, и что каким-то образом Он знает о нас… Своим воплощением Иисус навсегда соединил Свою жизнь с нами, и так интенсивно, что всё, что мы переживаем, переживает вместе с нами. Он это ясно говорит в притче о Страшном суде (см. Мф 25, 31-46), в которой Он отождествляет Себя с голодными, жаждущими, находящимися на дороге, страдающими от нужды, болезней и преследований. Как будто Он хотел нам сказать: «Я был с тобой, когда ты был голоден, когда ты был болен, когда ты страдал от одиночества и беспокойства, когда тебя несправедливо обвиняли».

 

 

 

Иисус понимает нас изнутри

 

Он с нами иначе, чем другие люди. Наши близкие с нами как будто «снаружи». Они пытаются понять нас, утешить, протянуть нам руку помощи. Однако Иисус, живущий в наших сердцах, с нами «изнутри». Это совершенно другой уровень и качество обмена, любви и помощи. Он с нами не как тот, который какое-то время навещает нас и проявляет свое сострадание, предложит помощь, а затем возвратится домой, к своим заботам и к своей работе. Иисус связал Свою жизнь с нами полностью и навсегда: мы в Нём, и Он в нас, то есть всё, что мы переживаем, Он переживает вместе с нами. Он понимает нас изнутри, потому что это наши заботы, несчастья, наши болезни и боли, которые Он взял на Себя – как обещанный слуга Божий, муж боли, знающий страдания (ср. Ис 53, 3-5). Именно потому, что наш Господь прошел крестный путь перед нами, то есть пострадал во всех возможных формах, Он близок к нам и в наших страданиях и понимает нас. Как сказано в Священном Писании: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всём, кроме греха» (Евр 4, 15).

 

Это для нас причина, чтобы не отчаиваться даже в сложных жизненных ситуациях и не впадать в отчаяние, глядя на состояние окружающего нас мира. Именно присутствие Христа в нашей жизни является путем, как хорошо пройти и трудными временами, как не потерять надежду в жизненных испытаниях. Но не только это, цель заключается не только в том, чтобы хорошо «справляться» с трудностями – в связи со Христом может быть всё тяжёлое превращено силой Бога в животворный опыт. Если мы придем к Господу со своими слабостями и даже неудачами, они могут стать пространством для излияния новой благодати (ср. Рим 5, 20). И последнее, но не менее важное: мы можем выйти из испытаний сами перемененные, как наш Господь, Которого Дух вывел в пустыню, где Он был искушаем, но вернулся из пустыни, исполненный силы Божьей (ср. Лк 4,14). Благодаря Его победе над злом и над смертью сможет и каждое наше страдание стать путём и иметь глубокий смысл в нашей жизни.

 

 

 

Наша слабость – путь к спасению

 

Страдания Иисуса и Его путь через человеческую боль и слабость, в котором проявилась безмерная сила и мудрость Бога (1 Кор 1, 23-24), являются фундаментальным способом понятия и изменения нашей жизни. Неудивительно, что апостол Павел выбрал радикальное заявление: «ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» (1 Кор 2, 2). В страданиях Иисуса речь идет не о божественном театре, а об откровении величия любви Бога к нам: здесь страдает Бог для человека, через страдание Он искупает нас и Своим страданием отождествляет Себя с каждым, кто страдает.

 

Это также открыло нам путь к спасению через нашу слабость. То, что из слабости в любой форме делает слабость чем-то отрицательным и неприемлемым, так это, прежде всего, отсутствие Бога, наша удаленность от источника Божьей благодати и любви, закрытие в самих себя. Крестный путь может быть уникальным инструментом, для более тесной связи со Христом и ощущения благодати исцеления. В Нём исполнилось ветхозаветное пророчество: «Его раны исцелили нас» (Ис 53, 5; 1 Пет 2,25). И эти раны имеют власть постоянно исцелять и преобразовывать нас.

 

 

 

Стояния, которых нет в Библии

 

Возможно, остается добавить, почему на Крестном пути мы размышляем и о стояниях, которые не подтверждаются свидетельством в Писании. Ответ прост: сама человеческая жизнь создала эти стояния, в которых люди не хотели оставаться в одиночестве. Сегодня мы уже не можем точно шаг за шагом реконструировать путь Иисуса от Пилата до Голгофы. Но стояния, созданные христианской традицией, являются выражением веры в то, что Иисус с нами в любой ситуации, даже если мы этого не чувствуем, и что Он может изменить все трудные моменты нашей жизни Своим могущественным присутствием.

 

Молитва Крестного пути – это шанс для нас узнать Его на своем пути; не как того, кто стоит вне нас, кто наблюдает, как мы справляемся с ним, но как Того, Кто живет, радуется и страдает с нами. Это возможность встретить Его в собственном сердце, которое часто охвачено жизненными страданиями, неспособным принять любовь ни Бога, ни человека.







.