Приход Святого Иосифа в Караганде отпраздновал 40-летие












Приход Святого Иосифа в Караганде отпраздновал  40-летие. 
Торжественную Святую Мессу 28 июня отслужил Епископ Карагандинский Аделио Дель Оро, ему сослужили генеральный викарий о. Евгений Зинковский, настоятель прихода  о. Владимир Дзуренда, о. Ондрей Шмидряк и духовный отец семинарии о. Петр Сакмар.

Из-за коронавируса торжество прошло скромно, Святая Месса транслировалась в прямом эфире.

После богослужения прошла премьера фильма о строительстве храма Св. Иосифа.

Многая Лета!






.















































__________________________________



ИСТОРИЯ КАТОЛИЧЕСКОГО

ПРИХОДА СВ. ИОСИФА В КАРАГАНДЕ

"Кредо" № 2, 1995. с. 3.

 

 

Каждое поколение имеет собственные идеалы, представления о жизни, любви и смерти. Несомненно, сущность всех этих понятий, при всем их различии, основывается на нравственности, а значит на вере, которая их питает.

История нашего прихода многообразна. Но одно общее - великое стремление людей к совершенству мыслей и деяний, то есть к улучшению этого мира и самих себя. Прошлое, какое бы оно светлое или страшное не было, - это почетное испытание для людей веры, на долю которых выпадало и  выпадает спасти искорки того священного огня, что даровал нам Господь. Во все времена были люди, которых почитали за святых. И их пример естественно спасал тех, кто жил в годину ненастья. Среди них - Гертруда и Валентина Детцель, Мария Беккер, Тея Балтер, которые отдали все свои силы, чтобы приблизить людей к Правде жизни, а, стало быть, к Богу.

Первые поселения немцев-католиков относятся к началу 30-х годов 20 в. До постройки нашего храма, люди устраивали нелегальные богослужения в наскоро основанных часовенках, просто в домах. Память о тех, кого призвание вело по пути добродетели, а потом и святости, жива в наших сердцах. Священник Владислав Буковинский - один из немногих подвижников, которые всей своей жизнью, любовью к Богу и людям вдохновлял нас, вселяя надежду. Его призыв к тому, что всем верующим, прежде чем обратиться к властям с ходатайством о строительстве храма, непременно надо обратиться к Богу и помолиться, был действенен. Некоторые в бытность о. Альбинаса Думбляускаса еще помнят, когда люди с верой и молитвой ходили, просили и получали "добро" на свои просьбы у местных властей. К сожалению, о. Владислав не дожил до этих светлых дней. Но его вера, жизненный пример очень помогли людям. И 19 марта 1977 года было получено первое официальное разрешение на проведение Св. Мессы в Караганде, а в ноябре того же года был освящен фундамент будущего храма. Епископ Александр Хира в своей замечательной глубокой проповеди выразительно сказал, что собор наш был заложен только благодаря молитвам людей и освящен их слезами. Мессы совершались при многочисленном стечении народа, несмотря на то, что дом Божий еще не был достроен. И только в 1980 году было осуществлено освящение храма.

Хотелось бы еще отметить имена двух других священников, которые так же самоотверженно трудились, - это Иосиф Шабан и Стефан Пришляк.

О Гертруде Детцель говорят, что она святая. Христианское смирение, которым Господь наделил эту женщину, сочеталось у нее с неистощимой энергией и воодушевлением в деле помощи ближнему. На общих молитвах Гертруда разъясняла трудные места Библии, готовила детей к причастию и другим таинствам. Многое ей пришлось претерпеть за веру: тюрьму и гонения. Но Бог никогда не оставлял ее, даже в смерти. Утверждают, что она умерла в ореоле святости.

Здесь на казахстанской земле, плодородной и щедрой, среди добрых гостеприимных, отзывчивых людей, опровергается укоренившееся мнение о том, что святые рождались лишь в века минувшие и что понятие святости - отжившее, ушедшее в века. Нет! Мы убеждены, что много святых живет среди нас, надо только внимательно вглядеться друг в друга.

От прошлого незримый мостик перекинулся в настоящее. Чем же сегодня живет приход? Ответ на этот вопрос очень непростой, ключ к которому лежит в разнообразной, разносторонней деятельности духовных лиц и мирян.

Статистика говорит нам о том, что за последние 3 года таинство крещения приняли 443 человека. Не говоря уже о том, что каждое воскресенье за Божьим благословением приходят по 2-3 семьи, уезжающих в Германию. Старое поколение прихожан со своим прочным фундаментом веры уезжают, и потому в основном “приход живет за счет новообращенных”, как говорит отец Иоганн Трай. Отрадно, что среди них не только представители немецкой или польской национальностей, но и русской, украинской, корейской, казахской. Многие приходят к выводу, что Бог един для всех, и чтобы Его постичь, нужно к Нему обратиться. Может быть, поэтому изживает себя старое людское представление о том, что если храм католический, он лишь для поляков и немцев. Богослужения проходят ежедневно для всех. Кроме того, каждое воскресенье проводятся занятия для тех, кто хочет лучше узнать Церковь и ее установления (организованы группы для детей и взрослых). Тем же, кто желает принять таинства, предоставлена возможность пройти катехуменат – годичную подготовку взрослых к сознательному принятию Таинств. Богослужения совершаются и за пределами Караганды: в городах - спутниках, в близлежащих деревнях. Как считает отец И. Трай, нельзя оставлять без внимания такие места для отверженных, как колонии и тюрьмы, потому что “в каждом нужно видеть прежде всего человека, а не преступника”. Поэтому его посещения туда стали носить регулярный характер и, очень надеемся, принесут хорошие результаты.

В настоящее время мы добиваемся разрешения на строительство большого приходского центра, поскольку желающих посещать церковь с каждым днем становится все больше и больше. Оказывается помощь многодетным семьям, школе слепых, детским садам. Был организован детский лагерь, которым заведует Маргарита Хватал. Большое внимание уделено в приходе молодежи, особенно тем, кто желает получить теологическое образование. Среди них семинаристы и миряне. Что же дальше? Несомненно, Бог с теми, кто хочет этого, кто действительно стремится к этому. Он не оставит наш приход, как не оставлял его никогда прежде. С оптимизмом вглядываясь в будущее, хочется сказать непобедимыми библейскими словами:"...познавайте, что есть воля Божия”(Еф. 5,17). И еще: ”Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами” (Флп. 4,9).

Рогнеда Сергеева







 _______________________________________________





До этого времени они собирались тайно

"Кредо"  № 3-4 (80-81), 2002. с. 12.

 

В этом году исполняется 25 лет с того дня, когда верующие Караганды получили официальное разрешение на строительство Церкви. До этого времени они собирались тайно, и богослужения обычно проходили в разных домах. Среди верующих  было много ссыльных немцев, поляков, литовцев  и людей других национальностей. Депортированные находились под надзором комендатуры и не могли покидать места своего пребывания. Многие работали в трудармии, которая существовала до 1956 г. В основном эти люди были католиками.

После смерти Сталина в Караганду приехали освобожденные в 1954 году из тюремного заключения священники: Владислав Буковинский и Михаил Стонец, а также Александр Штауб и Михаил Бенгас. В январе 1957 года в Караганду приехал епископ Александр Хира, бывший ректор семинарии в Ужгороде. Позднее приехал грекокатолик о. Стефан Пришляк. В старом районе города Караганды работал грекокатолик о. Иосиф Шабан.

Огромную роль в духовной жизни католиков сыграл иезуит из Литвы Альбинас Думбляускас. С 1962 года по 1968 гг. о. Альбинас совершал неофициальные душепастырские поездки по всему бывшему Советскому Союзу.

В 1968 году он обосновывается в Кустанае и начинает тайную работу, однако, получив официальное разрешение от властей, он работает здесь всего восемь месяцев. Его активность мешает властям, слишком много молодежи и детей начинает приходить в Церковь. Поэтому власти запрещают о. Альбинасу вести душепастырскую работу в Кустанае и ему становится необходимо искать другое место.

В 1975 году о. Альбинас приехал в Караганду.

В 1977 году группа верующих поехала в Литву в Мариамполь, чтобы помолиться у гроба епископа Матулевича, это было 27 января, в день смерти теперь уже блаженного епископа.

28 января в Москве было получено разрешение на официальную регистрацию религиозной общины. 19 марта 1977 года прошло первое официальное богослужение.

31 октября 1977 года власти дали разрешение на землю под церковь. До этого в Майкудуке была куплена землянка, на месте которой планировалось построить церковь. Со временем купили и вторую. Осенью был вырыт фундамент, сами верующие копали землю и месили бетон. Господь благословлял, и стояла теплая осень.

20 ноября 1977 года состоялось освящение фундамента, которое совершил епископ Александр Хира.

26 января 1978 года о. Альбинас получил официальное разрешение работать, как священник, и снова была совершена новенна к Георгию Матулевичу. Накануне дня его смерти Бог снова оказал свое покровительство.

Весной того года началось строительство Церкви, а 29 июня 1980 года состоялась ее освящение (консекрация).

Храм был отдан под покровительство Св. Иосифа. Это было одноэтажное здание, углубленное в землю. Его длина достигала 26 м, ширина - 18 м, высота - 4 м. В нем могло поместиться 1000 человек.

Внешне здание не отличалось от других построек. О. Альбинас мечтал возвести второй этаж и построить колокольню, но власти не дали разрешения.

После падения Советской Империи Святейший Отец Римский Папа установил новые церковные структуры в Казахстане. Весной 1991г. была создана Апостольская Администратура Казахстана и Средней Азии (то есть, в её состав, кроме Казахстана, входило еще четыре республики: Узбекистан, Тадждикистан, Киргизстан и Туркменистан). 13 апреля 1991г. Апостольским Администратором был назначен епископ Ян Павел Ленга. Город Караганда, являвшийся центром духовной жизни католиков и городом мучеников, стал столицей новой Администратуры.

По архивным материалам

 

 


_____________________________________________


Кирпичи, ставшие храмом Из истории прихода св. Иосифа в Караганде (1976-1977 гг.)

"Кредо"  № 11 (195), 2011. с. 8-9.

 

В 1976 г. в Караганде так и не было еще получено официальное разрешение на открытие католической церкви и регистрацию прихода. Однако верующие уже организовали сбор средств на строительство храма. Сохранились тетради, в которых записывались пожертвования людей. Были отдельные тетради для жителей Майкудука и Мелькомбината, Придолинки и совхоза им. Энгельса. Привозили деньги на храм из обществ украинцев и поляков, из Семипалатинска, станции Акуль, Шокай, из Алтайского края. Есть пожертвования и от пожелавших остаться неизвестными. Так в 1976 г. было собрано 11180 советских рублей.

Нужен был только священник, который помог бы добиться регистрации прихода и разрешения на строительство. Четыре женщины: Гертруда, Клара, Валентина и Флора обратились с просьбой о помощи к о. Альбинасу, который жил уже в это время в Караганде, работал водителем на скорой помощи и тайно служил только для узкого круга надежных проверенных людей. Но выслушав просьбу этих женщин, отец согласился хлопотать перед властями об открытии храма в Караганде.

Первое, что сделал он – объявил новенну в монастырях, которые уже организовал, в январе отправил маленькую группу паломников в Мариамполь, где 27 января они присутствовали на поминальных Мессах, посвященных памяти епископа Георгия Матулайтиса и просили его о заступничестве, а сам составлял и отправлял самые разные прошения, в самые разные инстанции. Тайно передавал информацию и в Рим, прося о молитвах и помощи. И вот чудо - 28 января получено разрешение из Москвы на регистрацию прихода.

Сразу после получения разрешения из Москвы купили землянку в Майкудуке. 10 марта о. Альбинас пишет заявление о согласии исполнять религиозные обряды. И 19 марта служит в землянке первую Мессу.

В это время власти Караганды еще не дали разрешения на строительство церкви, а отец уже связался с архитектором, составлял проект нового храма, купил школу под снос, которую прихожане разбирали, привозили кирпичи к землянке. Многие после работы приезжали, очищали и складывали их.

В это же время хлопочет о. Альбинас и о том, чтобы уполномоченный по вопросам религии позволил назначить Александра Хиру викарием в эту церковь. И 8 апреля получает такое разрешение.

10 апреля – первая открытая Месса на праздник Пасхи. Сестра Петруте сшила балдахин и хоругвь для процессии, которая состоялась ночью при зажженных свечах. Так как обойти землянку вокруг не было возможности, ходили три раза подковой. Процессиантками были сестры, а крест нес один из парней. Под ноги пришлось постелить шахтный брезент: так было грязно и холодно. Но впервые это было открыто.

Общину в Караганде зарегистрировали, но церковь строить не разрешали. В землянке, в ужасной тесноте служил о. Альбинас ежедневно Мессы, считая розданные хостии. Возле каждого принимавшего причастие человека звучал колокольчик.

На праздник Пятидесятницы священник разобрал крышу в землянке. На вопрос обеспокоенной прихожанки: «В чем дело», ответил: «Как иначе Дух Святой к нам придет сегодня». И действительно, в свою церковь на Мессу прихожане заходили, прижав руки к груди, иначе для крестного знамения внутри их поднять было невозможно.

В октябре 1977 г. купили вторую землянку, 26 получили благословение от Папы, а 31 октября, наконец-то, пришло долгожданное разрешение на строительство церкви от властей города Караганды.

Журавлева Елена















.


.