ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №12(196)'11

«Саранский» св. Николай

4 декабря 2011 года в приходе св. Николая в Сарани епископ Януш Калета уделил таинство миропомазания и участвовал в праздновании приходского праздника с посещением «настоящего» св. Николая.

Много историй, одно Рождество
М. Нарвона,
доктор исторических наук (Opus Dei)

Как сложились наши рождественские традиции? Здесь вы сможете узнать о происхождении таких привычных символов Рождества, как елка, ясли, три царя и Санта-Клаус.
 
Адвентовский венок
Адвентовский венок состоит из ветвей деревьев и четырех свечей, которые зажигаются одна за другой в течение четырех недель, предшествующих Рождеству.
Традиция адвентовского венка уходит своими корнями в дохристианские обычаи народов севера IV-VI вв. В декабрьские морозов и долгие зимние вечера они вили венки их веток деревьев и зажигали огни в знак своей надежды на наступление весны.
В XVI в. в среде немецких католиков и протестантов венок стал одним из символов Адвента. В древнем обычае было сокрыто семя истины, которая оказалась способна выразить высшую истину: Иисус – есть Свет, пришедший к нам, пребывающий с нами и грядущий во славе. Свечи предвещают тот свет, который воссияет в Рождество – Иисуса Христа.
Адвентовский венок полон глубокого потаенного смысла: свет напоминает о спасении, зелень – о жизни, круглая форма – о вечности и т.д.
 
 Дата 25 декабря
На заре христианства, в I- II вв., последователи новой религии не праздновали дня рождения своего Спасителя. Они знали, когда Он умер – на иудейскую Пасху, но вот точная дата Его рождения им была неизвестна. Однако, первые свидетельства того, что Церковь, в то время все еще подпольная, праздновала Рождество Христово именно 25 декабря, датируются уже III в.
Христиане часто приспосабливали древние языческие торжества к собственному религиозному культу. Так же случилось и с Рождеством. Дело в том, что ок. 25 декабря дохристианские цивилизации отмечали праздник зимнего солнцестояния, когда вновь рождалось солнце и рассеивалась тьма. Все еще стояли сильные морозы и долгие ночи, но уже ощущалось возвращение жизни.
В Риме с 17 по 24 декабря праздновались так называемые сатурналии – торжества бога Сатурна. А в I-II вв. на 25 декабря был установлен праздник «непобежденного Солнца» - божества, изображавшегося в виде новорожденного младенца. В этот день даже рабы освобождались от работы.
Уже достаточно большая к тому времени община римских христиан, все еще скрывавшихся в подполье, адоптировала этот популярный в народе праздник для празднования дня рождения Иисуса, дату появления Которого они не знали.
Идея быстро распространилась, так что уже в 354 г., в разгар гонений Диоклетиана, 25 декабря было официально объявлено датой празднования Рождества Христова. Можно с полным правом утверждать, что начиная с V в. Рождество отмечалось уже повсеместно, тем более что Церковь тогда еще была едина.
Народы севера Европы, помимо дня солнцестояния, отмечали также торжества в честь таких богов, как Тор, Один или Юле, но евангелизаторам не составило особого труда приспособить и их к празднованию Рождества.
Это одна из версий исторического объяснения даты праздника Рождества Христова. Необходимо помнить, однако, что есть и другие исследования, приводимые уже на страницах нашей газеты, пытающиеся показать, что первые христианеп все-таки знали точную дату Рождества Господа - 25 декабря. (Примечание редакции).
 
 Месса ночью
В V в. Папа Сикст III ввел в Риме обычай праздновать Рождество во время ночного бдения, в полночь, «mox ut gallus cantaverit» («едва пропоет петух»). Месса проходила в маленькой часовенке, называвшейся «ad praesepium» («у яслей») и находившейся за главным алтарем древнехристианской базилики св. Петра.
Евхаристическое богослужение этой святой ночи призывает к радости: «Возвещаю вам великую радость: ныне родился нам Спаситель, Который есть Христос Господь».
Литургическое время Рождества начинается 25 декабря и продолжается до воскресенья Крещения Господня – первого воскресенья после Богоявления.
 
Ясли (Вифлеемки)
Ясли – это домашнее изображение сцены рождения Иисуса. Впервые они появились в Италии, когда в Рождество 1223 г. Франциск Ассизский в пещере в городке Греччо, с разрешения Папы Гонория III, установил ясли с каменной фигурой Младенца Иисуса и живыми волом и ослом.
Так началось необыкновенно быстрое распространение яслей по миру. Уже в том же XIII в. их можно было увидеть по всей Италии. Братья-францисканцы, следуя примеру своего отца-основателя, устанавливали их в церквах и монастырях, открывавшихся в остальной части Европе. В XIV-XV вв. этот обычай уже прочно укоренился в Старом Свете повсеместно.
В наши время ясли можно увидеть почти по всему миру и, прежде всего, в Италии, Испании и испаноязычной Америке. Во Франции во времена революционной республики, когда запрещены были любые привычные для той поры проявления рождественского культа, фигуры Св. Семейства, волхвов, пастушков и животных появились в Провансе. Даже протестанты, не устанавливавшие ясли по домам, все же сохранили традицию «живых яслей» с детьми.
 
Рождественская елка
Эта традиция, также уходящая своими корнями в дохристианскую древность, приобрела со временем глубоко христианский смысл. Многие народы севера претендуют на то, что именно они стали ее родоначальниками. Их претензии, однако, сомнительны, поскольку истоки данной традиции теряются во мраке времен.
У древних жителей Центральной Европы и Скандинавии был широко распространен культ деревьев. В период зимнего солнцестояния они поклонялись самому высокому и могучему лесному исполину, украшенному огнями и плодами (например, яблоками). Считалось, что корни такого дерева достигали царства богов, где как раз встречались Тор и Один.
Пришедшее на смену язычеству христианство дало новое и более глубокое прочтение древнему символу. Согласно преданию, св. Бонифаций, английский священник, проповедовавший в Центральной Европе в VII-VIII вв. разъяснял тайну Пресвятой Троицы на примере треугольной формы еловой ветки. При этом украшавшие ее плоды должны были символизировать дары Святого Духа (подарки Бога людям), звезда знаменовала Христа – свет Божий, озаривший мир, а ствол вообще легко вписывался в христианскую проповедь, в которой и без того изобиловала символикой деревьев: древо Рая, древо познания добра и зла, святое древо крестное…
Начиная с XV в. верующие стали устанавливать рождественские деревья по домам. А после протестантской Реформации, отвергшей ясли и св. Николая, их роль во многих северных странах еще более возросла. Именно тогда дети стали находить под ветками подарки, принесенные им Младенцем Иисусом.
Своим стремительным успехом в англосаксонском мире рождественское дерево обязано королеве Виктории, установившей его в своем дворце в 1830 г. и насадившей этот обычай по всему королевству.
Популярность рождественского дерева в протестантском мире привела к снижению его значения для католических стран, особенно на юге Европы. И лишь благодаря двум последним понтификам – уроженцам центральной Европы, этот обычай хотя бы отчасти вернул себе было значение.
В 1982 г. рождественская ель была впервые установлена на площади св. Петра: «Что символизирует это дерево? – спрашивал тогда Иоанн Павел II. – Мне кажется, что это символ жизни, символ того дерева, о котором говорится в книге Бытия и которое пустило корни на земле людей вместе с пришествием Христа… Когда Христос пришел в мир, то вновь насадил древо жизни, которое растет теперь с помощью Его благодати и достигает своей зрелости в кресте… Должен признаться, - сказал Папа, - что я сам, хотя и достиг уже преклонного возраста, каждый раз при приближении Рождества с нетерпением жду того момента, когда в мою комнату внесут елочку. В этой традиции скрыт некий глубокий смысл, который раскрывается перед нами с годами».
 
 Подарки
Рождество с самых древних времен было связано с подарками для любимых людей. Они служили материальным выражением радости по поводу Рождества Сына Божьего.
Правда, вплоть до XIX в. не существовало общего мнения по поводу того, кто именно приносит подарки детям. В зависимости от страны и социального положения это могли быть три царя, Младенец Иисус, Санта-Клаус или рождественский папа, Вефана, Олентзеро, Кага Тио и др. Хотя у многих из этих персонажей долгая история, мы остановимся лишь на двух из них.
 
 Три царя (три волхва)
Образ трех царей изначально имел сугубо религиозное значение и был тесно связан с Богоявлением, т.е. тем моментом, когда Бог явил Себя все людям всех народов земли.
Их визит к новорожденному Иисусу был предсказан в Ветхом Завете (книги Царств и Исаия), и хотя св. Матфей называет их «волхвами с востока», уже на заре христианской истории этих магов именовали тремя царями. Свидетельство этому мы находим, например, у Оригена – христианского богослова, жившего во II в. По всей видимости, это были вавилонские жрецы, поклонявшиеся Зороастру и занимавшиеся астрологией.
В V в. Лев Великий зафиксировал число царей. Три персонажа рождественской истории должны были представлять три человеческие расы: семитскую в лице молодого царя, хамитскую в лице чернокожего монарха и яфетическую в лице самого старшего правителя. А в XV в., с открытием новых земель, волхвы приобрели свои нынешние черты.
С течением истории менялись и их имена: Магалаф, Галгалаф и Серакин; Аппелликон, Америн и Дамаскон; Атор, Сатер и Параторас. Мельхиором, Каспаром и Валтасаром три царя впервые названы на пергаменте, датируемом VII в.
Останки венценосных волхвов, обнаруженные св. Еленой в Саве, после долгих и беспокойных странствий по всей Европе нашли, наконец, свой покой в Кельнском соборе.
 
Рождественский папа
Св. Николай – это христианский епископ, живший на территории сегодняшней Турции в IV в. Хотя он совершил много чудес, но наибольшую славу ему принесло воскрешение трех детей, четвертованных мясником, который сложил их останки в мешки. Поэтому св. Николая, которого по сей день почитают как в Католической, так и в Православной Церквах, часто изображают с детьми, и именно ему издавна приписываются рождественские подарки.
Современный облик доброго старичка с большой бородой – это своеобразное смешение голландского Синтерклааса и скандинавских поверий, принявшихся на американской почве. Днем рождения Санта-Клауса можно считать сочельник 1822 г., а его «отцом» был протестантский пастор Клемент Моор. Тем поздним вечером жена пастора обнаружила, что для торжественного ужина кое-чего недостает, и попросила мужа сходить в лавку. По пути Клемент встретился со сторожем Яном Дуйхинком – тучным, но пылким голландцем, рассказавшим ему о рождественских обычаях своей родины, а особенно о традициях, связанных с Синтерклаасом (т.е. св. Николаем).
Вернувшись домой, доктор Моор, пока жена готовила ужин, сочинил поэму для своих троих детей, в которой рассказывалось о визите Санта-Клауса. При этом прообразом для главного персонажа стал тот самый Дуйхинк – упитанный старичок с добрым сердцем, искрящимися глазами, красным носом и розовыми щеками, который курит трубку и то и дело восклицает: «Хо-хо-хо!» Хотя Санта-Клаус – это американизированная версия имени св. Николая, он, как видим, не имеет ничего общего со знаменитым епископом.
«Завещание» св. Бернадетты Субиру в театре «АРТиШОК»
о. Элиот Марецки офм

В ноябре месяце я был приглашен в алматинский театр «АРТиШОК». Само название подсказывало, что характер этого маленького театра особенный… В этот день я был в качестве зрителя на вечере чтений литературного проекта «Вслух: На всю голову». В рамках этого проекта, по словам самого организатора, предполагалось чтение «диких, странных и ненормальных» текстов. Выступающих молодых людей было девять. Актёрские способности и поэтические переживания чтецов действительно могли удивлять. Откровенно говоря, для меня эти тексты показались и в правду довольно странными.
Предпоследней выступила наша прихожанка, Зарина. Она коротко сообщила сидящим в зале, что молитва, которую она прочитает, носит название «Завещание», и принадлежит Бернадетте Субиру – девочке из французского города Лурд, к которой на протяжении нескольких лет являлась Богородица. Впоследствии Бернадетта стала монахиней и была признана святой Католической Церкви.
В театре стало очень тихо… После этого Зарина вслух перекрестилась и, стоя на коленях, прочитала слова «Завещания»:
 
«За нищету, в которой жили папа и мама, за то, что ничего у нас не получалось, за разорение мельницы, за то, что я должна была смотреть за детьми, стеречь сад, за вечную усталость... благодарю Тебя, Иисусе.
Благодарю Тебя, Боже мой, за прокурора и за комиссара, за жандармов, за суровые слова отца Пейрамалъ...
За те дни, когда Ты приходила, и за те, в которые Ты не пришла – только в раю смогу я отблагодарить Тебя, Мария. Но и за полученные пощечины, за насмешки, за оскорбления, за тех, которые считали меня ненормальной, которые подозревали меня в обмане, в том, что я на этом наживаюсь... благодарю Тебя, о Матерь моя.
За орфографию, которой я никогда не знала, за память, которой у меня никогда не было, за мое невежество и глупость благодарю Тебя. Благодарю Тебя, ибо если бы был на свете ребенок еще более невежественный и глупый, Ты бы избрала его...
За то, что мама моя умерла вдали от меня, за ту боль, которую я испытала, когда мой отец, вместо того, чтобы обнять свою маленькую Бернадетту, обратился ко мне «сестра Мария Бернарда»... благодарю Тебя, Иисусе.
Благодарю Тебя за то, что Ты дал мне столь нежное и чувствительное сердце, а потом наполнил его горечью...
За то, что мать Иосифея объявила во всеуслышание, что я ни к чему не пригодна, благодарю... за насмешки матери наставницы, за ее суровый голос, ее несправедливость, иронию, за хлеб унижения... благодарю. За то, что я была такой, что мать Тереза могла сказать обо мне: «Никогда не позволяйте ей чересчур много»...
Благодарю за привилегию непрерывной критики моих недостатков, настолько, что прочие сестры говорили: «Как хорошо, что я не Бернадетта».
Благодарю за то, что я была Бернадеттой, которой грозили тюрьмой за то, что я видела Тебя, Мария. Бернадеттой, столь жалкой и невзрачной, что, увидев ее, люди удивлялись: «Так это она и есть?», Бернадеттой, которую люди разглядывали словно диковинного зверька.
За жалкое, гниющее тело, которое Ты дал мне... За эту болезнь, жгущую словно огонь и дым, за мои сгнившие кости, за пот и жар, за тупую и острую боль... благодарю Тебя, Боже мой.
И за душу, которую Ты дал мне, за пустыню внутреннего холода, за Твои ночи и Твои молнии, за Твое молчание и Твои громы, за все. За Тебя - когда Ты был рядом, и когда Тебя не хватало... благодарю Тебя, Иисусе».
 
Весь зал будто бы застыл от изумления: ни шёпота, ни звука, ни шороха... Театр «АРТиШОК», чья стихия состоит в том, чтобы удивлять и впечатлять зрителя, в этот самый вечер, казалось, сам был ошеломлен духом Евангелия и его парадоксов. Да, прозвучал «ненормальный» текст, его необычайность состоит в искреннем благодарении за все тяготы и невзгоды, которые суть щедрые дары Господа. Несмотря на непростое для обыденного зрителя содержание зачитанного, я уверен, что среди присутствующих нашлись те, кто увидел в нем настоящую красоту христианской веры.
О театре
По материалам интернета

Театр «АRТиШОК» создан в 2001 году как первая независимая профессиональная театральная компания Казахстана. За несколько лет работы «АRТиШОК» признан критиками самым экстравагантным и шокирующим театральным коллективом Казахстана. Физический театр, пантомима, уличные интерактивные представления, великолепное владение техникой импровизации – вот элементы, которые позволили театру «АRТиШОК» стать участниками и обладателями Гран-при международных театральных конкурсов и фестивалей в Европе, в России, на Кавказе, в Центральной Азии и Казахстане. Театр "АRТиШОК" известен не только как коллектив, создающий театральную продукцию, но и как театральная компания, инициирующая проекты, ставшие заметными культурными событиями Казахстана. Самые известные из них:
 
    * - «Театральные импровизации», в которых принимают участие известные казахстанские и европейские актеры, режиссеры, музыканты, художники, политики и зрители театра;
    * - театральный клуб «АRТиШОК-сейшн», в рамках которого казахстанский зритель знакомится с независимыми театральными, музыкальными и художественными проектами;
    * - фестиваль современной казахстанской драматургии «Театр в поисках автора» (2005 год);
    * - международный фестиваль «АRТиШОК», ставший ежегодным, на котором актеры, режиссеры, критики, театральные менеджеры и казахстанские зрители совместно пытаются найти ответ на вопрос: "Что такое Современный Театр?".
 
Основной творческой концепцией театра является направление – «театрализация театрального искусства» и «театрализация жизни». В рамках этой концепции театр производит свою продукцию для стационарных площадок, а также работает в жанре "уличного театра". Главный метод создания спектаклей театра «АRТиШОК» - театральная импровизация. 
 
Христианские знаки

Защити себя!
 
ЛАТИНСКИЙ КРЕСТ
Основная форма христианского креста. Символ распятия Иисуса, знак любви и Его победы над грехом и смертью.
 
 ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ
Символизирует универсальность христианства: четыре конца символизируют четыре стороны света. Греческие Отцы Церкви видели в нем распятие Иисуса, охватывающего всю вселенную: его высоту, глубину, ширину, и длину.
 
ТАУ-КРЕСТ
Является знаком доброты и любви Божьей. Буква Тау происходит от двух языков: иврита и греческого. Особо любим и почитаем св. Франциском Ассизским. В настоящее время этот знак принят среди францисканских общин. Очень популярен среди молодежи, которая хочет жить Евангелием каждый день.
 
ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ
Большой крест, в углах которого размещены четыре малых греческих креста. Эти пять крестов символизируют пять ран Иисуса.
 
БУКВЫ IHS
Существуют разные толкования этого символа:
1. Аббревиатура от трех первых букв имени Иисуса (с греч.  ΙΗΣΟΥΣ). Третья буква  Σ была подвергнута латинизации и теперь ее принято записывать как „S”.
2. „Iesus Hominum Salvator” («Иисус, Спаситель человека»).
3. „In hoc signum (vinces)” («В этом знаке [побеждаешь]»).
 
ЧУДЕСНЫЙ МЕДАЛЬОН СВ. ЕКАТЕРИНЫ ЛАБУРЕ
Или медальон Непорочного Зачатия дан св. Екатерине Лабуре после видения Пресвятой Девы Марии в ночь на 18 июля 1830 года. Пресвятая Дева обещала, что «Люди, которые будут носить его на шее, получать большие благодати».„Милости будут обильные для тех, которые носить его будут с доверчивостью.” На Чудотворном Медальоне помещены два Сердца: Иисуса и Марии.
 
ФОРМУЛА «СВЕТ И ЖИЗНЬ»
Записана в виде креста, содержащего основные принципы христианской жизни в единстве с верой. Омега, которая объединяет два слова, означает Духа Святого, который и совершает это единство света и жизни.
 
ИХТИС
Греческое слово, обозначающее рыбу, а в то же время является основой (анограммой)  от Iesous Christos Theou Hyios Soter, т.е. «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Для первых христиан рыба была особым знаком распознания во время преследований, а также знаком Евхаристии.
 
ХР
Или греческая буква  X (хи) и наложенная на нее буква P (ро) – первые две буквы слова Χριστος (Христос).
 
ГОЛУБЬ
Символ Святого Духа, который снизошел  в виде голубя на Иисуса во время крещения. Дух Святой также присутствовал во время сотворения мира, в момент Благовещения и Пятидесятницы. Голубь является также символом простоты.
 
АГНЕЦ
В книге Исхода пишется об одном Агнце, кровь которого спасла первенцев Израиля во время египетского рабства. Евангелие указывает на Агнца, Иисуса Христа, который своей кровью избавил нас от смерти. В то время как в книге Откровений представлено описание свадебного пира Агнца с Его Невествой-Церковью. Поэтому Победитель также представлен как пасхальный Агнец с крестом или знаменем (с флагом).
 
МЕДАЛЬОН СВ. бЕНЕДИКТА
Св. Бенедикт всю свою жизнь был предан святому кресту как знаку спасительной любви Иисуса Христа. Он часто совершал знак креста, преодолевая с его помощью тяжкие искушения. В жизни св. Бенедикта Бог силой этого знака чудным образом уничтожал злые намерения и соблазны, как это описывает папа Григорий Великий во второй книге Диалогов.
 
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
В христианстве — ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства. Он невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и истинную веру перед Ним. Задача ангела-хранителя — способствовать спасению подопечного. В частности, ангелы-хранители охраняют души и тела христиан, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.
 
СКАПУЛЯРИЙ
Скупулярий это знак, но не талисман. Принят законом кармелитов и утвержден Католической Церковью. Скапулярий символизирует ежедневное несение креста. Выражает доверие к заботе Девы Марии и эффективности ее ходатайства за нас, чтобы мы обрели благодать вечного спасения и скорейшего освобождения из чистилища.
 
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
Архангел Михаил выступает главой святого воинства ангелов. Митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
МЕРА СУПРУЖЕСКООЙ ЛЮБВИ
Марта и Адам Копровские,
г. Варшава,
«Да любите друг друга»
Избрав дорогу супружества как жизненное призвание, мы оба стремились создавать семью, опираясь на Евангелие и, не будучи ещё знакомы, уже молились друг за друга. В начале нашего общего пути кто-то из знакомых обратил наше внимание на слова из Евангелия, которые стали для нас светом и указателем на нашем совместном пути: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (ср. Мф 18, 20). И мы решили строить наш союз, наше счастье на этом удивительном супружеском треугольнике с Господом Иисусом, позволяя Ему играть первую скрипку. Ведь что означают слова «собраны во имя Иисуса»? Они означают, что мы связаны узами таинства, а конкретно в жизни — вслушиваемся и реализуем призыв Иисуса, содержащийся в Новой Заповеди: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12).
 
Каковы черты любви, которой одаривает нас Бог?
1. Господь Бог возлюбил нас прежде, чем мы были созданы, прежде, чем был создан мир... Поэтому и мы должны стараться предупреждать друг друга в любви, не думая: «Пусть сначала он или она».
2. Господь Иисус любит нас абсолютно бескорыстной любовью, поэтому и наши отношения должны быть свободны от ожиданий, расчётов.
3. Господь Бог любит всех, также и мы должны любить всех без исключения: супруга/супругу, детей, родителей — своих и жены или мужа, — симпатичных нам и менее симпатичных родственников, знакомых и незнакомых.
4. Господь Иисус отдал за нас жизнь, и мерилом нашей любви также должна быть готовность жертвовать собственной жизнью.
5. Совершая великие или малые дела, мы должны стараться помнить, что делаем это также для Господа Иисуса. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40).
6. Если мы сталкиваемся со страданиями, нужно помнить, что тогда хуже всего для нас — концентрироваться на своих переживаниях, а лучше — активно выйти с любовью к другим. Господь Иисус, страдая на кресте, ни на минуту не переставал любить: заботился о своей Матери, учениках, женщинах, которые плакали о Нём, а также о благоразумном разбойнике и даже своих палачах, молясь за них.
Если мы так любим друг друга, то Господь Бог действительно присутствует среди нас, является для нас узами единства, Он соединяет нас в счастливое супружество, семью.
Приведём несколько примеров из нашей жизни — как мы пробовали любить друг друга по примеру Господа Иисуса, и какие это приносило плоды.
Марта: Моя любовь не терпит расчёта. Я знала одну семью, в которой жена то и дело повторяла: я убираю, готовлю, стираю, смотрю за детьми, а он за целый год не удосужился даже антресоли починить, не покрасил пол и т. д. Целый список ожиданий. Эта семья распалась. Наши «антресоли» повидали немало на своём веку. Помню, как я научилась тому, что любовь должна быть безусловной. Наблюдая в своём окружении образец семейной жизни, где была самоотверженная жена и муж-учёный, общественный деятель, я думала про себя: «Ну, уж нет, в моей семье всё будет иначе. Я не собираюсь быть служанкой у мужа, и уж точно не стану стирать его грязные носки». Так я думала, а тем временем была по уши влюблена. Накануне Пасхальных праздников, в Великий Четверг, мы с моим женихом пошли в церковь на службу, и там я услышала слова Господа Иисуса: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин 13, 14). И в тот момент я поняла, что не может быть никаких условий, никаких обязанностей, которых я не буду выполнять, потому что они мне не по душе или потому, что я иначе представляла себе наш брак.
Адам: Особенностью Божьей любви является также то, что Господь Бог любит всех без исключения. В начале нашей семейной жизни мы поселились в маленькой квартирке. Тёща, впервые навестив нас в ней, пожелала, чтобы гостям всегда было хорошо в нашем доме. Мы близко к сердцу приняли её слова.
Марта: Очень важный вопрос: какова мера любви в семье, в супружестве? Когда я могу сказать: «Всё! Больше я не могу!»? Господь Иисус отдал за нас свою жизнь. И мы должны быть готовы сделать это друг для друга. Как Мария отдала свою жизнь Иисусу, так и я должна отдать время своей жизни, свои силы, способности — всю свою жизнь — служению мужу и детям. Быть может, без принесения великих жертв, но осознавая, например, что я должна отказаться от профессиональной карьеры. Медицина всегда была моей страстью. Сегодня мои бывшие однокурсницы — признанные специалисты, пишут докторские диссертации, а у меня по-прежнему лишь скромная первая категория.
Такое ежедневное, смиренное отдавание своей жизни — дело трудное, и это порой выше моих сил. Случалось, что на кухне я швыряла от злости нож и доску, потому что нужно было ещё сделать для мужа на завтра бутерброды. Конечно, это была усталость, но нечего оправдываться — я просто недостаточно любила. Готовность жертвовать жизнью из любви — это тоже своего рода отказ. Это значит умереть для своих желаний, привычек.
Адам: Марта говорила, что готовность жертвовать жизнью как мера любви означает стремление одержать победу над своим эгоизмом, отречься от своего «я». Так случилось однажды вечером, когда мы оба были измучены, а на кухне — гора грязной посуды. Я, как химик, взял на себя в семье роль «главной посудомойки». Но в тот вечер у меня было непреодолимое желание оставить эту посуду и завалиться спать. Это означало бы, что утром посуду должна будет вымыть жена. И я, с некоторым сарказмом, сказал себе: «Ну что ж, раз я собираюсь жизнь ради неё отдать, то неужели меня не хватит на то, чтобы помыть посуду».
Марта: Говоря о готовности жертвовать жизнью для другого, мы приблизились к тайне страданий. Будучи влюблены, мы даже представить себе не могли, сколько боли причиним друг другу в будущем. Нет смысла рассказывать о конкретных ситуациях, которые имели место в нашей совместной жизни. Но однажды в жизни наступает момент, когда понимаешь, что без Божьей помощи мы просто не понимаем друг друга. И хотя нас объединяет чудесное, пламенное чувство, хоть мы знаем, как друг к другу обращаться, как сообщать друг другу о своих переживаниях, чувствах, — мы не понимаем друг друга. В какой-то момент оказывается, что без Божьей помощи мы не продвигаемся ни на шаг. И тут появляется шанс особенно ощутимо испытать силу действия благодати таинства брака. Мы поняли, что концентрация на собственных переживаниях не приносит облегчения. В то же время, если я переступаю через свою боль ради простого служения моим близким, начиная с супруга, — это даёт силы выдержать всё.
Адам: Особой чертой супружеской любви является её кристальная прозрачность, чистота. У меня есть собственная теория стратегических выборов в жизни: надо знать, что ищешь. Хорошо, если женщина, на которую мужчина обращает внимание, умеет воздержаться от пробуждения в нём вожделения, а мужчина умеет контролировать свои побуждения. Причём это должно происходить взаимно. Нам в жизни это очень пригодилось. У нас три дочери. Когда мы ожидали появления на свет старшей из них, мать и ребёнок чувствовали себя прекрасно. Во время последующих беременностей очень быстро возникала угроза выкидыша, и врач рекомендовал воздержаться от половой близости. И тогда я на девять месяцев превращался в одинокого отца, который воспитывал детей, ухаживал за неполноценной женой и одновременно исполнял свои обязанности на работе. (Марта в течение нескольких месяцев должна была лежать.) И тогда нам пришлось искать новые формы контакта, иные формы успокоения естественной взаимной тоски, учиться дарить друг к другу сердечность и нежность как брат и сестра, а не как супруги.
Это проявлялось в том, что, возвратившись домой, я всегда старался поинтересоваться самочувствием жены, внимательно выслушать её, часто дарил цветы (Марта, как каждая женщина, их очень любит). Тёплое объятие, взгляд — и всё это, невзирая на усталость (а в то время я очень уставал). И хотя я носился как заведённый, чтобы справиться со всеми обязанностями, я знал, что по сути больше страдает жена, ведь она только лежит и, видя, сколько нужно сделать, не в состоянии помочь, потому что ей нельзя. Самое большее, она может исполнять функции секретарши, напоминающей шефу об очередных текущих делах: убрать дома, забрать ребёнка из детского сада... И это была действительно огромная помощь, но единственная.
Случалось, что дети говорили: «Нам надоело, что никогда никого нет дома», потому что мама лежит и не может встать — её как будто и нет. С уверенностью могу сказать, что побороть неудовлетворённость или злость, которые могли охватывать нас обоих, нам с женой помогало умение контролировать, обуздывать чувственные желания, приобретённое в период обручения, а также в связи с использованием естественных методов распознавания плодности.
Марта: Для наших детей это был важный и естественный урок защиты жизни зачатого ребёнка. Они знают, что принимали участие в спасении своей младшей сестры. Каждый новый ребёнок в семье приносит новую радость, — такую, на которую мы даже не надеялись.
И ещё одно замечание относительно чистоты супружеских отношений. Чистота не возможна без Божьей помощи. Чистота в отношениях не может появиться просто потому, что мы такие сильные и совершенные. Это сильнее нас. Исповедальня была нам нужна раньше, нужна сегодня и будет нужна всегда. Мы нуждаемся в Божьей благодати, во-первых, для того, чтобы понять, как правильно себя вести, а во-вторых, чтобы иметь силы воплотить это в жизнь, потому что иногда это требует огромного самоотречения. И, что очень важно, чистота в супружестве — это не только сдерживание, подавление рефлексов, но и пробуждение искусства любви. Разве половой контакт является единственным способом проявления любви? Разве мы состоим лишь из плоти, и нет в нас ни грамма поэзии, воодушевления?
В браке, освящённом Церковью, сам Господь Бог одаривает нас силой, чтобы половая близость приносила не только наслаждение телу, но и давала силы переносить тяготы и страдания, соглашаться на жертвы.
Чистый акт половой близости супругов является таинством, вершиной радости созидательной любви и благодарности за то, что Господь Бог соединил нас так прочно, так прекрасно и так тесно, что мы даже проникаем друг в друга — телом, сердцем и душой. Можно отказаться от этого сверхъестественного измерения супружеского единения. Но во имя чего?
 
Епархия в Алматы
ПОЖАЛУЙСТА, НАРИСУЙ МНЕ КОШКУ!

Михаэла Хлахулова
Наверное, сразу приходят на мысль слова из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Пожалуйста, нарисуй мне барашка». По крайней мере, мне не раз вспоминались эти слова, когда меня просили нарисовать особенный рисунок.
По воскресеньям в алматинском кафедральном соборе Пресвятой Троицы св. Мессы проходят и на корейском языке для местной диаспоры. Корейцы глубоко верующий народ, который старается отдавать Богу то, что Его. Литургия начинается в пять часов вечера, но они приходят уже в три, чтобы отрепетировать песни и подготовить богослужение. Мне лично всегда нравилось это, а Богу, думаю, тем более.
На Мессу приходят в основном семьями, и об одной из них мне и хотелось бы рассказать. У Юнов из Южной Кореи, уже несколько лет живущих в Алматы, трое детей, и, хотя родители говорят друг с другом по-корейски, дети, в том числе и младшенькая Суон (чуть старше четырех), бегло говарят по-русски. С тех пор, как девочка стала самостоятельно «бегать» по храму во время богослужения, она всегда подходила ко мне и говорила: «Рисовать!» Я, естественно, спрашивала: «Что будем рисовать?» Ответ был один: «Кошку». И я с радостью брала листок бумаги и рисовала кошку. Когда Суон немного повзрослела, то уже сама дорисовывала когти, ушки или бантик. У нее замечательно выходили также цветочки, бабочки и прочие рисунки, соответствующие ее возрасту. Иногда она уходила из храма с целой семьей кошек. В «репертуаре» имелись также алтарь со священником, чаши, свечи, цветы, но кошка была просто всегда!
Как это часто в нашей жизни бывает, в один прекрасный день раздался звонок, и меня неожиданно перевели на другое служение. В мое последнее воскресенье в Алматы семья Юнов на богослужение не пришла, и, конечно, меня немного расстроило то, что не смогу попрощаться с Суон. Но на следующий день я чисто «случайно» глянула из монастырской часовни в сторону собора и… вижу, что в храм пытается достучаться Суон со своей мамой. Открываю окно и машу: «Я здесь…».
Они подошли к монастырю, и мама рассказала мне, что они от других прихожан узнали о моем скором отъезде, и первое, что сказала тогда Суон, было: «Кто будет рисовать мне кошку?» А утром, проснувшись, она попросила не отводить ее в садик, сама нарисовала картину мне в подарок и пришла с мамой вручить ее!
Дорогая Суон, твои рисунки висят в нашей редауции. Рисуй дальше на радость всем и, с Рождеством Христовым!
ΚЫМБАТЫ ДАЛАМЫЗДАЙ, СЫМБАТЫ АНАМЫЗДАЙ, АЙНАЛДЫМ СЕНІ - АЙ, АТАМЕКЕН - АЙ - КАЗАХСТАН!
 
(КАК НАШУ ДОРОГУЮ СТЕПЬ, КАК НАШУ КРАСИВУЮ МАТЬ, Я ПОЛЮБИЛ ТЕБЯ, МОЯ РОДИНА - КАЗАХСТАН!)
с. Анастасия Балинская (СНДМ)

 
Особенностью Христовой Церкви является ее единство. Всегда на божественной литургии молимся «за всякий город, страну, и за тех, кто с верой живет в них». Молимся среди казахских степей в г. Караганда.
К нам, в Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ) приходит много людей, и среди них не только украинцы, но и казахи, русские, белорусы, корейцы, немцы и другие. Наш монастырь Пресвятой Троицы находится в районе, где живет много представителей коренного населения Казахстана. Они очень хорошо относятся к нам и с удовольствием общаются с нами.
Благодарение Богу, я уже третий год исполняю служение в Казахстане, и на протяжении этих лет всегда старалась больше узнать о Казахстане и хотя бы немного выучить казахский язык. И вот мое желание исполнилось. На протяжении двух месяцев я вместе со священниками и монахинями Римско-Католической Церкви изучала казахский язык под руководством Аиды Забировны Махмудовой. Думаю, что всем нам было очень интересно учиться у профессионального филолога, и мы с радостью ежедневно узнавали что-то новое о Казахстане, его истории, культуре и традициях.
Блаженнейший Святослав Шевчук, отец и глава УГКЦ, прекрасно владеющий несколькими иностранными языками, в одном из интервью сказал: «Чтобы выучить иностранный язык, нужно следовать трем правилам: не бояться делать ошибки, не стыдиться спрашивать, не обижаться, когда кто-то тебя поправляет». У меня было достаточно поводов посмеяться на самой собой, особенно когда приходилось переводить с казахского языка на русский или наоборот. Ведь бывало даже, что у нас получалось, будто головой смотрят, а ногами держат.
 
Недавно вместе с сестрами мы, покупая цветы, пожелали продавцу всего хорошего по-казахски. А в следующий раз, когда мы опять пришли за цветами, Ментай – так зовут продавца – призналась нам, что была изумлена, и ей было очень приятно услышать из наших уст родную речь. Надеемся, что мы еще многим казахам доставим такую радость, когда будем благословлять, благодарить их и желать им всего наилучшего на языке их предков, и, конечно же, будем стараться говорить по-казахски, с любовью отзываться о Казахстане, петь вместе с казахами и, может быть, играть на домбре.
Два месяца – это, без сомнения, слишком мало, чтобы в совершенстве овладеть языком, но вполне достаточно, чтобы еще больше полюбить Казахстан.
Благодарна Богу и всем, кто содействовал организации этих курсов.
 
НЕ МЕШАТЬ БОГУ

Беседовала Инна Якутина
Совсем недавно нас посетила семейный терапевт, сотрудник епархиального центра семьи г. Москвы – Масленикова Галина Александовна. Вместе с о. Павлом Блоком они проводили различные встречи и семинары со всеми желающими, а также Галина Александровна согласилась побеседовать с нами и дать содержащие ответы на наши вопросы.
 
Расскажите, пожалуйста, нам немного о себе и о работе, которой Вы занимаетесь.
→ Я – простая русская женщина, и прошла все, что проходит любая моя ровесница, т.е. на своем опыте знаю все опасности и их последствия. Сейчас я работаю в епархиальном центре семьи в Москве, который был создан в 1995 г. Главная миссия нашего центра – это защита жизни и поддержка семьи, т.е. подготовка к браку, работа с парами и, как я еще говорю, подготовка к разводам. Я хочу сказать, что после хорошей подготовки браки не распадаются и разводы не совершаются. В католической Церкви разводов нет, но многие пробуют доказать недействительность брака.
К нам приходят не только католики. У нас очень открытый центр, куда приходят много людей, можно сказать, прямо с улицы, порой даже неверующие. И еще одна из важнейших наших миссий состоит в том, что я называю практической евангелизацией. Мы никому ничего не навязываем, но после наших семинаров меня часто спрашивают, как стать католиком или где можно вообще креститься, венчаться, и мне такие вопросы приносят самую большую радость. Моя задача – пробудить в человеке не просто желание решить свои проблемы, а жажду Бога. Часто, когда говорят о милосердии, имеют в виду кусок хлеба, который нужно дать человеку. Но моя высшая цель – посеять в сердце слушателя стремление встретить Бога, и тогда у него будет и хлеб, и все остальное.
 
Каких результатов Вы уже достигли в своей работе?
→ Если говорить обо мне, я ничего не достигла, потому что не могу ни один результат приписать своим каким-то заслугам, знаниям, компетенциям. Ведь все от Иисуса. Мой духовник сказал мне однажды: «Ты должна хорошо кушать, много спать и не мешать Богу». Т.е. от себя лично могу сказать, что я хорошо кушаю, много сплю, а в свободное время от сна и кушанья стараюсь не мешать Богу. И, с Божьей помощью, у нас происходят удивительные явления: неплодные рождают примерно по двадцать человек в год, а те, кто хотел отказаться от своего малыша, становятся матерями. Ведь наша задача – не только спасти жизнь ребенка. Очень многие защитники жизни сконцентрированы только на этой цели, а для нас очень важно, чтобы ребенок не просто появился в океане жизни один и беспомощный, но чтобы к его рождению «родилась» и его мама, «родился» папа. Поэтому, когда рождаются дети у тех, кто собирался их убить, и меня просят дать свидетельство, я говорю, что не могу, потому что уже родилась мама, которую я никак не могу задеть.
Мы проводим очень много обучающих курсов, потому что одной из наших целей, как уже было сказано, является практическая евангелизация, и естественное планирование, в первую очередь, вижу как возможность дать Иисусу семью или, по крайней мере, сделать так, чтобы она стала Его искать. Вообще, наши семинары называются по-разному и немного по-разному проходят, но моя цель – это святость и достоинство человека, а также продолжение рода. Большинство людей в современном образованном или так называемом цивилизованном мире не знает, откуда берутся дети. На этот вопрос очень хорошо ответил трехлетний малыш, также присутствовавший на одном из моих семинаров. У ученых людей, когда они слышат вопрос: «Откуда берутся дети?», появляется улыбка смущения. А тот малыш сказал: «Ну, как вы не понимаете! Когда любовь не помещается в маме и папе, нужен малыш». Итак, нужно сделать все, чтобы эта любовь не помещалась, т.е. строить дом, наполненный любовью. Я все время говорю, что крыша с потолком - это еще не дом. Дом появляется, когда в нем воцаряется радость, и тогда жизнь обретает совсем другой смысл. Я ни в коем случае не хочу приписывать своим заслугам и даже заслугам своих коллег все то, что мы делаем. Если бы мы меньше мешали Богу то, может быть, сделали бы больше… Но каждая жизнь – это огромная радость.
Сейчас мы проводим двух-трехдневные семинары. Многие приходят к нам, чтобы узнать о какой-то знаменитой католической контрацепции, а уходят с желанием забеременеть, так что нам пришлось даже открыть школу подготовки к родам. И раз уж речь зашла об этом, то хотелось бы сказать, что не существует никакой естественной контрацепции, католической контрацепции тем более, потому что Католическая Церковь уже, по крайней мере, с 1931 г. официально заявляет, что любое препятствие зарождению жизни является грехом. А контра-цепция или анти-концепция (в разных языках ее называют по-разному) перечеркивает саму идею зарождения. Те, кто делает это, несут ответственность перед Богом. Это грех. А что такое, собственно говоря, грех? Это разрыв отношений - сначала отношений с Богом, разорвав которые нельзя строить прочные и долговечные отношения с другими людьми. А без отношений с другими людьми человек чувствует себя одиноким и несчастным, ему просто плохо. И поэтому Церковь не осуждает, а сожалеет о грехе контрацепции. Она предостерегает человека перед утратой отношений с Богом, и мы свою миссию видим так же и в том, чтобы помогать людям сохранять эти отношения и строить их, если у кого-то их нет.
 
Известно, что методы естественного планирования семьи срабатывают не всегда, потому что есть много причин, снижающих их эффективность. А многие католические семьи порой не в состоянии пропитать и воспитать более двух или трех детей, из-за чего начинают использовать контрацепцию. Чтобы Вы могли бы сказать или посоветовать таким семьям?
→ Этот вопрос задает большинство людей, и я очень рада, что прозвучал и теперь, а потому с удовольствием на него отвечу. Многое не зависит от метода или контрацепции. Очень важно, чтобы ребенок был плодом любви, а не результатом сбоя какой-либо технологии. Для начала я хочу сказать, что не существует ни одного стопроцентного средства предотвращения зачатия, кроме кастрации и полного воздержания. Все прочие методы и средства – это обман, чем бы мы ни пользовались: спираль – это абортированное средство, а не противозачаточное, гормональные препараты также на 80% абортивные, презервативы и прерванные половые акты, которые так любят «благочестивые» католики, также не дают никакой гарантии.
У женщины есть только двенадцать часов в цикле, когда она может зачать, причем это не зависит от того, здорова она или больна. Если она больна, то этих часов меньше. Регулярность цикла также не имеет никакого отношения к плодности. Распознать эти двенадцать часов можно не по календарю и каким-то внешним факторам, а по самонаблюдению, т.е. есть по определенным симптомам, которые наблюдает женщина. Есть три главных и пять или более дополнительных симптомов. Анализируя их, каждая женщина может определить для себя периоды плодности независимо от того, когда и как у нее происходят эти циклы.
Продолжение следует.
 
Епархия в Астане
НОВАЯ РЕДЕМПТОРИСТКА

Сестры-редемптористки
Монашеские обеты в храме Святейшего Сердца Иисуса в Петропавловске
В этом году у нас было два важных события. 1 июля мы праздновали 100-летие храма Святейшего Сердца Иисуса – единственного сохранившегося в Казахстане с дореволюционных времен. 31 октября мы пережили радость принесения первых монашеских обетов с. Ириной Катковой, отдавшей Иисусу свою жизнь на служение в ордене Святейшего Искупителя (сестер-редемптористок)
Орден был основан в 1731 г. в Италии монахиней Марией Челесте Кростароза и со временем распространился на все континенты. В Казахстан первые редемптористки приехали из Польши в 2001 г. Ирина, которая свой путь к вере начала в Оренбурге в приходе отцов-редемптористов, поступила в наш монастырь в ноябре 2007 г. и прошла здесь постулат, а следующее два года новициата провела в Польше.
31 октября, в годовщину рождения нашей основательницы, с. Ирина принесла временные обеты. Мы верим, что Мария Челесте на небесах обрадовалась этой новой дочери с Востока.
С. Ирина, стоя на коленях перед алтарем, произносила формулу обетов:
«Господи, возлюбленный Отец, Ты призвал меня заново к жизни тайной Иисуса, Твоего Возлюбленного Сына, чтобы быть Его живой памятью и распространять в мире по вдохновению Святого Духа свет Твоей любви, которая сияет на лике Христа, Спасителя мира.
Чтобы дополнилось во мне соединение с тайной смерти и воскресения Христа, начатое в таинстве крещения, для прославления Твоего Святого Имени и для искупления человечества, хочу теперь подтвердить мое первое посвящение Богу новым союзом.
Поэтому в соединении со всей Церковью я, сестра Ирина, приношу  обеты целомудрия, бедности и послушания…
Уповая на Твое милосердие, о мой Бог, и материнскую помощь Марии, Матери Христа и нашей, надеюсь на благодать остаться верной этому союзу».
В этой церемонии приняли участие гости: священники и монашествующие во главе с архиепископом Томашем Пэтой из Астаны. Мы благодарны, что они захотели разделить с нами эту радость. Приехали также гости из Польши, настоятельница нашего монастыря и отцы-редемптористы Варшавской провинции. Мы также благодарны нашим прихожанам, вместе с нами ожидавшим возвращения Ирины из Польши и принявшим активное участие в подготовке и церемонии принесения обетов.
Наша община в Петропавловске стала сильнее, а Церковь в Казахстане приобрела еще одну монахиню, которая носит ее в сердце и ходатайствует за нее пред Господом.
Поздравляя вас с приближающимся Рождеством, желаем вам открытия сердец на пришествие Христа: чтобы мы становились похожими на Него, как Он стал похожим на нас, приняв нашу человеческую плоть.
Вместе с Марией, Матерью Младенца Иисуса и нашей, молимся обо всех ваших нуждах, в ваших намерениях и желаниях ваших сердец, прося Бога об их осуществлении ради Его славы и вашего блага.