ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(218)'13
Отец, мы Вас очень любим


В нашей жизни мы встречаем много разных людей. Есть такие, имя которых мы не можешь вспомнить уже через несколько дней. А есть и такие, которые, придя в нашу жизнь, оставляют после себя большой след, селятся в нашем сердце, живут в нем и делают нашу жизнь лучше. Даже когда они далеко, мы знаем, что они всегда помнят, молятся и любят нас.
Именно таким человеком для нас, детей и молодежи Очагов Девы Марии в г. Капшагай, является о. Ондрей.
За четыре года он стал для нас кем-то большим, чем просто священник и настоятель - настоящим другом, отцом, человеком, которому можно рассказать о своих проблемах, и он всегда выслушает, поддержит и даст совет. И как бы ни было сложно, какие бы проблемы ни вставали у него на пути, он ни на минуту не переставал быть таким.
В жизни нашего прихода многое изменилось к лучшему с тех пор, как о. Ондрей стал нашим настоятелем. Он всегда старался сделать нашу жизнь лучше, внести в нее больше ярких моментов.
Мы благодарны Богу за то, что такой священник пришел в нашу жизнь.
Отец, мы Вас очень любим и будем ждать.

Дети и молодежь из Очагов Девы Марии Евхаристии
из Капшагая

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

2 октября 25-ую годовщину монашеских обетов празднует с. Алма Мария Джамова.


Дорогая сестра Алма, пусть всеблагой Бог благословит Ваше служение и одарит Вас миром, радостью и изобилием Своих даров. Спасибо за Ваше служение на благо Церкви Казахстана!

Верующие
Карагандинской епархии

Мы любим семью...


В конце июля и в начале августа 2013 г. в приходах св. Антония в Кокшетау и св. Авраама в Щучинске прошли очередные реколлекции для супружеских пар и семей. Организовали эти встречи священники, служащие в этих приходах. Огромный вклад внесла также Община блаженств, предоставившая семьям на время духовных упражнений кров в своих домах, а также больничные сестры францисканки, активно включившиеся в программу. Аниматорами были гости из Польши: о. Томаш Ровиньски, супруги Анна и Люциан Марксы, а также Габриэла и Юзеф Собчики вместе с дочерью Каролиной. Огромное количество вовлеченных в этих духовные упражнения людей показывает, какой большой заботой окружены наши семьи. Трудно сосчитать всех, кто молился об успехе этих мероприятий. Слава Богу и спасибо людям. Особенно важным было присутствие супружеских пар из Польши, подававших прекрасный пример семейных отношений. Они часто подчеркивали, что их жизни до вступления в Домашнюю Церковь движения «Свет-жизнь» были проникнуты эгоизмом и даже угрозой развода. Вступление в ряды членов Движения живой Церкви полностью изменило их браки. Они избрали Иисуса своим Господом и Спасителем и хранят верность супружеским и семейным обязанностям, которые они осознали благодаря Домашней Церкви. К числу этих обязанностей принадлежит и ежедневная совместная молитва супругов и детей, когда они появляются. Поэтому в ходе реколлекций для семей и ежемесячных встреч супругов вводят в молитвенную жизнь с особым ударением на общую молитву. С этой обязанностью связана другая, состоящая в чтении Св. Писания в сочетании с личной внутренней молитвой. Эта практика позволяет достичь более глубокой и интенсивной духовной жизни, что, в свою очередь, обеспечивает долговечность супружеской любви и единство в добре и зле, в здравии и болезни вплоть до самой смерти.

Это уже третьи такие реколлекции, организованные в Казахстане, и я собственными глазами убеждаюсь, сколь велик Бог, использовавший маленького слабого человека, который сам открыто говорил о Себе: «У меня есть идеи, но нет любви!» Этот человек – раб Божий о. Франчишек Бахницки, ставший в руках Господа орудием возрождения в людских душах достоинства чад Божьих. Ежедневно участники, подобно губке, впитывали в себя любовь Божью, преображавшую их сердца, исцелявшую раны, очищавшую и заново творившую их для жены, мужа и детей. Это был очень короткий, быстрый и одновременно видимый операционный скальпель Святого Духа. Главную роль играли не эмоции, а, прежде всего, осознание. В этом году в реколлекциях приняло участие самое большое до сих пор количество семей.

В Кокшетау собралось 11 супружеских пар с детьми. Они приехали из разных уголков нашей архиепархии: помимо Кокшетау были представлены Петропавловск, Костанай, Тонкошуровка, Щучинск и Чкалово. Реколлекции опирались на четыре правила духовной жизни. Каждый день по одной теме для проработки. В итоге участники смогли поразмышлять над такими вопросами, как любовь Божья, грех, Иисус – мой Спаситель, Иисус – Господь моей жизни. Отдельные пункты программы принесли участникам большую порцию переживаний. Это были «туннель любви», молитва супругов, супружеский диалог, избрание Иисуса как Господа и Спасителя. Реколлекции для семей богаты приемами активизации участников. Любовь Божья к человеку по природе своей динамична. Так понимал ее раб Божий Франчишек Блахницки и именно такое видение отношений он предложил в структуре реколлекций. Каждый день отличался разницей не только в содержании, но и в программе. До обеда проходили конференции и встречи в группах. Пополудни отводилось время для семьи и молитвы: поклонение кресту, размышление над письмом Бога человеку, супружеская молитва. Вечера обогащались совместными развлечениями и конкурсами. Огромный фурор произвел бельгийский танец. В последний день реколлекций проводился так называемый «Час свидетельств». Участники делились собственными переживаниями, перечисляли благодати и перемены, произведенные в них Богом. Затем каждый сделал для себя постановления.

О. Франчишек Блахницки с самого начала заботился о том, чтобы движение сохраняло единство с Церковью. Члены движения писали письма единства Папе, поместному епископу и своим настоятелям. Мы также не стали исключением. Но, помимо письменной формы, не менее важной была и личная встреча епископа с участниками. Архиепископ Томаш Пэта охотно принял наше приглашение и навестил нас в Кокшетау и Щучинске. В обоих городах он предстоял на Евхаристии, подкрепил всех словом Божьим и встретился с семьями.

В доме «Fides et ratio» в Щучинске прошли девятидневные реколлекции, в которых приняло участие семь супружеских пар. По замыслу о. Франчишека Блахницки каждый день должен опираться на одну тайну розария. Реколлекционный тур длится, как правило, 15 дней, но его можно поделить на несколько этапов. Сегодня семье трудно отлучиться на такие длинные духовные упражнения. Самая серьезная проблема – отпуска. Однако, полный курс приносит массу идей и опыта, которые способны навсегда изменить жизнь участников. В Щучинске мы пережили все радостные тайны розария, три скорбные и ниспослание Святого Духа. В день тайны Рождества Христова мы украшали елку, а дети подготовили рождественскую сценку, и, конечно же, не обошлось без подарков и колядок. Реколлекции опираются на литургический календарь, и потому участники могут пережить важнейшие события из истории спасения, которые в нормальном расписании разбросаны на целый год.

Приехавшим в Кокшетау и Щучинск семьям был предложен идеал зрелого христианского брака, старающегося воплощать евангельское учение в повседневность, проникнутую тесным контактом с Богом, к Которому супруги идут вместе в рамках своей семейной жизни. Кроме того, участников призвали к тому, чтобы по возвращении с реколлекций родители вместе с детьми как одна община, обновленная духовными упражнениями и совместным отдыхом, сообща вели христианскую жизнь в семье и в кругу других семей Домашней Церкви, которые встречаются при приходах для ежемесячной формации.

О. Франчишек Блахницки поставил перед семьями, состоящими в кружках Домашней Церкви, цель реализовывать соборную концепцию христианского брака, добиваясь признания ценности супружеской любви, источником которой является любовь Божья. Кроме того, в каждом доме должна созидаться община «домашней Церкви» и осуществляться христианский катехуменат путем воспитания детей в духе католической веры и раскрытия семьи как общины, которая служит местному приходу и ощущает свою ответственность за него.

Да, мы любим семью! Работа с семьями – это наш ответ на призыв бл. Иоанна Павла II, который во время Евхаристии в Астане говорил: «Любите семью! Защищайте ее и помогайте ей как начальной ячейке человеческого общества; поддерживайте как первостепенное святилище жизни. Заботливо сопровождайте обрученных и молодых новобрачных на их пути, дабы они, верные соединяющему их таинству, были красноречивым свидетельством любви Божьей перед детьми и всей общиной».

О. Рафал Лар, ответственный
за Домашнюю Церковь
архиепархии св. Марии в Астане

Кадило


«И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама... И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога».

Об этом рассказывает Откровение св. Иоанна.
Как же возвышенно и красиво все выглядит, когда светлые зернышки кладут на горящие угли, и из раскачивающегося кадила поднимается благоуханный дым. Это настоящая музыка четких движений и приятного аромата, звучащая без всякой цели и чистая, как песня. Прекрасный блеск драгоценности. Дарующая, жертвующая все любовь.
Как тогда, когда Господь сидел в Вифании, а Мария принесла драгоценное масло и вылила на Его святые ноги, вытерла их собственным волосами, и благоухание наполнило весь дом. Малодушие роптало: «К чему такая трата?» Но Сын Божий отвечал: «Оставьте ее. Она помазала Меня ко дню Моего погребения». Здесь была скрыта тайна смерти, любви, благоухания и жертвы.
Скрыта тайна и в кадиле: тайна красоты, которая не знает цели, а лишь свободно поднимается вверх; тайна любви, которая горит и сгорает и переступает смерть. И здесь также рождается сухая мысль, вопрошающая: зачем все это?
Это жертва благоухания, и само Писание говорит, что это молитвы святых. Кадило – образ молитвы, и именно такой молитвы, которая не преследует никаких целей, которая ничего не требует и звучит, как «Слава Отцу...» после каждого псалма: которая поклоняется и хочет воздать благодарение Богу «ради великой славы» Его.

Конечно, в такой образ может вкрасться и всякого рода игра. Эти свободные облака могут приносить и душное таинственное настроение, религиозную игру чувств. Когда такое случается, христианская совесть права, противопоставляя этой игре молитву в «духе и истине». Она призывает к целомудрию и чистоте. Ведь и в религиозности бывает мещанство, когда за ним стоит скудость мышления и иссохшее сердце, звучащие в ропоте Иуды Искариота. И тогда молитва превращается в духовное использование; человеку кажется, что она должна быть достаточно сдержана и по-мирски понятна.
Такой друг людей ничего не знает о царской полноте молитвы, которая стремится отдавать. Он ничего не знает о глубоком поклонении, о душе молитвы, которая вообще не спрашивает, зачем и почему, а просто возносится, потому что она – любовь, благоухание и красота. И чем больше любит, тем больше становится жертвой, и благоухание поднимается из пылающего огня.

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)

«Любовь не ищет своего»

Иоанн Павел II много внимания посвящает вопросу ответственного родительства. Сексуальные отношения по природе своей неразлучно связаны с воспроизведением рода и родительскими обязанностями. У человека это не единственная функция половых отношений. Т.е. не всякий супружеский акт должен приводить к появлению ребенка. «"Ответственное родительство" прямо и непосредственно касается того момента, когда мужчина и женщина, соединившись друг с другом, "как одна плоть", могут стать родителями. Данный момент особенно ценен для их межличностных отношений. Вместе с тем он заключает в себе еще и возможность стать родителями. Это момент, когда оба становятся отцом и матерью, давая жизнь новому человеческому существу. Два аспекта супружеского единения - соединения и продолжения рода - нельзя искусственно разделить, не нарушив при этом внутреннюю истину самого акта» (12).

Вопрос о супружеской любви (и о даровании жизни детям) Иоанн Павел II тесно связал с ответственностью. Эта персоналистическая категория чрезвычайно важна в мысли нашего Автора. Истинная любовь требовательна (14). Но подлинной любви может угрожать эгоизм. Здесь коренятся начала двух цивилизаций - цивилизации жизни и цивилизации смерти. Семья - и здесь Иоанн Павел II вторит Павлу VI - стоит у истоков цивилизации любви. «И если семья важна для цивилизации любви [...], то лишь в силу особой близости и интенсивности уз, возникающих в ней между людьми и поколениями. В то же время ее легко ранить, ей легко навредить, она подвержена опасностям, которые ослабляют или уничтожают ее внутреннюю сплоченность и разрушают ее» (13).

В этой связи особое значение приобретают отношения семьи с обществом (в особенности - с государством). «Любое действие, отодвигающее ее на задний план, отказ от полагающегося ей в обществе положения, будет озна-чать уничтожение подлинно социальной субстанции» (17). Но, к сожалению, современное государство приняло за свою основополагающую ячейку индивида и на нем строит свое развитие. Это явление типично для со-обществ, переживающих резкие перемены. В таких ситуациях государство скорее рассчитывает на отдельных людей, поскольку отдельный человек подвижнее, чем семья, он легче принимает новые идеи, лучше приспосабливается к новым условиям. Из-за этого семейная политика этих стран половинчатая. С одной стороны, санкционируется деятельность по поддержке семьи, а с другой - по ее разрушению.

Если государство в своем законодательстве не делает различия между браком и сожительством мужчины и женщины (а даже и гомосексуальными союзами) - во имя права каждого человека жить по своему желанию - то семья теряет свой исключительный статус. В таком случае, некоторые правительственные решения могут поддерживать семью, а другие разрушать ее.

В современном обществе заметны две противоположные тенденции в отношении семьи. Первая тенденция сводится к тому, что семья есть частное дело отдельных людей, и государство освобождается от каких бы то ни было обязанностей по отношению к семье. Семью следует предоставить ей самой. Согласно второй тенденции, государство принимает на себя ответственность за семью, но при этом оставляет за собой право вмешиваться в семейные дела, как бы подчиняя семью государству. Обе тенденции ведут к разрушению семьи. Поэтому столь важно напоминание Папы: «Вместе с тем права семьи - это не математическая сумма прав отдельных личностей. Ибо семья - нечто большее, нежели каждый отдельно взятый человек» (17). И далее: «Подлинно суверенный и духовно сильный народ всегда состоит из крепких семей: семей, осознающих свое призвание и миссию в истории. Семья всегда находится в центре этих задач и событий. Любое действие, отодвигающее ее на задний план, отказ от полагающегося ей в обществе положения, будет означать уничтожение подлинно социальной субстанции» (17).

Размышления Папы о семье, к которым вновь и вновь следует обращаться христианским супругам, могут стать для них источником глубоких размышлений, вдохновляющих их на прекрасные дела любви.

Продолжение следует
Валентина ЛЫКОВА

Бл. Алексий Зарицкий

священник и мученик, память 30 октября
50 лет мученической смерти

Бл. Алексий (Олекша)
Зарицкий
Бильх, Украина,
17 октября 1912 г. –
Долинка, Казахстан,
30 октября 1963 г.

Алексий Зарицкий родился 17 октября 1912 г. в с. Бильх под Львовом на Украине. В 1931 г. поступил в семинарию и пять лет спустя был рукоположен митрополитом Шептицким, став священником Львовской архиепархии. В 1948 г. его арестовали и приговорили к десяти годам заключения, которое он отбывал в Караганде. После освобождения в 1957 г. был назначен апостольским администратором Казахстана и Сибири, но не успел принять епископскую хиротонию, поскольку вскоре вновь был арестован и заключен в долинском лагере близ Караганды.
Там он и умер 30 октября 1963 г., а 27 июня 2001 г. Папа Иоанн Павел II беатифицировал его вместе с другими 24 украинцами, павшими жертвой советского режима.

ФА

«Человек и проблема выбора в условиях катакомбной Церкви»


Жизнь греко-католического священника о. Алексия Зарицкого не уникальна, потому что она вобрала в себя ту же боль и те же страдания, которые в большей или меньшей степени испытали все репрессированные. Эти люди, наверняка, и не раз, и не два задавали Богу свой извечный вопрос: «Господи, за что»? За что я здесь, и за что все это со мной? Безусловно, в бараках Карлага страдали все. Но вряд ли все те, кто, как и о. Алексий, лег в свои степные могилы здесь, в продуваемой всеми ветрами карагандинской степи, могли бы сказать о своих мучителях: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

Человеку стороннему, который мало задумывается о том, в кого и во что он верит, все услышанное сегодня об о. Зарицком может показаться странным и непрактичным.
1. Как священник за свое служение людям (за крещение, отпевание и прочие требы) он имел право брать плату деньгами – но он не брал денег и всякий раз от них отказывался.
2. В момент ликвидации Греко-католической Церкви от него как священника не требовали стать атеистом и отказаться от Христа, а предложили лишь поменять точку зрения – с римской на неримскую. Он отказался.
3. После своей реабилитации в 1957 г. ему предложили вернуться в Украину и вести душепастырскую работу на родине среди своих. Он отказался, решив остаться служить среди ссыльных Урала и Казахстана, в том числе среди карагандинских католиков.
4. В 1960 г., когда в Орске за время отсутствия гражданина Зарицкого по месту прописки его выписали, лишив жилья, он мог добиваться восстановления своих прав, но он вновь отказался, предпочитая оставаться бездомным священником-скитальцем.

Какой странный человек и до чего нелепый сделал выбор, скажет всякий, кто посмотрит на это со стороны. Что же это за вера такая, заставляющая поступать вопреки собственному инстинкту самосохранения? Но оценить выбор христианина можно только тогда, когда ты попытаешься понять, что представляет собой христианство...
Теперь отвлечемся от истории мировой и обратимся к истории нашего государства. Почти сто лет назад с приходом к власти большевиков на территории бывшей Российской империи государственной идеологией был провозглашен атеизм. По представлениям победителей, в новом государстве должны были жить новые люди, а для этого вначале требовалось уничтожить людей старых. Старыми были признаны все те, кто отказывался поклоняться кровавому идолу новой власти и почитал Богом Христа либо Аллаха, кто видел в храме знак присутствия Бога в этом мире и приходил за помощью к человеку, освященному духовным саном – к тому, кто замещает Бога на Земле.
Уничтожение религиозных структур продолжалось планомерно и последовательно: закрывались церкви и мечети, отправлялись в заключение либо физически устранялись священники и монашествующие. Это была история страны, утопленной в невинной крови. Но эта наша история, а переиграть историю невозможно, да оно и не нужно, потому что, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

История Греко-католической Церкви, о которой говорим мы сегодня – это тоже история многих жертв. В сложных событиях послевоенного времени Католической Церкви Галиции и Закарпатья пытались навязать роль политического участника, чтобы затем использовать Церковь в качестве орудия решения государственных проблем. Но Церковь – не орудие государства, это знак присутствия Бога в этом мире, и ей чуждо разделение людей, ибо все перед Богом едины. Чтобы погасить разгорающийся огонь гражданской войны, нужна была жертва, кровь которой залила бы это огонь. Греко-католическая Церковь стояла перед предоставленным ей выбором: либо перейти на сторону власти и пожертвовать народом, либо остаться со своим народом и пожертвовать собой. Жертва состоялась, и под нож легла сама Церковь Западной Украины, напомнив людям и всему миру о жертве Христа, Который отдал за людей Свою жизнь.

Впрочем, перед ликвидацией Церкви предложили «разумный» выбор: забыть о Брестской унии 1596 г., отказавшись тем самым от почти 400-летнего периода своей истории. Но Церковь – это не обряды и праздники, Церковь – это люди, с их историческим и национальным самосознанием, и вычеркнуть из их памяти историю – значит сделать из них манкуртов.

Всем живущим в Казахстане и Киргизии известен роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок: и дольше века длится день», из которого многие впервые узнали о том, кто такие манкурты. У древних монгольских племен это было верным способом обзавестись идеальным рабом. Для этого предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на нее кусок шкуры с шейной части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, а затем оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шкура съеживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, которые усиливались жаждой. Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишенным собственной воли и безгранично покорным хозяину. Манкурт не помнил, кто он и откуда, был предан хозяину, как собака, а за тяжелую, изо дня
в день повторяющуюся работу ничего для себя не требовал, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи. Поэтому и рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.

Но греко-католическое священство не только не позволило сделать манкуртами себя, но в тяжелых условиях ссылок и спецпоселений не давало делать этого и с другими. Для этого священник-греко-католик, всякий раз рискуя быть схваченным и посаженным в тюрьму, шел от одного дома к другому со словом Христа. Очевидцы рассказывали, что однажды о. Алексий остановился на ночлег в семье, хозяйка которой вызвалась перестирать его вещи, пока он спал. Но людей предупредили, что сюда вот-вот нагрянет милиция. О. Алексий, не говоря ни слова, встал, натянул на себя еще сырую одежду и быстро покинул этот дом. Условия преследований сделали из многих священников середины прошлого века скитальцев, которые в любой момент были готовы оставить хлеб и приют и идти дальше.
Все «странности» о. Алексия перестают быть таковыми, если вспомнить стих из Евангелия от Матфея: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8, 20). У всех этих странностей выбора есть одно простое объяснение: у о. Алексия Зарицкого, который всей своей жизнью свидетельствовал о Христе, просто была та же участь, как и у Того, Кого он замещал на земле. Он и ушел из жизни так же, как и его Учитель: странником, благословляющим свою жизнь и прощающим своих врагов.

Само христианство является вечным странником из одной эпохи в другую, одной цивилизации в другую. Об этом хорошо написал Честертон: христианство не выживает, не остается в живых, оно вновь и вновь умирает, то насильственной смертью, то от внутренних недугов, в каждую эпоху, может быть, в каждом поколении, но Господь нашей веры знает возвратный путь из гроба, из преисподней, из смерти – в жизнь.
Когда–то, уступая арабским завоеваниям, христианство, как блуждающий огонек, перекинулось из Малой Азии на Запад и в Новый Свет. В послевоенные годы прошлого века под натиском атеизма пламя католической веры вместе со ссыльными священниками перебросилось с Запада на Восток – в Казахстан и Среднюю Азию, ведь все католические структуры сегодняшнего дня основаны на тех режимных поселениях, которые стали результатом массовых депортаций. Можно много говорить о несправедливости и забвении прав человека в советский период отечественной истории, но одно остается несомненным: организованное Сталиным «великое переселение народов» продвинуло Католическую Церковь на восток так, как сама Церковь вряд ли продвинулась бы, будучи предоставлена сама себе. Традиционное географическое противопоставление католический Запад – православный Восток давно устарело благодаря «подвижнической» деятельности силовых структур НКВД и КГБ, и теперь Католическая Церковь – это и Запад, и Восток одновременно. Позволю себе высказать предположение, которое, возможно, покоробит некоторых православных людей, до сих пор убежденных в «пророчестве» старца Филомена о том, что «Москва – третий Рим, и четвертому - не бывать».

Расхожий тезис о том, что обновление христианской веры придет с Востока, сегодня уже невозможно интерпретировать как исключительную прерогативу Русской Православной Церкви. Возможно, это обновление состоится в лоне православия, а, возможно, что и в лоне восточных диаспор Католической Церкви, потому что католические структуры сегодня есть даже на Камчатке.
И, наконец, последнее. Известно распространенное в народе убеждение о том, что если праведник умирает накануне большого церковного праздника, он идет прямо на небо. О. Зарицкий умер 30 октября, а 1 ноября Католическая Церковь отмечает большой праздник – великое Торжество всех святых. Согласно Откровению Иоанна Богослова (7, 9-14), этот день собирает вокруг престола Божьего людей всех народов, поколений и языков, которые, славя Бога и Агнца, держат в своих руках пальмовые ветви – символ вечной жизни как высшей награды для человека. Думаю, что о. Алексию небеса подарили один день на то, чтобы он к празднику смог не спеша принять свои белые одежды и выбрать свою пальмовую ветвь.

Аида Махмудова
(доклад из симпозиума
«Блаженный Алексий Зарицкий»,
3.11. 2012)
«Малое ли дело – одну душу спасти?»

Под таким названием прошел спектакль в святилище Божьего милосердия г. Петропавловска, который нашему вниманию представила молодежь прихода. Режиссером, сценаристом и костюмером была с. Циприана Шченх. 5 августа 2013 сестры отмечали 150-летие своей конгрегации. Нынешний юбилей – особенный момент как для всей Конгрегации, так и для каждой сестры в отдельности, потому что он празднуется в Год веры, который мы переживаем вместе со всей Церковью. Это время радости, благодарения и прославления Бога за Его милосердие. Юбилейный праздник начался со встречи в монастыре у сестер Божьей Матери Милосердия в Петропавловске. Среди приглашенных был и высокий гость из Астаны – епископ Анатазиус Шнайдер. Также присутствовали редемптористы из Петропавловска: декан и настоятель о. Дариуш Пашиньски, о. Кшиштоф Бугара, насто- ятель прихода в Тайынша о. Сте- фан Высоцки, настоятель прихода в Келлеровке о. Мариуш Ставаж, бенедиктинцы из Озерного Йозеф Мария Шнидер и Беер Йозеф Матияс, о. Адам, семинарист Вадим, сестры назаретянки, сестры служительницы непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, друзья и благотворители монастыря сестер в Петропавловске и Тайынша. После беседы гости смогли оценить прекрасные кулинарные способности монахинь и блюда польской кухни.

После спектакля сестры Роза Вельгат и Клавдия Залевска поблагодарили Бога за великий замысел, ради которого в сердце каждой монахини была вложена милость призвания и призыв к сотрудничеству со спасительным Милосердием, а также за кандидаток, которые придут в их общину. «Милосердный Бог, стремясь привести к Себе тех, кто отдалился от Него из-за греха и человеческих слабостей и желая спасти и восстановить униженное нравственное достоинство падших женщин, избрал Еву Каролину Потоцкую. Он призвал ее покинуть “родовое гнездо”, состоятельную аристократическую среду, чтобы стать матушкой Терезой – матерью для заблудших, презираемых, выброшенных на обочину общества душ. Господь пожелал сделать ее орудием своего Милосердия. Мы благодарим сегодня за призвание нашей матушки-основательницы, за все, что она сделала в ее жизни. Благодарим также за дар, каким является для нас св. сестра Фаустина, за послание милосердия, которое через нее Бог даровал всему миру». Сестры поблагодарили также Бога за нашего архиепископа Томаша Пэту, сказавшего незабываемые слова: «И Казахстан имеет право на милосердие». Так он выразил желание, чтобы конгрегация и продолжала свою миссию в Петропавловске, а потом и в Tайынше.

Монахини от всего сердца поблагодарили всех присутствующих за участие в празднике и в литургии, которую отслужил епископ Анатазиус Шнайдер. В своей проповеди его преосвященство отметил, что благодаря великому дару св. Фаустины Ковальской Конгрегация сестер Божьей Матери милосердия известна всему миру. Их даже часто называют «сестрами фаустинками». Он пожелал, чтобы сестры своим присутствием сеяли ми- лосердие и жили им. Размышляя над притчей о милосердном самаритянине, епископ заметил, что у всех нас есть свои раны, а Церковь – это дом, в котором Бог святыми таинствами исцеляет, лечит, оказывает милосердие. После святого причастия с. Клавдия прочла «Акт доверия конгрегации милосердному Богу». А после епископского благословения прихожане смогли почтить мощи св. Фаустины и получили от сестер брошюрку «Уповай» (пути милосердия святой Фаустины). Юбилейный праздник закончился встречей в кафе храма с милой беседе за чашкой чая.

Галина Тайлакова

Жить и веровать Строки из «Катехизиса», 380-384

Человек 
 
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27). Человек занимает уникальное место в сотворенном мире: он сотворен «по образу Божию» (I); в своей собственной природе он соединяет духовный и материальный мир (II); Бог сотворил его как «мужчину и женщину» (III); Бог дал ему место в Своей дружбе (IV).
 
I. «По образу Божию»
Из всей видимой твари один только человек способен «познавать и любить своего Творца» (GS 12, §3.); он «единственное на земле творение, которое Бог возжелал ради него самого» (GS 24, § 3.); он один призван познанием и любовью участвовать в жизни Божией. Он сотворен с этой целью, и в этом заложено главное основание его достоинства: «Что заставило Тебя водворить человека в столь великом достоинстве? Бесценная любовь, с которой Ты взирал в Себе Самом на тварь Свою и возлюбил ее; ибо из любви Ты его сотворил, из любви дал ему существо, способное вкусить Твоего предвечного Блага»(св. Екатерина Сиенская, «Диалоги», 4, 13). Сотворенный по образу Божию, человек обладает достоинством личности: он не только нечто, но и некто. Он способен познать себя, владеть собою, свободно дарить себя и вступать в общение с другими личностями, и по благодати он призван к союзу со своим Творцом, призван отвечать ему верой и любовью, которые никто другой не может дать вме- сто него.
 
II.. «Един телом и душой»
Человеческая личность, сотворенная по образу Божию, существо одновременно телесное и духовное. Библейский рассказ выражает эту реальность символическим языком, когда говорит, что «создал Господь Бог человека из праха зем- ного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек ду- шою живою» (Быт 2, 7). Значит, человек весь в целом угоден Богу. Зачастую термин душа в Священном Писании означает человеческую жизнь (ср. Мф 16, 25-26; Ин 15, 13.) или всю че- ловеческую личность(ср. Деян 2, 41). Но он также означает то, что есть самого глубокого в человеке (Мф 26, 38; Ин 12, 27) и самого в нем ценного (ср. Мф 10, 28; 2 Макк 6, 30), то, чем он в особенности являет собою образ Божий: «душа» означает духовное начало в человеке.
 
III. «...мужчину и женщину сотворил их»
Равенство и различие, угодные Богу
Мужчина и женщина сотворены, то есть они — плод Божией воли: в совершенном равенстве как человеческие личности, с одной стороны, а с другой — в их соответственном существе мужчины и женщин. «Быть мужчиной», «быть женщиной» — это реальность благая, которой Бог хотел: мужчина и женщина обладают неотторжимым достоинством, которое дано им прямо Богом, сотворившим их (ср. Быт 2, 7. 22). Мужчина и женщина с равным досто- инством сотворены «по образу Божию». В своей «мужской» и «женской» сущности они отражают премудрость и благость Творца.
 
IV. Человек в раю
Первый человек был не только сотворен хорошим, но ему была дарована дружба Творца и гармония с самим собой и со всем сотворенным миром вокруг него, превзойденные лишь славой нового сотворения во Христе. Церковь, подлинно толкуя символизм библейского языка в свете Нового Завета и Предания, учит, что наши прародители Адам и Ева были утверждены в первозданной святости и праведности (Тридентский собор: DS 1511). Эта благодать первозданной святости была «участием в Божественной жизни»(LG 2).
 
«Ты создал человека по образу Своему и вверил ему попечение о вселенной, дабы, служа Тебе — единому Творцу, он владычествовал над всем творением» (MR, IV Евхаристическая молитва, 118). 380 
 
Человек предназначен воспроизводить образ вочеловечившегося Сына Божия — «образ Бога невидимого» (Кол 1, 15), чтобы Христос был Перворожденным среди множества братьев и сестер (ср. Еф 1, 3-6; Рим 8, 29). 381
 
«Человек телом и душою един» (GS 14, 1). Вероучение гласит, что духовная, бессмертная душа сотворена непосредственно Богом. 382 
 
«Бог сотворил человека не одиноким: ибо с самого начала «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27), и их союз стал первой формой общения личностей» (GS 12, 4). 383

Что говорят документы? 

«Единый телом и душою, человек по телесному своему состоянию вбирает в себя элементы мира материального, и таким образом через него они достигают своей наивысшей степени и возносят свободную хвалу Творцу. Следовательно, человеку не положено презирать телесную жизнь, но, наоборот, он обязан ценить и чтить свое тело как сотворенное Богом и предназначенное воскреснуть в последний день». GS 14, 1.

На связи святые!
 
«Что заставило Тебя водворить человека в столь великом достоинстве? Бесценная любовь, с которой Ты взирал в Себе Самом на тварь Свою и возлюбил ее; ибо из любви Ты его сотворил, из любви дал ему существо, способное вкусить Твоего предвечного Блага»
 
Св. Екатерина Сиенская,
«Диалоги», 4, 13.

Откровение дает нам познать состояние первозданной святости и праведности мужчины и женщины до грехопадения: из их дружбы с Богом вытекало счастье их существования в раю. 384