ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(296)'20


Коронавирус и номадология






В эпохе власти коронавируса государства закрываются, но открываются сердца и человеческая солидарность. Мы открываем, что все мы люди, что у нас у всех есть то же самое ДНК, общие страхи и страдания. Возможно, это отдается в нас новое сознание.

Давние границы рас и классов падают. Опыт пандемии меняет людей, но они не знают, к чему это их приведет. Ничего не знают.

Этому опыту соответствует современная антропология номадизма, – номадология, – для которой вдохновителем была древняя культура кочевников: казахов, киргизов и др.

Как пишет французский философ ХХ века Ж. Делез, кочевник существует в открытом пространстве. Его движение связано с остановками и передвижением по траекториям, но они неустойчивы. Государство же расчерчивает свое пространство трактами, соединяет мостами и огораживает стенами городов.

Кочевник в процессе своей деятельности создает открытое пространство бытия путем активной экспансии, в то время как государство стремится к закреплению территории с помощью установления границ и сегментации принадлежащего ему пространства.

Движение кочевника обуславливает его существование, и потому кочевник также закрепляет за собой территории – путем постоянного перемещения, каждый раз заново открывая пространство. Кочевник живет в открытом пространстве.

Номадизм это не идеология, а философия и духовность. Точно также есть только одни номады – те, кто видят решение всех спорных вопросов в рамках мирного диалога культур, религий и взаимной помощи в беде, несмотря на формальные препятствия и юридические границы.

 

Краткая история
номадизма

Номадизм зародился в истории мира еще в те времена, когда люди занимались собирательством, охотой и им приходилось часто перемещаться, чтобы найти более плодородные почвы, более богатые дичью леса, спасаться от засухи. Но со временем формы и сущность номадизма менялись.

До конца XIX – начала XX века вопрос номадизма отдельно не рассматривался. Если кочевые народы и получили на тот момент свое отражение в научной литературе, то, как правило, рассматривались они в контексте изложения истории их контактов и взаимоотношений с оседлыми народами и государствами.

Современная философия предполагает разные методологические подходы к пониманию оседлой и номадической культур. В этой связи следует отметить, что, по мнению большинства европейских (и не только) историков и теоретиков культуры, кочевой тип культуры характеризуется именно как отличающийся отсутствием исторического сознания у носителей этой культуры. Культурологи исходят при этом из принятого ими положения, что история, историческое сознание является феноменом оседлой, а конкретнее, городской культуры.

Номадизм отражает неустойчивость, неопределенность. На его почве рождается современная номадология, которую можно рассматривать как комплекс теоретических установок и практик, отражающих «текучесть», динамизм, неустойчивость общества и культуры и ее структуру как сети, где рождаются спонтанные отношения и глубокие связи, иногда вне всякой политической стратегии.

 

Новый номадизм,
современная номадология

Отметим сразу, что номады и номадизм как явление культуры интересуют нас сугубо в плоскости сетевой организации этого феномена. Мы не привязаны к важному историческому контексту, но пытаемся выявить те структуры, которые определяют феномен номадизма. Среди философских концепций, позволю себе выделить работы Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Именно в их концепции мы находим философское обоснование сетевой структуры номадизма.

Посмотрим на некоторые важные и интересные термины. Ризома (франц. rhizome – корневище) – это одно из ключевых понятий номадологии, введенное Ж. Делезом и Ф. Гваттари в 1976 году. Ризома представляет собой метафору нового сознания – сеть множественных нелинейных антииерархических связей, противоположных статическим структурам бытия и мышления.

В ботанике ризомой называется горизонтальный ползучий корнеподобный подземный стебель некоторых растений, из которого образуются новые побеги и корни. Их спонтанное развитие нельзя до конца контролировать. Никакой генерал этого не сможет.

В философской трактовке ризома противопоставлена корню-стержню или древовидной структуре, которая ассоциируется с классическим мышлением. Корень имеет центр и уходит вглубь, ризома же представляет собой структуру с отсутствующим смысловым центром, растущую вширь. Трудно планировать в этой ситуации.

В этнографическом понимании ризома представляет собой кочевую (номадическую) культуру, в то время как корень – культуру оседлую. Иначе говоря, кочевники, в противоположность государству, не разделяют пространство, находясь в жестких границах, а разделяются в пространстве – гладком, открытом и неограниченном. Это помогает найти новые отношения и связи, даже если государства закрывают свои границы и планируют войны.

 

Путешествие
в контексте цифрового
кочевничества

Цифровое кочевничество является актуальной сферой исследований в современной науке. Данной области исследований посвящены работы многих ученых в области гуманитарных, социальных и информационных технологий.

На сегодняшний день, коммуникация номадов-путешественников, а также их рефлексия над увиденным, в основном, переносится в интернет-пространство. Особенно популярностью у путешественников пользуются такие социальные сети, как ВКонтакте (группа по интересам), Facebook, Instagram. Кроме того, существуют специальные социальные сети, рассчитанные именно на путешественников, например, такие как Туристер.ру, Двинули.ру и другие.

Эти социальные сети отличаются от обычных тем, что целиком и полностью ориентированы на путешественников. Так, там можно ознакомиться с различными турами, поделиться впечатлением о стране, в которой побывали, найти собеседника по интересующей вас стране. Так же, есть возможность создавать свой собственный маршрут по миру и отмечаться в местах, в которых побывали.

Таким образом, социальные сети путешественников можно разделить на две категории: первая категория – это привычные нам социальные сети, которые по статистике использует 78 % процентов путешественников, чтобы общаться с родными и друзьями, когда они далеко от дома. И вторая категория – это специализированные социальные сети, которые позволяют путешественнику организовывать свои путешествия, а также презентовать себя в интернет-сообществе путешественников.

Коронавирус ведет мир одновременно в разные стороны. Социальные связи синтезируются в сети, которые перемещают потоки товаров, денег, людей, идей. Это подтверждает и расселение растений, которое не всегда происходит по очевидной человеческой логике. Куда поведет нас пандемия коронавируса?

 

Библиография

https://cyberleninka.ru/article/n/nomadizm-setevogo-obschestva-postmoderna
https://cyberleninka.ru/article/n/nomady-i-nomadizm-traditsii-i-sovremennost
https://baribar.kz/student/23815/kochevnichestvo-nomadizm-i-vozniknovenie-kochevnichestva-v-kazakhstane/

о. Александр Посацкий












.