ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(173)'10
На берегу Иордана октрывается полнота триединого Божества
 
Что же произошло при Крещении Господа? Почему же Богу понадобилось, как простому смертному, сойти в реку Иордан и, обратившись к Иоанну Предтече, принять от него крещение?
 
Событием Крещения было положено начало общественному служению Иисуса Христа и, кроме того, открыта тайна недоступной и неведомой жизни Бога – тайна Пресвятой Троицы.
Начало общественного служения Христа связано с именем св. Иоанна Крестителя. Он принадлежал к числу тех духовных людей, чье назначение – явить людям в определенный момент неправду, ложь и зло, которым общество пропитано и отравлено. Именно он был послан Богом подготовить народ к пришествию Спасителя. Он жил аскетической жизнью в Иудейской пустыне - обнаженной, изрезанной ущельями земле, лежавшей на запад от Мертвого моря. Как глашатай, который идет впереди царского шествия и провозглашает повеление царя, он провозглашал волю Божию: «Приблизилось Царство Небесное! Креститесь! Покайтесь! Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Строгость его жизни делала из него сверхчеловеческую личность. Его суровая речь, подобная рычанию льва, его голос, звучащий божественным вдохновением, проникали в глубины души, затрагивали волю, поражали и увлекали сознание.
Учение о грядущем Царствии Божьем было хорошо известно иудеям из Ветхого Завета. Но мысль о том, что прежде, чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новой и для многих сделалась камнем преткновения. Иудеи крестили представителей других народов и религий, когда они переходили в иудаизм, присоединялись к ветхозаветной религиозной общине. А Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, говорил, что их самих надо крестить, потому что по своим грехам они стали не лучше других.
Это был настоящий вызов обществу. Иоанн Креститель бросал вызов не только тем, что предлагал креститься иудеям, но и своим подчеркнуто необычным образом жизни. Он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, которая по ритуальному закону считалась нечистой, ел пищу пустыни: сушеную саранчу и дикий мед. Он явно подражал знаменитому древнему пророку Илии, в свое время возвратившему заблудший народ к вере отцов. И описание жизни Иоанна Крестителя, и его одежда, и пояса, и саранча – все это как бы взято из 3-ей книги Царств Св. Писания, где рассказывается о пророке Илии.
Иоанн Креститель не искал популярности. Он считал себя лишь вестником Того, Кто придет, и говорил: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Сильный – одно из имен Бога, одно из имен Мессии, Спасителя. Снимать же обувь нельзя было заставлять даже самых последних рабов, потому что среди иудеев того времени это считалось самой грязной и ничтожной работой. И Иоанн Креститель перед лицом Спасителя ставит себя в положение ниже рабского. Он говорит о Спасителе, который будет крестить людей Духом Святым согласно тем пророческим указаниям, данным в священных писаниях Ветхого Завета.
Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестностей Иордана шли к Иоанну Крестителю, чтобы услышать его. Они крестились от него в реке, исповедуя грехи свои. Принять крещение от Иоанна означало для них «обратиться к Богу». Человек, таким образом, становился частью покаявшегося народа, готового встретить Мессию-Спасителя. Лишь политический официоз и религиозная элита Израиля не сочли нужным прислушаться к голосу Иоанна Крестителя.
«И в те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от Иоанна в Иордане», - читаем мы в Евангелии. Ему не в чем было каяться, Ему незачем было принимать крещение покаяния. Иоанн Креститель пытается остановить Его, но слышит в ответ: «так надлежит нам исполнить всякую правду». Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет Себя со всеми грешниками, нуждающимися в прощении, возрождении и спасении. Погружаясь в воды Иордана, Он «берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29), чтобы искупить и возродить тех, кто способен пережить кризис покаяния, ощутить жажду обновления. Это и будет исполнением Божьей Правды, тем божественным оправданием, к которому устремляли свой взор великие библейские пророки дохристианской эпохи.
 
Что же произошло при Крещении Господа? Почему же Богу понадобилось, как простому смертному, сходить в реку Иордан, и обратившись к Иоанну Предтече, принять от него Крещение?
Митрополиту Антонию Сурожскому  виделся «момент Крещения Господня - одним из самых страшных и трагических моментов  жизни Христа. Рождество  -  по Своей любви к человеку Желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством. Но в день Крещения Господня: достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения.
В воды Иордана приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи. И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха».
Христос безгрешен, и потому не нуждался в крещении, то есть в очищении личных грехов, но Своим Крещением, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах Иордана грехи всего мира».
Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам.
Спаситель погружается в воды Иорданские как в средоточие скорби и боли человеческой, Он входит в эту струящуюся влагу, как потом, через три года, войдёт в смерть и в самый ад. И так же как рухнули «врата адовы», так и вода Иорданская из воды мёртвой сделалась водой живой, водой вечной, водой нетленной: той самой водой, о которой Господь скажет: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7, 37. 38).
Погружение в иорданские мутные воды – это образ, икона сошествия во ад, это символ искупительной жертвы, которую наш Бог принес во оставление наших грехов, в дарование нам Жизни Вечной.
В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и праздник этот именовался Богоявлением. В Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается полнота Триединого Божества. Мы знаем, что грех разлучил Бога и человека, Творца и творение. Богоявление - это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушается средостение, разделявшее Бога и человека. Бог стал человеком, сделался соприроден человеческому естеству, а значит, и миру сему. Отныне в нем преизобилуют божественная благодать и божественная сила. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божием  в физической природе нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией в жизни вселенной.
В  празднике Крещения Господня парадоксально соединились крайнее самоуничижение, кеносис нашего Бога, и явление величественной надмирной Славы Его как Единородного Сына Божия, в Котором пребывает благоволение Отца Небесного (Мф 3, 17). Когда Господь говорит Своим ученикам: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф 23, 11. 12), Он говорит это потому, что Сам погружался уже в глухие бездны людской греховности, сходя в пучину вод Иорданских.
Воды, напоенные миазмами греха всех тех, кто в крещении покаяния омыл в них свою телесную и душевную скверну, освятились и очистились после погружения в них Святейшего Тела. Грешники, окунувшиеся в эти священные воды, получили чаемое оставление грехов. Но зато и Тот, Чьей Жертвой это очищение совершилось, приобщился смертности человеческой и именно в этот момент воистину сделался Сыном Человеческим!
Благоволение Божье к падшему человеку, о котором сам человек впервые ясно и недвусмысленно услышал на пустынном берегу Иордана в великий и страшный день Крещения Господня, в том и заключалось, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3, 16. 17). Цена этого спасения - мучительная смерть Христова, которая начала совершаться не на лысой вершине Голгофы, а здесь, на берегу, поросшем тростниковыми зарослями, при погружении Безгрешного в воды иорданские, омертвевшие страстями омывшихся в них грешников.
И как памятный символ Жертвы Христовой вода иорданская засверкала благодатной непорочностью, засветилась немеркнущим светом Божества, очистилась, и, вопреки всем законам падшего естества, сделалась нетленной, животворящей, святой! И людям, омытым этой святой водой, внезапно открылись разверзающиеся небеса. Им открылась сокрытая дотоле великая тайна Пресвятой Троицы: глас Отца звучал с небес; Дух Божий в виде голубя подтверждал истину сего слова, т.е. подтвердил Своим явлением Его речение; а Сын, подобно жертвенному Агнцу Божию, в этот момент принял на Себя скорби и печали людские, «просвещая и освящая всякого человека, грядущего в мир»!
 
Свящ. Георгий Эглит
Неделя молитв о единстве христиан
 
18–25 января 2010 г.

Основной текст для размышлений: Лк 24
 
 
День первый:
свидетельствовать,
прославляя жизнь
 
Что вы ищете живого
между мертвыми? (Лк 24, 5)
 
Быт 1, 1. 26–31: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Пс 104(103), 1–24: «Как многочисленны дела Твои, Господи!»
1 Кор 15, 12–20: «…если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес».
Лк 24, 1–5: «Что вы ищете живого между мертвыми?»
 
Молитва
Господи, Творец наш, слава Тебе за тех, кто свидетельствует о своей вере словом и делом. Живя нашей жизнью во всей ее полноте, мы ощущаем Твое любящее присутствие во всем, что Ты даешь нам пережить. Даруй нам единодушно нести совместное свидетельство, прославляя жизнь, Ты, нас благословляющий, Ты – податель всякой жизни.
 
Вопросы к размышлению
1. В какой мере твое личное свидетельство и свидетельство твоей Церкви прославляет жизнь?
2. Может ли твое свидетельство помочь другим познать, что Христос воскрес из мертвых?
3. Какие сферы твоей жизни кажутся тебе пространством твоего личного роста?
4. Есть ли такие вещи в прошлом, к которым Церкви привязаны сегодня и оставить которые призывает нас новое экуменическое сознание?
 
День второй:
свидетельствовать,
делясь опытом
 
О чем это вы, идя,рассуждаете между собою…? (Лк 24, 17)
 
Иер 1, 4–8: «…ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь».
Пс 98(97): «Воспойте Господу новую песнь…».
Деян 14, 21–23: «…утверждая души учеников»
Лк 24, 13–17a: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою…?
 
Молитва
Господь истории, благодарим Тебя за всех, кто говорил нам о своей вере и тем самым засвидетельствовал Твое присутствие в своей жизни. Славим Тебя за богатство нашей жизни – как каждого из нас в отдельности, так и всей Церкви в целом. В этих историях мы видим развитие одной истории – истории Иисуса Христа. Дай нам смелости и силы говорить о нашей вере тем, кого встречаем мы на своем пути, чтобы все познали благовестие Твоего Слова.
 
Вопросы к размышлению
1. Ты говоришь о Евангелии или просто болтаешь о том – о сем?
2. Насколько открыт ты и твоя Церковь на познание других?
3. Насколько открыт ты на то, чтобы говорить с окружающими о Евангелии и свидетельствовать о присутствии Бога в твоем опыте жизни и смерти?
4. Сознаешь ли ты огромный позитивный потенциал, который современные средства сообщения могут предложить сегодня Церкви?
 
День третий:
свидетельствовать
вниманием
 
Неужели Ты один из пришедших
в Иерусалим не знаешь
о происшедшем в нем в эти дни? (Лк 24, 18)
 
1 Цар, 3, 1–10: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».
Пс 23(22): «Господь – Пастырь мой…».
Деян 8, 26–40: «Филипп…, проходя, благовествовал».
Лк 24, 13–19а: «…глаза их были удержаны, так что они не узнали Его».
 
Молитва
Господи, Пастырь добрый, выходящий навстречу нам и сопровождающий нас каждый день нашей жизни. Ниспошли нам благодать осознания всего, что Ты делаешь для нас. Помоги нам, просим, открыться на все то, что Ты нам подаешь, и соединиться в одно стадо.
 
Вопросы к размышлению
1. Когда ты замечаешь присутствие Божье в нашей жизни?
2. Видишь ли ты радости и трагедии мира? Как, на твой взгляд, Церкви могли бы сообща реагировать на них?
3. Достаточно ли одной внимательности, или же необходимо что-то делать, чтобы свидетельствовать о своей вере?
4. Как ты принимаешь присутствие Бога в нашей действительности, когда оно не соответствует твоим ожиданиям.
 
День четвертый:
свидетельствовать, принимая
с радостью наследие веры
 
И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином… (Лк 24, 19)
 
Втор 6, 3–9: «Господь, Бог наш, Господь един есть».
Пс 34(33): «Благословлю Господа во всякое время…»
Деян 4, 32–35: «…одно сердце и одна душа».
Лк 24, 17–21: «А мы надеялись было…».
 
Молитва
Господи Боже наш, благодарим Тебя за всех людей и за все общины, преподавшие нам слово благовестия и тем самым заложившие крепкую основу для нашей веры. Просим Тебя, чтобы и мы все вместе свидетельствовали о нашей вере, дабы помочь другим познать Тебя и довериться истине спасения, ниспосланного Иисусом Христом ради жизни мира.
 
Вопросы к размышлению
1. Кто вдохновлял тебя в твоей вере?
2. Какие аспекты веры вдохновляют твою повседневную жизнь.
3. Что кажется тебе самым важным из того, что тебе преподали.
4. Что значит, что Бог сотрудничает с нами в передаче веры будущим поколениям?
 
День пятый:
свидетельствовать
в страдании
 
Не так ли надлежало
пострадать Христу и войти
в славу Свою? (Лк 24, 26)
 
Ис 50, 5–9: «Господь Бог помогает Мне…».
Пс 124: «Помощь наша – в имени Господа…».
Рим 8, 35–39: «…любовь Божья во Христе Иисусе».
Лк 24, 25–27: «…изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».
 
Молитва
Боже Отец наш, с состраданием взирающий на наши беды, страдания, грех и смерть, молим Тебя о прощении, исцелении, утешении и поддержке среди испытаний. Благодарим Тебя за тех, кто смог увидеть Твой свет в своих невзгодах. Твой божественный Дух да откроет нам безграничность Твоего сострадания, чтобы научить и нас разделять несчастья других. Преисполненные Твоих благословений, да сможем и мы в единении возвещать миру победу Твоего Сына, живущего во веки веков.
 
Вопросы к размышлению
1. Как можно выразить на деле сопереживание страдающим и бедствующим.
2. Какую мудрость и более глубокое понимание открыло тебе страдание в твоей собственной жизни?
3. Как ты сопереживаешь на деле страданию и угнетению множества людей, познавших нужду в этом мире, и каков твой личный опыт такого рода невзгод?
4. Как ты можешь свидетельствовать о милосердии Божьем и своем уповании на свет креста Христова?
 
День шестой:
свидетельствовать
в верности Писанию
 
И они сказали друг другу:
не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге
и когда изъяснял нам Писание
(Лк 24, 32)
 
Ис 55, 10–11: «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным…».
Пс 119(118), 17–40: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».
2 Тим 3, 14–17: «Все Писание богодухновенно…».
Лк 24, 28–35: Иисус изъясняет Писания ученикам.
 
Молитва
О, Боже, мы прославляем и благодарим Твое спасительное Слово, достигающее нас посредством Святых Писаний. Благодарим Тебя за наших братьев и сестер, с которыми мы разделяем Твое Слово и вместе открываем изобилие Твоей любви. Молим Тебя, ниспошли нам свет Святого Духа, Твое Слово нас вело и направляло наши стопы по пути стремления к еще более полному единству.
 
Вопросы к размышлению
1. Какие отрывки Св. Писания наиболее значимы для тебя?
2. Кто или что вдохнуло в твое сердце пламенную любовь к Евангелию и жажду свидетельствовать о Христе?
3. Какие отрывки Св. Писания помогают тебе лучше понять свидетельство других христиан?
4. Как, на твой взгляд, Церкви могут использовать Писание, чтобы оно наиболее плодотворно влияло на их ежедневную жизнь и молитву.
 
 
День седьмой:
свидетельствовать
надеждой и любовью
 
Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк 24, 38)
 
Иов 19, 23–27: «Я узрю Его сам...».
Пс 63(62): «Тебя жаждет душа моя…».
Деян 3, 1–10: «Что имею, то даю тебе…».
Лк 24, 36–40: ученики смутились и испугались.
 
Молитва
Боже надежды, помоги нам постичь Твой замысел относительно Твоей Церкви и преодолеть наши сомнения. Укрепи нашу веру в Твое присутствие, чтобы все исповедующие Тебя могли вместе поклоняться в духе и истине. Особенно молим Тебя обо всех, кто сейчас терзаем сомнениями или чья жизнь омрачена опасностью или страхом. Пребудь с ними и даруй ощутить Твое присутствие, в котором они найдут утешение.
 
Вопросы к размышлению
1. Как ты справляешься с собственными страхами и сомнениями?
2. В какой мере твое личное поведение может служить источником страхов и опасения для других?
3. В каких ситуациях тебе удалось справиться с собственными страхами и сомнениями и засвидетельствовать веру во Христа, преодолевая такие трудности?
4. Как христианские общины могут поддерживать друг в друге веру и надежду?
 
 
День восьмой:
свидетельствовать странноприимством
 
Есть ли у вас здесь какая пища? (Лк 24, 31)
 
Быт 18, 1–8: «…я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши».
Пс 146(145): «…творящий суд обиженным, дающий хлеб алчущим».
Рим 14, 17–19: «…будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».
Лк 24, 41–48: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний».
 
Молитва
Боже любви, оказавший нам странноприимство во Христе. Мы признаем, что, делясь своими дарами с другими, подобно Тебе, мы встречаем Тебя. Ниспошли нам благодать быть едиными в нашем совместном странствии и узнавать Тебя в каждом из нас. Даруй нам, принимая чужого во имя Твое, свидетельствовать о Твоем странноприимстве и справедливости.
 
Вопросы к размышлению
1. В какой мере страна, в которой ты живешь, гостеприимна в отношении иностранцев?
2. Как в твоем окружении принимают чужих? Дают ли им пространство для жизни?
3. Как ты можешь выразить свою благодарность тем, кто выказал готовность принять тебя и помочь?
4. Как Крест показывает нам, что странноприимство Божье означает полное самопожертвование?
 
Папская комиссия по
развитию единения христиан
Комиссия по делам веры
всемирного совета Церквей
 
Он любил Церковь
 
5 сентября 1978 г. во время встречи с Папой Иоанном Павлом I внезапно умер митрополит Русской Православной Церкви Никодим. Переводчиком на этой встрече был иезуит Мигель Арранза. В своем интервью журналу “30 Giorni” он рассказывает об этом трагическом дне.
 
Петербуржский митрополит Никодим скончался в возрасте 49 лет. Он был одним из самых выдающихся представителей православия, но, прежде всего, одним из самых значительных деятелей истории экуменизма. Ему была присуща, так сказать, «экуменическая чуткость», благодаря которой он укрепил контакты с Католической Церковью и неоднократно переступал порог Ватикана, чтобы встретиться с римским понтификом в пособорный период между шестидесятыми и семидесятыми, когда пути экуменизма и политики нередко пересекались. На этих встречах митрополита Никодима в качестве переводчика сопровождал иезуит испанец Мигель Арранза, тогдашний вице-ректор коллегиума «Russicum». Митрополит пригласил его в Россию прочесть курсы богословия при богословской академии Санкт-Петербурга. Ветеран экуменизма, теперь уже на пенсии, о. Арранза вспоминает этот пособорный период как некое несдержанное обещание: «Без всяких громких заявлений роль преемника Петрова фактически признавалась тогда восточными епископами. Их визиты в Рим были самыми настоящими визитами ad limina Petri. Ощущая давление политических режимов, они приезжали к Папе с сыновним доверием как сыны Церкви-сестры. Возможно, связь преемника Петрова с христианами тех земель со временем вылилась бы во что-то конкретное. А может быть, все это были только иллюзии, но порой восстановление единства казалось таким близким...».
В этот ряд утраченных возможностей, предчувствий, того, что могло случиться и не случилось, Арранза ставит слова митрополита Никодима, сказанные им Папе в то драматическое утро 5 сентября 1978 г. Лучани неоднократно публично упоминал о той беседе. «Два дня назад, – сказал Папа – у меня на руках умер митрополит Петербуржский Никодим. Я отвечал на его приветственную речь. Заверяю вас, что за всю свою жизнь я не слышал столь прекрасных слов о Церкви, чем те, что он произнес. Я не могу повторить их вам, это останется тайной». Эта тайна известна переводчику Арранзе. Вместе с ним мы впервые возвращаемся к событиям тех дней и того трагического утра.
 
Интервью с Мигелем Арранзой Стефании Фаласки
– О. Арранза, Вы встретились с митрополитом Никодимом в Риме сразу после смерти Павла VI?
– Да. Никодим приехал в Рим на похороны Павла VI. И после заупокойной Мессы в соборе св. Петра, в которой участвовали многие представители иерархии Католической Церкви, я сказал ему, что генерал иезуитов о. Аррупе предлагает ему остановиться на вилле Каваллетти в Фраскати в качестве его личного гостя. Так Никодим остался на вилле Каваллетти на весь август до избрания нового понтифика.
 
– Следовательно, митрополит присутствовал в момент избрания Лучани…
– Нет. Его не было в тот момент. Он приехал в Рим на следующий день, 27 августа, и я сопровождал его на первую воскресную речь нового Папы перед «Ангелом Господним».
 
– Поделитесь своими воспоминаниями…
– Мне запомнился небольшой эпизод. Мы шли к площади св. Петра в тот момент, когда по улице Кончилиационе проезжали машины с кардиналами, участвовавшими в конклаве и ту ночь проведшими в Ватикане. В какой-то момент одна из этих машин остановилась прямо перед нами. Это был автомобиль кардинала Виллебрандса, тогдашнего председателя Секретариата по содействию христианскому единству. Он вышел из машины и, обращаясь к митрополиту Никодиму, стал восклицать: «Это был Святой Дух! Святой Дух!…». Можете себе представить… Такой рациональный, холодный, как лед, человек, каким был кардинал Виллебрандс, выходит из машины с такими восклицаниями! Никодим замер… Он смотрел на меня с вопросительным видом, как бы говоря: «Что это с ним?…». Мы пошли дальше и, дойдя до площади, пробились почти под самый балкон. Когда Папа Лучани показался в окне, я начал переводить Никодиму то, что он говорил.
 
– И какими были первые комментарии митрополита?
– Когда Папа Лучани начал говорить: «Вчера утром я пошел голосовать… и представить себе не мог…», – Никодим был очень удивлен его словами, совершенно необычными по его представлениям для Папы. И мне даже было трудно перевести эти выражения на русский язык, и Никодим, не желавший упустить ни слова, только и делал, что просил перевести и переспрашивал: «Как, как?» И при каждой новой фразе: «Как, как?»
Два следующих дня он провел в Турине, где почтил Священную Плащаницу. Вернувшись, он попросил меня проводить его к Казароли.
 
– Зачем он хотел с ним встретиться?
– Чтобы попросить об аудиенции у нового понтифика. Монс. Агостино Казароли был в то время председателем комиссии по России.
 
– Но к тому моменту на 5 сентября уже была назначена аудиенция для делегаций Восточных Церквей…
– Да. Но, согласно протоколу, речь шла об обычных визитах, которые должна нанести новому Понтифику после его интронизации каждая делегация. В этих случаях частные беседы с членами делегаций не предусмотрены. А митрополит Никодим хотел поговорить с Папой отдельно и просил об аудиенции вне протокола, пользуясь встречей с делегациями. И он очень настаивал, прося Казароли о такой возможности.
 
– Чем он объяснил свою настойчивость?
– Он сказал Казароли, что это не терпит отлагательств.
 
– И ему сразу дали такую возможность?
– Подтверждение, что он сможет говорить с Папой, было дано Никодиму на следующий день после интронизации Лучани, в понедельник 4 сентября.
 
– Итак, 4 сентября Никодим приехал в коллегиум «Russicum» и остался там на ночь, поскольку утром он должен был отправиться к Папе...?
– Совершенно верно. Помню, что ближе к вечеру он пошел навестить кардинала Слипого. Затем рано ушел в свою комнату, зная, что назавтра ему предстоит важный и полный эмоций день.
 
– И Вы вновь увидели его в день аудиенции…
– Выезд из «Russicum» на папскую аудиенцию был назначен на 8:20. Однако, когда я рано утром приехал в коллегиум, то нашел Никодима взволнованным. Он сказал мне, что не мог спать из-за жары и всю ночь задыхался. Его секретарь, архимандрит Лев, в семь утра измерил ему давление. Из-за проблем с сердцем Никодим постоянно принимал нитроглицерин. Кроме того, ночью угнали автомобиль, предоставленный в его распоряжение для поездки в Ватикан. От этого он разволновался еще больше. Я пытался немного успокоить его. Выходя из «Russicum», он сказал мне: «О. Мигель, когда день начинается из рук вон плохо, он кончается хорошо…». В самом деле…, менее, чем через три часа, его уже не было.
 
– Из «Russicum» вы сразу отправились в Ватикан…
– Не сразу. Сначала мы поехали в Дом клира, где собирались церковные делегации, которые должны были отправиться на папскую аудиенцию. Никодим с трудом вышел из машины. Но когда отец-иезуит Джон Лонг спросил, не нужна ли ему помощь, он попросил лишь идти помедленнее. Здесь тоже произошло кое-что, вызвавшее суматоху и беспокойство. В 9 часов о. Лонг сообщил номера автомобилей, согласно порядку, в котором они должны проследовать к Ватикану. Никодим, архимандрит Лев и я вместе шли к выделенному нам автомобилю. Шел ливень. Произошла какая-то путаница, и в результате мы все трое оказались в разных автомобилях. Никодим попал в тот, что перевозил болгарскую делегацию. Можно представить себе его беспокойство по поводу того, успеет ли он вовремя, особенно зная, что ему предоставлена привилегия встретиться с Папой первым…
 
– А потом вам удалось найти друг друга?
– Да, к счастью. До аудиенции еще оставалось время, и нас провели в один из залов, где мы расположились в ожидании. Помню, как я рассказывал ему что-то об этом зале и о висевших там картинах, но было видно, что в этот момент он думает совсем о другом. Затем вошел архиепископ Мартин, префект папского дома, чтобы проводить нас в зал библиотеки, где должна была состояться аудиенция. Прежде чем войти туда, Никодим протянул мне пузырек с нитроглицерином и сказал: «Держите его открытым, он может понадобиться».
 
– Кто присутствовал на встрече?
– Кардинал Вилледбрандс и я.
 
– Расскажите нам, как все произошло…
– Иоанн Павел I, войдя, сразу с улыбкой подошел к митрополиту и очень сердечно поприветствовал его. Никодим передал главе Римско-католической Церкви сердечный привет от Патриарха Московского Пимена, от синода и всей Русской Православной Церкви с пожеланием новому Папе многих лет понтификата. Он выразил надежду на то, что братские отношения, столь успешно установившиеся во время понтификата Иоанна XXIII и развивавшиеся при Павле VI, общими усилиями приведут к большему взаимопониманию между Церквами во благо мира. Папа поблагодарил его за приветствия и просил митрополита передать Патриарху Пимену пожелания плодотворной работы во благо Русской Православной Церкви. Он сказал также, что всегда с большим интересом наблюдал за экуменической деятельностью Никодима, и выразил пожелание, чтобы эта деятельность продолжалась. После этих слов они сели для личной беседы.
 
– Разговор был кратким?
– Он длился около пятнадцати минут.
 
– Что сказал митрополит Никодим Папе Лучани?
– Этого я сказать не могу. Это тайна. Но его слова были продиктованы чувством полного доверия. Он говорил так, словно говорил со своим отцом.
 
– Так же, как в свое время с Павлом VI?
– Да. Помню также, что с Папой Лучани он говорил приглушенным голосом, а в некоторые моменты – просто шепотом, как бы защищаясь от нескромных ушей. Он не хотел, чтобы кто-то подслушал.
 
– Что произошло потом?
– По окончании разговора пригласили войти архимандрита Льва. Никодим представил его Папе и сказал, что Лев учился в Риме, в Григорианском университете, и что он говорит по-итальянски. Тогда Папа, стоя, заговорил с архимандритом о его учебе. Никодим тоже стоял рядом. В какой-то момент, когда беседа со Львом уже подходила к концу, Никодим вдруг, не говоря ни слова, сел прямо на ковер и склонился вперед, как бы глубоко кланяясь… Я сначала удивился; зная, насколько тщательно он соблюдает протокол, я подумал, что это какой-то особый жест почтения с его стороны… Он упал к ногам Папы. Мы пытались поднять его. Папа тоже склонился над ним, пытаясь помочь ему. В тот момент Папа Лучани не сразу понял, что произошло. Я сказал ему, что у него больное сердце. Тем временем архимандрит Лев сбегал за аптечкой и сделал ему инъекцию препарата, стимулирующего работу сердца. Это не дало результата. Глаза Никодима были полуоткрыты. Тогда я шепнул Святейшему Отцу: «Дайте ему отпущение…». Папа опустился на колени и на латыни дал ему отпущение. Пришедшему вскоре врачу не оставалось ничего иного, как констатировать смерть Никодима.
 
– А что говорил Лучани, что он делал после этого драматического момента?
– Он был обескуражен… «Боже мой, Боже мой, и это тоже должно было случиться со мной», – повторял он. В тот момент он был настолько растерян, что, после того, как пришел врач, а Никодим все еще лежал на полу, он собирал с ковра одну за другой гранулы нитроглицерина, которые я рассыпал в сутолоке. Собрав, он высыпал мне их на ладонь… Я сказал ему: «Ваше Святейшество, они уже больше не понадобятся...».
 
– В тот день Вы еще виделись с Папой?
– Папа вышел из библиотеки, чтобы принять другие делегации, ожидавшие своей очереди. Но после того как тело Никодима перенесли в другой зал, Папа снова прислал за мной, чтобы перевести приветствие болгарской делегации. Так я еще раз оказался рядом с Папой Лучани. Болгарский епископ должен был первым произнести свою речь, но этот пожилой православный прелат и Папа не смогли сказать ни слова. Тогда я начал читать текст речи, которую мне было поручено перевести на итальянский язык. Я читал, а они плакали. Оба. Не говоря ни слова.
 
– Останки митрополита были перенесены в то же самое утро в ватиканскую приходскую церковь св. Анны, которую временно предоставили в распоряжение Русской Православной Церкви…
– Да. Помню, что перед ней собралась огромная толпа желающих войти, и возникла давка. Никодим был очень популярен среди римлян.
 
– Вы встречались с Иоанном Павлом I в последующие дни?
– Два дня спустя, 7 сентября, когда сопровождал на папскую аудиенцию делегацию из России, приехавшую в Рим, чтобы забрать на родину тело митрополита. Аудиенция состоялась в том же зале, где умер Никодим. До начала аудиенции я обменялся парой слов с монс. Магее. Он сказал, что вот уже две ночи как Святейший Отец не спит, что он глубоко потрясен этой смертью. Папа рассказал членам делегации о последних минутах жизни Никодима и в очень общих чертах упомянул о содержании беседы. В какой-то момент митрополит Ювеналий, наклонившись, поднял с ковра крышку от пузырька с нитроглицерином, которая, вероятно, выпала у меня из рук в тот памятный день… Это произвело определенное впечатление на присутствующих. После аудиенции митрополит Ювеналий заявил Ватиканскому радио: «Мы только что были на аудиенции у Папы Иоанна Павла I и выразили ему свои сердечные чувства… Мы также горячо поблагодарили Его Святейшество за ту любовь, которую он оказал митрополиту Никодиму со своей стороны и от лица всей Католической Церкви».
 
– Однако, сразу после этой смерти стали возникать подозрения. Некоторые русские говорили, что Никодим не умер, но решил скрыться в Ватикане, чтобы утаить от мира свое обращение в католичество. Другие позднее предполагали, что митрополит по ошибке выпил отравленный кофе, предназначавшийся Иоанну Павлу I... Вы знали об этих слухах?
– Их было очень много.
 
– Другие считали, что православный епископ якобы сказал новому Папе нечто такое, чего не следовало говорить. А один прелат из курии сказал даже, что Никодима убили агенты КГБ, находившиеся на вилле Абамелек – резиденции русского посольства, откуда можно видеть окна папских апартаментов…
– Да причем здесь вилла Абамелек! Все это фантазии! Здоровье Никодима было серьезно подорвано, и давно.
 
– Однако, известно, что Никодим категорически не соглашался лечь в больницу. Он сделал это единственный раз – как раз перед визитом в Рим, в Чехословакии, и после лечения его состояние ухудшилось…
– У него уже было пять инфарктов. То, что оборвало ему жизнь в тот день – был его шестой инфаркт.
 
– По прошествии стольких лет какое впечатление остается у Вас от той встречи? Он действительно мог обозначить путь к полному единству?
– Никодим пришел к Папе не для того, чтобы давать ему советы. Он четко осознавал место каждого в Церкви. Никодим говорил о Церкви, говорил с огромной страстью… Это был новый взгляд, и Папа Лучани принял его, проявив при этом бесстрашие, открытость и простоту… Нечасто бывает, чтобы какой-либо Папа признал, что некатолик мог научить его чему-то, и заявлял об этом публично с такой обезоруживающей непринужденностью: «Уверяю вас, за всю свою жизнь я не слышал ничего прекраснее...»… Это удивительно.
 
– Он сказал это на аудиенции для римского духовенства 7 сен­тября…
– Да. И подчеркнул, что был действительно поражен Никодимом. «Православный, – сказал Папа, – но как он любил Церковь! Думаю, что он много пострадал за нее, сделав столько ради единства».
 
– Что больше всего поразило Вас в этих словах?
– Меня поразило, что он дважды повторил слово «православный»…, и с какой интонацией…! Это был момент благодати, который утрачен Церковью.
 
www.catholic.uz
Новый перевод чина Мессы
Комментарий к обряду покаяния
 
Как известно, с началом Великого поста вступает в силу новый перевод Чина Мессы, подготовленный казахстанской конференцией епископов. Он несколько отличается от того, которым мы пользовались ранее. Чаще всего эти отличия не особо заметны, но есть и такие, на которые сразу же обратит внимание каждый, кто более или менее хорошо знаком с текстом богослужения. Поэтому редакция «Кредо» решила подготовить цикл статей, в которых пояснялись бы наиболее значимые изменения. Подобное размышление будет полезно еще и тем, что заставит еще раз задуматься над смыслом слов, которые мы слышим и произносим на литургии. Первую статью из этого цикла нам и хотелось бы предложить читателям уже в этом номере.
 
Первое такое изменение, которое заметят все, касается начальных слов исповедания грехов из обряда покаяния. «Исповедую перед Богом всемогущим...», – так начинали мы раньше эту молитву. Однако латинский текст, который, согласно соответствующим предписаниям церковных властей, должен передаваться как можно точнее, в этом месте гласит: «Confiteor Deo omnipotenti…», т.е. «Исповедую Богу всемогущему…». Именно этот вариант перевода и выбрала казахстанская конференция епископов. И действительно, в оригинале отсутствует предлог «перед», да и дело здесь не столько в предлоге, сколько в самом значении этих слов.
Ведь признаваясь перед кем-то в чем-либо, мы не обязательно ждем от него понимания и прощения. «Да, возможно, я виноват, – как бы хотим сказать мы, – можешь осудить меня, если считаешь нужным, но раскаиваюсь я, или нет – это уже не твоя забота». Когда же мы исповедуем свои грехи, т.е. признаемся кому-либо в своей вине, то с доверием ждем от него, что он поймет, простит нас, с надеждой ожидаем его помощи. И именно с таким настроением мы исповедуем свои грехи Богу, Который один способен по-настоящему понять, простить и помочь.
Второе изменение в молитве исповедания грехов касается слов «неисполнением долга». В новой редакции это место будет звучать как «несовершением добра». Дело в том, что в латинском тексте здесь стоит слово «omissio», т.е. «упущение», при этом имеется в виду добро, которое мы могли бы совершить, но не совершили. В прежнем же тексте эта идея была заужена до понятия долга, т.е. того добра, которое мы обязаны были совершить, что, конечно же, неточно передает смысл оригинала. Буквальный перевод: «много согрешил… упущением», был бы не совсем понятен, поэтому, в конце концов, предпочтение было отдано формулировке «несовершением добра».
И, наконец, выражение «моя вина, моя вина, моя великая вина» будет заменено выражением «по моей вине, по моей вине, по моей величайшей вине». Здесь речь скорее идет об обычной ошибке в прежнем варианте. Во-первых, в латинском языке творительный падеж, передающий, помимо прочих, и идею причинности, у существительных первого склонения выглядит точно так же, как именительный. Возможно, именно поэтому российские переводчики передали «mea culpa» как «моя вина». Смысл, наверное, серьезно не изменился, но все же вариант «по моей вине», принятый казахстанской конференцией епископов, прямо указывает на личную вину человека как причину допущенных им упущений и, кроме того, более соответствует требованиям русской стилистики.
Что касается «по моей величайшей вине», то в латинском тексте мы здесь имеем прилагательное «maxima», т.е. превосходную степень от «magna» - «великая», а потому на русский язык оно должно переводиться как «величайшая», что, конечно же, лучше демонстрирует глубину сокрушения кающегося в своих грехах.
 
Арман Нурланов
Новый перевод чина Мессы
Декрет

№ 07А / 09
 
Перевод Чина Мессы (Ordo Missae), согласно третьему типическому изданию Римского миссала (Editio tertia typica Missalis Romani), на русский язык, подготовленный литургической комиссией Конференции католических епископов Казахстана и одобренный той же конференцией 1 февраля 2009 г., был окончательно утвержден для территории Казахстана Конгрегацией божественного культа и дисциплины таинств 27 июля 2009 года (Prot. 357/09/L).
Согласно канонам 455 и 838, § 3, «Кодекса канонического права», Конференция католических епископов Казахстана постановила на своем XVII пленарном заседании (9–12 ноября 2009 г.), что утвержденный Св. Престолом перевод Чина Мессы вступает в силу на всей территории Казахстана 21 февраля 2010 г., в I воскресенье Великого поста.
С 21 февраля 2010 г. этот перевод Чина Мессы является единственным законным переводом для Католической Церкви на территории Казахстана. Следовательно, какие-либо другие русскоязычные переводы Чина Мессы, даже если они утверждены Святым Престолом для другой русскоязычной страны, не могут употребляться на территории Казахстана.
Этот декрет обнародуется в газете «КРЕДО» и вступает в силу 21 февраля 2010 г.
 
Астана, 8 декабря, торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
 
+ Томаш Пэта,
архиепископ архиепархии Святой Марии в Астане, председатель Конференции католических епископов Казахстана
 
+ Ян Павел Ленга,
архиепископ-епископ Карагандинский, председатель Литургической комиссии Конференции католических епископов Казахстана
 
Мировые новости
 
Проповедь должна идти от сердца
«Делу евангелизации не нужны священники-шоумены», - такое заявление сделал архиепископ Мауро Пьяченца, секретарь Конгрегации по делам духовенства по завершении конференции «Средства коммуникации и миссия священства», проходившей в Папском университете св. Креста в Риме. «Средства коммуникации должны способствовать общению в Церкви», - сказал архиепископ. Архиепископ призвал священников не импровизировать на телевидении и избегать банальной сентиментальности, напомнив, что их послание должно основываться на опыте «двухтысячелетнего общения в вере, это послание, которое может быть передано лишь в свете личного переживания и внутренней жизни».
Говоря о текущем Годе священства, провозглашенном Папой в июне, архиепископ Пьяченца сказал, что душа священника должна иметь «внутреннюю мышцу», сравнимую с бицепсами Рембо, но подпитываемую «молитвой, внутренней жизнью и здравой мотивацией».
 
Установление дипломатических отношений
Россия и Ватикан обменялись нотами об установлении дипломатических отношений на уровне посольств. Об этом сообщил 9 декабря российский МИД, передает ИТАР-ТАСС. «Россия и Ватикан, желая содействовать развитию двусторонних связей, приняли решение об установлении дипломатических отношений на уровне посольства РФ в Ватикане и апостольской нунциатуры в России и 9 декабря 2009 г. обменялись соответствующими нотами», - проинформировали в российском внешнеполитическом ведомстве.
 
Бенедикт XVI о загрязнении духа
Как сказал Папа Бенедикт XVI, существует отравление столь же опасное, как и загрязнение воздуха - загрязнение духа, которое ведет к его помрачению и склонности рассматривать людей исключительно как тела. Папа размышлял о загрязнении города и о чистоте Марии во время своего традиционного посещения площади Пьяцца-ди-Спанья в торжество Непорочного Зачатия. Он отметил, что в «сердце христианских городов Мария дарит свое сладостное и утешающее присутствие. В церквах, в часовнях, на стенах зданий - картины, мозаики, статуи напоминают о присутствии Матери, непрестанно присматривающей за Своими детьми». По словам Бенедикта XVI, существует огромная потребность в «прекрасных новостях» в ситуации, когда пресса снабжает нас ежедневной порцией информации, в которой «зло перечисляется, повторяется, расширяется, приучая нас к наиболее ужасным вещам, делая нас бесчувственными и, неким образом, отравляя нас, поскольку зло не исчезает бесследно и накапливается в нас день за днем». Сердца ожесточаются и мысли помрачаются, - сказал Папа, - поэтому «город нуждается в Марии, которая самим своим присутствием говорит нам о Боге, напоминает о победе благодати над пороком и ведет нас к надежде». Город формируется каждым из нас, - продолжпл Святой Отец. И хотя «масс-медиа стремятся заставить нас ощущать себя лишь 'зрителями', как будто зло затрагивает только других, и некоторые вещи никогда не случатся с нами», на самом деле «мы все являемся 'действующими лицами', и в зле, так же, как и в добре, наше поведение оказывает влияние и на других».
На этом фоне Пресвятая Дева «помогает нам вновь открывать и защищать глубину человеческой личности, поскольку ее душа совершенно прозрачна. Она - само олицетворение чистоты в том смысле, что в ней дух, душа и тело находятся в полном согласии друг с другом и с волей Божьей», - сказал Папа. Мария учит нас открываться действию Бога, чтобы смотреть на других так, как это делает Он - из самого сердца. И смотреть на них с милосердием, с любовью, с безграничной нежностью, особенно на самых одиноких, самых отчаявшихся, самых эксплуатируемых».
Папа завершил свою речь призывом «слушать голос Марии» среди дневных забот. «Будем же прислушаваться к ее тихому, но настойчивому зову! Она говорит каждому из нас: где умножился грех, там может преизобиловать благодать, начиная с твоего именно сердца и с твоей жизни! И город станет более красивым, более христианским, более человечным».
 
Президент Вьетнама впервые посетил Ватикан
Этот визит можно по праву назвать историческим, так как впервые в истории вьетнамский лидер встретился с Папой Римским. Значение этой встречи подчеркивает еще и то, что Нгуйена Мин Триета заявил о своем стремлении установить дипломатические отношения со Св. Престолом, что, конечно же, будет невозможно без урегулирования проблемы дискриминации католиков во Вьетнаме.
 
Ограничение пропаганды абортов
Российская государственная Дума приняла в третьем чтении поправки к закону о рекламе, значительно ограничивающие возможности пропаганды абортов.
Отныне такая пропаганда не может быть адресована несовершеннолетним и в любом случае должна содержать информацию об угрозе здоровью и жизни женщины.
Вицепредседатель парламентской фракции Единой России Татьяна Яковлева сказала, что в РФ ежеминутно совершается один аборт. Согласно данным Международной организации здравоохранения, в стране совершается в восемь раз больше абортов, чем в США, в десять раз больше, чем в Англии и Франции, в двадцать раз больше, чем в Голландии. Ежегодно искусственно прерывается 170 тыс. первых беременностей, причем в 20% случаев это происходит с несовершеннолетними девушками. Среднестатистическая российская женщина совершает по два аборта в течение жизни, и каждая пятая при этом остается бесплодной. По мнению Т. Яковлевой одной из главных причин такого положения дел является агрессивная пропаганда абортов и незнание последствий прерывания беременности для физического и психического здоровья женщины.
 
Борьба против культуры смерти
Архиепископ Неаполя призывает каморру обратиться, а жителей Неаполя – мужественно бороться против культуры смерти.
«Мафиози, обратитесь! Когда-нибудь наступит Суд Божий». Эти слова Папы Иоанна Павла II, сказанные в 1993 г., подхватил архиепископ Неаполитанский кардинал Крещенцио Сепе в своей проповеди на торжество Непорочного Зачатия Приснодевы Марии. Кардинал описал криминальную обстановку в столице Кампании и попросил «прощения у Пресвятой Девы за зло, до сих пор пятнающее кровью» улицы Неаполя.
Архиепископ призвал все жителей Неаполя к коллективной ответственности, поскольку «культура смерти находит себе место в пустоте, в компромиссах, в круговой поруке, в равнодушии многих, в отчаянии тех, кто оставлен на произвол судьбы и доверяется всякому, кто предложит работу и заработок, даже ценой чужих жизней». «Знать Христа, провозглашать Его и жить ради Него: вот самый истинный и самый сильный способ служения человеку», - добавил его преосвященство.
 
Оригинальная выставка
19 декабря 2009 г. в  кельнском Документационном центре по истории национал-социализма, сообщает радиостанция «Немецкая волна», проходит оригинальная выставка, экспонаты которой рассказывают о том, как использовали в своих целях праздник Рождества пропагандисты кайзеровской Германии, нацистского «Третьего рейха» и ГДР.
Экспонатами выставки, которые собрали жительницы Кельна Рита и Юдит Броер,  являются рождественские открытки с изображением новогодних елок, украшенных «в духе военного времени», а также «патриотические» елочные игрушки в форме ручных гранат, военных самолетов, танков, стеклянные шары с изображением свастики и др.
Выставочные экспонаты рассказывают, как в атмосферу праздника вносился милитаристский дух, а сама рождественская символика  использовалась в пропагандистских целях:  для  манипулирования  массовым сознанием одурманивания людей.
 
Признание героических добродетелий Пия XII и Иоанна Павла II
Папа Римский Бенедикт XVI подписал декреты, которыми признаются героические добродетели Папы Иоанна Павла II, Папы Пия XII и еще восьми священников, монашествующих и мирян. Это признание знаменует очередной этап процессов беатификации и канонизации этих достойных сынов и дочерей Церкви. Признание того, что человек прожил свою жизнь в героической добродетели, помимо прочего, дает возможность добавлять к его имени титул «venerabilis» - «досточтимый». Папу Пия XII (Эудженио Пачелли) которого называют также «Папой II мировой войны», нередко обвиняют в том, что он слишком мало протестовал против депортаций евреев и Холокоста. Однако исторические свидетельства говорят прямо об обратном, утверждая, что именно Пий XII приложил огромные усилия к спасению евреев. Признание героических добродетелей Папы Иоанна Павла II было, вероятно, самым ожидаемым событием сегодняшнего дня. Процесс беатификации Папы Войтылы проходит в весьма ускоренном темпе. Тем не менее, процесс беатификации Папы совершается согласно установленной процедуре.Среди других кандидатов к беатификации и канонизации наиболее известными являются свящ. Ежи Попелушко , убитый в 1984 году службами госбезопасности; ныне это убийство признано мученичеством, поскольку было совершено «in odium fidei» - «из ненависти к вере»; а также блаженная Мэри Маккиллоп, австралийская монахиня. Сегодня Бенедикт XVI официально признал второе чудо, совершенное по ее ходатайству, а это означает, что Мэри Маккилоп, скорее всего, станет первой австралийской святой.
 
По материалам
www.catholic.uz
Господи, буду Твоей
 
Продолжая нашу рубрику, посвященную историям призваний работающих в нашей стране священников и сестер, нам хотелось бы предложить в этом номере вниманию читателей интервью с с. Лидией Новик.
 
- Да, это было явное вмешательство Бога. У меня никогда не было планов на монашескую жизнь. Я всегда любила танцевать и развлекаться, поэтому часто ходила на дискотеки и танцы. Мечтала создать хорошую семью и воспитывать своих детей.
Я выросла во вроде бы верующей семье, где все старались соблюдать законы Божьи, участвовать в св. Мессе по воскресеньям, а также в праздничные дни. Но  в моем сердце жила лишь традиция, а не настоящая любовь к Богу.
Бог начал действовать в моей жизни, когда я начала учиться в лицее в городе (сама я из деревни).
В моей жизни не все получалось: постоянные неудачи, проблемы в школе, болезни.
Я начала спрашивать: «Где Бог? В чем смысл жизни?» Мне приходили мысли о самоубийстве.
Когда мне исполнилось 18, одна из подружек подарила мне на день рождения книгу Иоанна Побрачинского «Письма Никодима». Наверное, это промысел Божий, что я начала ее читать в такой трудный момент. Те отрывки в книге, которые описывали крестный путь Иисуса, просто перевернули мою душу. Я плакала каясь в своих грехах, прося прощения за мое недоверие к Богу. И тогда я пообещала Господу, что буду делать что-то для Него. Я решила стать катехизатором–мирянкой и начала реализовывать свой план одновременно учась в школе и проходя специальные курсы при семинарии в г. Познань.
Все время я думала о супружестве. Но однажды случилось что-то необыкновенное, что изменило мою жизнь. Это был обычный день. Когда я делала уроки в своей комнате, то вдруг услышала голос в своей душе, громкий и выразительный: «Я хочу, чтобы ты стала монахиней».
Для меня это было слишком: «Стать сестрой? Нет, Господи, ведь я хочу выйти замуж».
Этот голос вновь прозвучал: «Я хочу, чтобы ты стала монахиней».
Я испугалась, упала на колени и стала просить: «Господи, умоляю Тебя, не призывай меня на Твою службу. Я хочу создать семью и иметь своих детей».
Не помню, как долго длилась эта борьба, в которой Иисус победил. В конце концов я сказала: «Господи, я согласна, буду Твоей. Но Ты мне помоги, ведь я не знаю в какой монастырь мне идти, не знаю ни одной монахини».
С того момента Бог наполнил мое сердце такой радостью и таким счастьем, какого я до сих пор не ощущала. Люди вокруг не понимали, что со мной происходит. Бог по-своему вел меня дальше. На курсе катехизаторов я встретила монахиню, с помощью которой и познакомилась со своей конгрегацией. Спустя полгода я вступила в этот орден.
 
В этом году 4 июля будет 20 годовщина моего вступления в монастырь. Сомнения? Да, я пережила много сомнений. Сейчас могу сказать, что Бог всегда был и есть со мною. И убедилась в том, что важна для Него.
В трудные моменты приходили мысли: «Может быть, я не имею призвания. Я не достойна быть невестой Христа». Но тогда я вспоминала момент моего призвания. Я не могла ошибиться, это не был сон. Приходила к Иисусу и в Нем находила силы. В молитве я открывала Ему свое сердце и говорила правду о себе. Даже если это была горькая правда, я повторяла: «Я хочу быть Твоей, Иисус». И до сих пор я так делаю.
 
Для меня самым важным в монашеской жизни является любовь. Весь мир нуждается в любви, но понимает ее иначе. В нем много эгоизма и удовольствия. К сожалению, и мы всем этим заражены. Поэтому только Бог может научить нас любви, которая не ищет своего. Я поняла, что буду любить других по-настоящему, по Божьему, если буду наполнена Им. Но это осуществится настолько, насколько я буду искать Его в молитве и общении с Ним. Как в поговорке сказано: «С кем поведешься, от того и наберешься».
 
В Казахстане наша конгрегация работает с 1993 г. Сейчас у нас три дома в архиепархии св. Марии в Астане: в с. Чкалово, с. Келлеровка и с. Озерное. Я работаю в Озерном второй год, а до того 8 лет проработала в Чкалово. Следовательно, в Казахстане я уже десятый год. В этих трех приходах, согласно нашей харизме, мы занимаемся с детьми в светелках. Кроме того, мы работаем со школьниками, молодежью и взрослыми, проводя катехизацию, подготовку к таинствам и различные встречи. И так как у меня музыкальное образование, то я еще выполняю функции органистки.
 
Никакой мотивации у меня не было. То, что я здесь, это опять чистое и прямое действие Бога. Я очень не хотела работать в Казахстане, потому что, по рассказам других, представляла себе служение здесь слишком тяжелым. Сестер, которые поехали работать сюда, я считала святыми или сумасшедшими.
Это было 14 ноября 1997 г., в день рождения и день ангела нашего отца-основателя Эдмунда Бояновского. Я молилась перед его мощами в часовне нашего генерального дома, где работала. Вдруг внутри услышала слова: «Поедешь на восток». «Нет, это невозможно», – отбросила я эти мысли. Но голос тот прозвучал еще несколько раз, так как я не хотела с Ним согласиться. Этот голос напомнил мне тот, который я слышала в момент своего призвания. Тогда я сказала Господу: «Хочу убедиться в том, что это действительно Твой голос. Если генеральная настоятельница пошлет меня на восток, хотя она знает, что я сильно этого не хочу, то для меня это будет знак от Тебя».
Я была уверена на 100% в том, что не поеду, потому что наши настоятели не посылают сестер на восток, если они не желают работать так далеко от родины.
Но после этого события до меня дошли страшные вести: с. Натанаэля, работавшая в с. Чкалово, заболела раком и возвращается в Польшу. И в Белорусии тоже была трудная ситуация: не хватало сестер. Я начала внутренне страдать, и все же в тайне принялась учить молитвы по-русски: «Отче наш» и «Радуйся, Мария».
4 декабря матушка попросила нас о молитве, чтобы решились проблемы на востоке.
Помню, как сильно я молилась в часовне, чтобы исполнилась в этом деле воля Божья. Я переживала и все больше чувствовала, что это коснется меня.
На следующий день сразу после завтрака матушка сказала мне: «Сестра, я знаю, что ты не хочешь ехать на восток, но нам некого послать. Поедешь хотя бы на год? Если будет тебе тяжело, вернешься».
Но я уже убедилась в том, что такова воля Божья, поэтому с радостью и миром в сердце сказала: «Поеду, матушка. Я уже выучила молитвы “Отче наш” и “Радуйся, Мария” по-русски».
 
Мы работаем в селах, где большинство населения составляют поляки, русские и немцы. Поэтому я не ощущала трудностей, связанных с культурой мусульманской. Но как трудность и отличие воспринимаю то, что наши католические праздники здесь не отмечаются и не предоставляются выходные. До сих пор я сталкивалась лишь с хорошим отношением со  стороны мусульман среди семей, в которых я работала.
 
Призвание к жизни монашеской – это, прежде всего, дело Бога. А если Он призывает, значит этот вид жизни нужен миру. Мы являемся своего рода знамением существования Бога. Может быть, кто-то, видя нас, начинает задумываться над своей жизнью, задается вопросом: «Есть Бог или Его нет?»
Все больше я начинаю понимать важность молитвы и тишины в сегодняшнем мире. Заботы, работа, деньги, мир компьютеров и сотовых телефонов являются опасностью в контакте с Богом. В такой обстановке человек может терять потребность в Боге и общении с Ним в молитве.
И еще одно хочу сказать. Мне кажется, что наши обеты целомудрия для сегодняшнего мира, в котором как бы царствует сексуальная свобода, являются знаком и каким-то светом для жизни в чистоте сердца до супружества, а также для супружеской верности.
 
С. Я. С.
Архиепархия в Астане
«От греха к святости!»
 
Почти в каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения. Так и в нашем приходе св. Антония г. Кокшетау с 5 по 6 декабря прошли реколлекции для молодежи. Их проводил настоятель прихода о. Ежи Зиая.
 
На первой конференции в начале духовных упражнений о. Ежи разъяснил притчу о блудном сыне. Главным пунктом размышления стала та мысль, что Господь в исповедальне ожидает нас, как милосердный и любящий Отец, поэтому не стоит после падения, «каким бы оно ни было», бояться вернуться к нему. А священник во время исповеди - это не строгий, а милосердный пастырь.
После размышлений мы собрались в группах, чтобы поработать с Библией. По окончании обсуждения представители групп поделились главными мыслями, возникшими после размышления над отрывком из Св. Писания.
Во время второй конференции, начавшейся сразу после обеда, о. Ежи остановился на книге св. Терезы Авильской «Внутренний замок» и автобиографии св. Терезы Младенца  Иисуса с ее незаметными,  каждодневными жертвами. Пример этих двух великих святых указывает нам путь святости в каждодневной борьбе со грехом.   
Кульминационным моментом дня сосредоточения был крестный путь со свечами. Каждый из нас вовремя  крестного пути мог поставить свою свечу на том стоянии, которое его особенно затронуло сходством с его жизненной ситуацией.
По окончании св. Мессы  молодежь прихода подготовила  тексты  размышлений  и песни к поклонению, во время которого у каждого желающего была возможность вернуться к милосердному Отцу, восстать от греха к святости, приступив к исповеди.
Окончился день веселым вечером. Мы очень много смеялись и смогли лучше узнать друг друга и открыть в себе актерский талант.
Воскресное утро началось с утренней молитвы и краткого размышления над литургическими текстами второго воскресенья Адвента. После завтрака все дружно отправились в храм на воскресное богослужение.
Благодарим Бога и организаторов за возможность внутреннего обновления перед рождением нашего Спасителя Иисуса Христа.

С. Цецилия (PIJ)
 
Я люблю, когда в нашем приходе проходят  реколлекции. Это время мы полностью проводим с Богом, а также можем побыть вместе. Молодежи всегда не хватает времени, они не могут прийти до Мессы или после Мессы, чтобы остаться на поклонение. А так каждый готовиться к этим дням и освобождает время. На этих реколлекциях мне понравились встречи с отцом и его реколлекции. Особенно мне понравился крестный путь. Глядя на страдания Иисуса, всегда понимаешь, как Он любит нас и сколько мы приносим боли Ему. Он понимает, что мы слабые, и всегда поддержит нас. Еще мне понравилось поклонение, эта тишина, в которой мы можем поговорить с Богом наедине и быть ближе к Нему. Я благодарю Бога за все дары,  которые Мы получаем от Него каждый день.                                                    

Настя 17 лет
 
На этих реколлекциях мне понравилась теплота и искренность в отношениях между нами. Это самое главное для нас, молодых. Особенно меня тронул крестный путь, который помогает  мне помнить о Том, кто спас меня. Во время крестного пути мне понравились размышления, потому что в этих стояниях можно было найти параллели с ситуациями из моей жизни, а особенно было красиво то, что каждый  из нас мог поставить свою свечу на том стоянии, которое его особенно тронуло. Я благодарю Бога  за эти реколлекции.

Тимур 26 лет
Поздравляем!
О. Бонавентуру Гарофало
 
Св. Престол назна­чил дирек­тором Отдела папских миссий о. Бонавентуру Гарофало, настоятеля при­­­хо­да в Щербакты, который будет занимать упомянутую должность в течение ближайших пяти лет.
Lectio divina
 
3 января  
Богоявление Господа
ЯВЛЕНИЕ НОВОГО ЦАРЯ
Матфея 2:1–12
Другие Чтения: Исайи 60:1–6; Псалом 71:1–2, 7–8, 10–13; Ефесянам 3:2–3, 5–6
 
Евангелие:
Цель Евангелия от Матфея в том, чтобы подчеркнуть, что Иисус это исполнение пророчеств Ветхого Завета о Мессии или Спасителе.
Матфей рассказывает нам несколько историй о ранних годах Иисуса. Всем хорошо известно посещение волхвов, но было ли их трое? В Библии не говорится о том, сколько мудрецов пришли к яслям Младенца, а только указывается, что они подарили три дара.
В чем же смысл их визита? Некоторые ученые полагают, что сам факт того, что мудрецы пришли из другой страны указывает на мировое значение рождения Иисуса. Он был Мессией не только для иудеев, но и для всех народов.
Ироду совсем не понравилась новость о приходе Мессии, Который мог  занять его трон. После нескольких осторожных вопросов он отправил  волхвов в дальнейший путь. Вопросы, которые он задавал, касались больше сохранения его царствования, чем содействие поискам волхвов. Казалось, что с самого детства Иисус ставил людей перед выбором.
Мудрецы отправились в Вифлеем. Они с радостью поспешили за звездой, которая привела их к Иисусу, и, поклонившись новому Царю, принесли Ему особые дары. Во сне Бог предупредил их не рассказывать Ироду, где находился  Иисус. Итак, выполнив свою миссию, они вернулись домой другим путем.
Размышление:
Подумайте, почему Бог избрал людей из другой страны открыть весть о рождении Мессии царю Ироду.
Визит мудрецов возвестил Ироду и всем людям Иерусалима о рождении Мессии. Но это лишь небольшой фрагмент общей картины. Поразмышляйте о том, какова была Божия цель этого события.
Подумайте о том, как мы можем служить Иисусу. Какие дары мы можем предложить ему сегодня?
Кто для вас Иисус: один из царей или ваш Царь? Какова практическая разница между ответом и образом вашей жизни?
Молитва:
Псалом 71 был написан к коронации царя; спустя века его интерпретировали как псалом о Мессии. Помолитесь сегодня словами из этого Псалма.
Помолитесь за руководителей, правительство и людей, наделенных властью, чтобы они управляли и действовали в соответствии с законом. Попросите Господа помочь тем, кто пострадал от неправомерных действий власти.
Созерцание:
Мудрецы поклонились Иисусу как великому Царю, не смотря на то, что Он был еще Младенцем. Уделите время благоговейному поклонению истинному Царю Царей.
 
10 января
Крещение Господне,
Первое Рядовое Воскресенье
ОТКРЫТЫЕ НЕБЕСА
Луки 3:15–16, 21–22
Другие Чтения: Исаии 40:1–5, 9–11; Псалом 103:1–4, 24–25, 27–30;
Титу 2:11–14, 3:4–7
 
Евангелие:
Лука повествует о событии, с которого началось служение Иисуса, а также напоминает нам о великом ожидании прихода Мессии или Спасителя иудейским народом. Все знали, что должен прийти Мессия, великие пророки предвещали о Его приходе. И люди верили, что когда-нибудь это произойдет.
На протяжении многих лет, всякий раз, когда появлялась новая выдающаяся личность, люди надеялись, что это и есть долгожданный Мессия. Так думали и об Иоанне. Но он развеял их чаяния и провозгласил о грядущем приходе Спасителя, который «будет крестить Духом Святым и огнем».
Иоанн открыл нам, что Спаситель должен стать не политическим лидером, а духовным, и что Он будет крестить людей Святым Духом. Это было довольно непонятное обещание, но именно так Иоанн отвечал своим последователям. Понимали ли они его?
Здесь, на реке Иордан, Иисус был крещен вместе с другими людьми. Несмотря на то, что Он был безгрешен, Он пожелал поставить Себя в один ряд с обычными грешниками в публичном акте покаяния и обращения.
Матфей описывает реакцию шока Иоанна, когда Иисус вышел креститься (Матфея 3:13–15). Евангелие же от Луки сосредоточено на Иисусе и Святом Духе.
После крещения Иисус пребывает в молитве и созерцании. И затем происходит чудо, Иисус видит Святого Духа, спускающегося в виде голубя. И молитва Иисуса становится исповеданием веры, поскольку Отец говорит Ему и называет Его Сыном.
Обратите внимание, что как только Иисус причислил Себя к человечеству в крещении покаяния, Его Отец громко воскликнул «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» 
Размышление:
Как Иоанн готовил путь для обещанного Мессии? Почему было необходимо крещение на Иордане? Как оно могло помочь людям подготовить сердца к Иисусу и Его вести?
Крещение Иисуса стало «Богоявлением» (Епифанией), явлением Бога как Троицы – Отца, Сына и Святого Духа (голубя). Какое значение имело это событие для Иисуса?
Представьте, что вы присутствовали во время этого события, увидели голубя и услышали глас Божий. Как бы это могло повлиять на ваше отношение к Иисусу?
Молитва:
Псалом 103 –живая песнь хвалы. Он открывается стихом:
«Благослови, душа моя, Господа!
Господи, Боже мой! Ты дивно велик,
Ты облечен славою и величием!»
В следующих тридцати четырех стихах псалмопевец взирает на окружающий мир и видит во всем Божью руку. Искристые потоки хвалы переполняют его сердце и изливаются Богу.
Медленно прочитайте эти стихи. Затем напишите собственный список того, за что вы желаете славить Бога и восхвалите Его в своей молитве поклонения. Она может стать вашим псалмом Богу.
Созерцание:
Поразмышляйте над сегодняшними стихами из Исаии, и о том, что они открывают нам об Иисусе и Иоанне Крестителе. Позвольте обещаниям из Писания глубоко проникнуть в ваше сердце.
Подумайте о великих словах св. Павла в его послании к Титу. Наше спасение основывается на Божией милости, Он дает нам благодать жить так, как это угодно Ему.
Бог желает, чтобы мы имели жизнь вечную с Ним, и Он сделал все, чтобы это стало возможным. Это еще одно удивительное обещание полное надежды, и пусть оно живет в вашем сердце.
 
17 января 
Второе Рядовое Воскресенье
ЧУДО НА СВАДЬБЕ В КАНЕ
Иоанна 2:1–11
Другие Чтения: Исайи 62:1–5; Псалом 95:1–3, 7–10; 1 Коринфянам 12:4–11
 
Евангелие:
Иоанн часто рассказывает нам о событиях не связанных с другими Евангелиями. И свадьба в Кане один из таких примеров.
В центре этого отрывка Иисус и Его Матерь Мария. Многие детали опущены, и поэтому когда мы начинаем читать, у нас появляются вопросы. Как Иисус узнал о женихе и невесте? Знал ли Иисус их семьи? Были ли жених и невеста последователями Иисуса? Все ли ученики были на свадьбе?
Иоанн обращает наше внимание на закончившееся вино. Этот факт мог стать позором для семьи невесты и жениха, и омрачить такой особый день.
Далее следуют несколько кратких фраз между Иисусом и Марией. Обсуждали ли они служение Иисуса до этого события? Иоанн не упоминает об этом в Евангелии, и мы не найдем ответ на этот вопрос в других местах Писания.
Когда Мария говорит о том, что нужно вино, Иисус знает, что Она просит Его чем-нибудь помочь. Но Он отвечает, что еще не время. Мария не теряет надежду и просто говорит служителям сделать то, что Он скажет им. Мария не просит о чуде, но, похоже, она надеется на это.  
Иисус велит служителям наполнить водой шесть огромных каменных сосудов, они следуют Его указаниям, и вода чудесным образом превращается в вино.
Мы не знаем точно, узнали ли тогда гости на свадьбе о произошедшем чуде. Не знаем конкретно, но уверены, что служители должны были разговаривать об этом поразительном событии – если не во время свадьбы, то после ее окончания.
Тем не менее, сказано, что это чудо послужило тому, что ученики уверовали в Иисуса. Иоанн также добавляет интересные детали, что вино, которое сотворил Иисус, было не просто обычным вином, оно имело превосходный вкус, и было самого высокого качества!
Размышление:
Поразмышляйте над тем, что символизирует произошедшее чудо, жених и невеста, брачная церемония, новое вино.
Удивило ли вас то, что первым чудом Иисуса было превращение воды в вино? Как вы думаете, почему Иисус сотворил это чудо?
Раскрывает ли этот отрывок то, кем Мария считала Своего Сына?
Молитва:
Псалом 95 – прекрасная песнь хвалы Господу. Присоедините свой голос к псалмопевцу и на этой неделе молитесь вместе с ним:
«Благовествуйте со дня на день спасение Его».
Созерцание:
Позвольте Господу заботиться о вас и изливать на вас дары Святого Духа. Мы – часть Церкви, Библия называет ее невестой Христовой. А это такая радость для Иисуса щедро и обильно проявлять Свою любовь невесте.
Поскольку Божья любовь освещает вас помните, что Он желает видеть Свою невесту совершенной. Не растрачивайте понапрасну свое сердце. Ведь Господь может преобразить Свою невесту также чудесно как Иисус превратил воду в вино.
 
24 января  
Третье Рядовое Воскресенье
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИИСУСА
Луки 1:1–4, 4:14–21
Луки 1
Другие Чтения: Неемии 8:2–6, 8–10; Псалом 18:7–9, 14; 1 Коринфянам 12:12–30
 
Евангелие:
Сегодня нам представлены два отрывка из Евангелия от Луки. Первый является вступлением ко второму.
В первой главе Евангелия от Луки подтверждается надежность и верность информации. Во-первых, он обращается к людям, являвшимся свидетелями события, которое он описывает, во-вторых, он проводит подробное исследование. Его повествование не похоже на «приукрашенную новость», которую вы слышите в магазинах или читаете в газетах. Письмо адресовано Феофилу, имя которого переводится как «Божий друг».
Центром четвертой главы является посещение Иисусом синагоги в Назарете. И хотя для чтения выбрали книгу Исаии, кажется, что Иисус намеренно читает этот отрывок собравшейся общине.
После того Иисус учит пониманию прочитанного. Он говорит, что пророчество Исаии, написанное сотни лет назад, «исполнилось сегодня»!  Смысл в том, что Сам Иисус и есть исполнение этих слов. Перед ними стоит человек из их среды – Иисус,  и именно Он пришел благовествовать нищим, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу. Мы не знаем, говорит ли в этом случае Иисус буквально или метафорически.
Что чувствовала община тем субботним утром, услышав такие слова Иисуса? Что происходило в их сердцах и умах в тот момент? Что означали эти слова на самом деле?
Несмотря на то, что это событие происходило две тысячи лет назад, истина Божьего Слова вечна. Чтение Писания никогда не должно быть поверхностным. Где бы ни провозглашалось Писание, оно всегда наполнено силой, всегда живо и действенно. 
Размышление:
Как поняли люди следующие слова Иисуса:
«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами»?
Как раскрывает земное служение Иисуса отрывок из Исаии? Каким образом Иисус исполнил это пророчество?
Поразмышляйте о Благой Вести Евангелия. Поблагодарите за то, что она является для вас истинной.
Молитва:
Помолитесь за то, чтобы каждый человек в вашей Церкви был неотъемлимой ее частью, чтобы Церковь в целом функционировала благотворно, как Павел описал это в 1 Коринфянам 12: 12–30.
Помолитесь о вашей роли в Церкви. Попросите Бога показать вам, есть ли что-то, что вы можете делать или помочь это сделать другим.
Созерцание:
Поразмышляйте над словами из Неемии 8:10:
“Радость пред Господом – подкрепление для вас”
Откройте ваши сердца Богу словами из Псалма 18:15:
“Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!”
 
31 января  
Четвертое Рядовое Воскресенье
ЖИВАЯ ВЕРА
Луки 4:21–30
Другие Чтения: Иеремия 1:4–5, 17–19; Псалом 70:1–6, 15, 17; 1 Коринфянам 12:31–13:13
 
Евангелие:
На этой неделе мы продолжаем чтение Евангелия от Луки. Мы по-прежнему находимся в синагоге в Назарете, но атмосфера в ней меняется драматически. Слова Иисуса вызвали ярость и озлобление у общины, и она изгоняет Его из города, желая сбросить его со скалы (стихи 28–29).
Несмотря на изумление по поводу учения Иисуса и Его поразительное утверждение об исполнении пророчества Исаии о Мессии, люди в то же время не поверили и не приняли эту весть. Они просто не могли воспринять сына плотника как Мессию. Иисус напомнил им о событиях при Илии и Елисее. Эти великие пророки страдали от неверия людей. Илия был первым великим пророком, которого использовал Бог, чтобы призвать Своих людей возвратиться к Нему. Он  предсказал засуху царю Ахаву. Когда начались три года засухи, Бог послал ворона, нечистую птицу, и странника, чтобы спасти Илию. Ливанская женщина  услышала слова Илии и через нее Бог спас пророка. Ни один израильтянин не помог ему.
Елисей, преемник Илии как пророк исцелил Неемана, военачальника Сирийской армии от страшной болезни кожи. Нееман сделал то, что повелел ему Елисей, несмотря на то, что это показалось ему бессмысленным, он полностью исцелился и уверовал.Нет ничего удивительного в том, что слова Иисуса вызвали гнев у людей Назарета. Их глубоко возмутило сравнение с неверными израильтянами во времена Илии и Елисея. Итак, они решили избавиться от Иисуса, убив Его.
Люди в синагоге были религиозными иудеями, соблюдающими субботу. Но они не были людьми веры и поэтому отвергли Иисуса. Не веря в Него как в Спасителя рода человеческого, а, считая лишь «одним из них», они упустили возможность стать Его учениками.
Размышление:
Чему учит нас этот отрывок? Какую степень веры ждет от нас Иисус? Посещение Церкви и слушание проповеди без веры, разве этого достаточно?Чему учат нас примеры Иисуса о  вдове и Немане? Вы можете прочитать эти истории в 3 Царств 17:8–16 и 4 Царств 5:1–14. Что способствует возрастанию нашей веры? Как мы можем воплотить нашу веру в действие?
Молитва:
Помолитесь стихами из 70 Псалма. Господь так чудесен и Он помогает вам в вашей жизни! Попросите Бога помочь вам поделиться этой вестью с другими людьми.
Созерцание:
Прочитайте несколько раз 1 Коринфянам 12:31–13:13. Во время вашего пребывания в общении с Богом, созерцании Его позвольте Ему кротко открыть вам, в чем Он хочет, чтобы вы возрастали: в вере, надежде или любви.Поразмышляйте об удивительных словах в Иеремии 1:4–5, 17–19, которые Бог сказал пророкам. Какие именно слова вас затронули? Что в них Бог говорит вам лично?
 
Материал Организации
Объединенных Библейских Обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой