ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(173)'10
К вопросу о двух календарях
 
Не мы назначаем время праздников, но Бог «записал» это в Своем творении.
 
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды... И был вечер, и было утро: день четвертый» ( Быт 1, 14.16.19).
Календарь не есть субъективная реальность, она никоим образом не зависит от воли людской. Но это дар Божий в Его творении. Творя мир, солнце, луну и звезды, Бог сотворил меру для времени: дни, месяцы, годы. Это и есть календарь. Поэтому люди всех времен и народов стремились познать календарь, чтобы точно определять, когда наступит весна, а когда – осень, когда явят на свет свое потомство овцы, когда птицы косяками пролетят по небу, когда созреют на деревьях плоды, когда надо сеять хлеб и когда наступит время жатвы...
Люди приурочили свои религиозные праздники к самым важным дням года – дням равноденствия и дням зимнего и летнего солнцестояний. Особое место занимают праздники, которые всеми религиями мира отмечались в начале весны. Так было и задолго до написания Библии – у первобытного человека, затем  – в Египте и Месопотамии. Для всех народов, рассеянных по миру, календарь – это дар Божий, и мы, люди, подчиняемся ему. Не мы назначаем время праздников, но Бог «записал» это в Своем творении.
Христиане поступили так же, как и все прочие до них и установили празднование Рождества Христова в тот же день, когда римляне отмечали праздник Побеждающего  солнца – сразу после зимнего солнцестояния (20–23 декабря). Аналогично, ко времени летнего солнцестояния – времени самой короткой ночи и самого длинного дня – был приурочен праздник Иоанна Крестителя, ибо согласно его словам «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30). Благовещение (25 марта) следует сразу за весенним равноденствием, а праздник Михаила-архангела (29 сентября) – за осенним равноденствием. Пасха знаменует начало весны. Этот праздник
начали отмечать задолго до того, как евреи перешли через Чермное море. Но именно тот древний праздник избрал Бог, чтобы освободить свой народ (см. Исх 12), а позднее, чтобы воскресить из мертвых Иисуса Христа. Все эти празднования совпадают с годовым солнечным циклом неслучайно – ибо один и тот же Бог сотворил мир и спасает людей в истории.
Итак, христианские праздники с самого зарождения христианства были установлены, исходя из солнечного цикла. Однако, в XVI в. христианские ученые заметили, что официальный календарь и реальный солнечный календарь все более и более отдаляются друг от друга. Они пришли к выводу, что имеет место искажение закона Божия, записанного в творении, искажение, которое приводит к недопустимому обману. Именно поэтому было решено произвести корректировку календаря – надо было исключить десять дней, а, вернее, десять чисел, обозначающих дни. Эта корректировка пришлась на десять дней между 4 и 15 октября 1582 года. Выбор же именно этих чисел был связан с тем, что с 4/X–1581г по 4/X–1582г отмечался юбилейный год Франциска Ассизского, связанный с 400-летием со дня его рождения, и представители Францисканского ордена попросили подождать окончания юбилейного года. Так сложилось, что страны, долгое время находившиеся под мусульманским игом, продолжали использовать старый календарь, установленный Юлием Цезарем (т.н. юлианский). К сожалению, этот календарь все больше и больше отдаляется от реальности. Таким образом, Рождество, к примеру, празднуется 7 января, когда дни зимнего солнцестояния давно прошли. Юлианский календарь не имеет больше никакого отношения к порядку, сотворенному Богом, он приобрел чисто условный характер и превратился в традицию, правомерность которой можно сегодня оспорить. Именно поэтому постепенно все больше и больше народов принимают решение праздновать Рождество 25 декабря по т.н. григорианскому календарю (от имени Папы Григория XIII), наиболее соответствующему календарю солнца и звезд, сотворенному Богом.
 
О. Пьер Дюмулен
Администратура Атырау
День сосредоточения общины Атырау
 
 
У нас уже вошло в традицию перед Рождеством и Пасхой собираться в Атырау или где-нибудь еще на день сосредоточения и общения. Встречаясь в кругу священников, сестер и волонтеров, мы стремимся углубить свою связь с нашим Учителем Иисусом и друг с другом, чтобы в единстве полнее служить Церкви в Западном Казахстане. Ведь св. Павел в послании к Галатам писал: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал 6, 2), а в 133 Псалме сказано: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки».
В этом году с конференциями приехал гость из Астаны, секретарь нунциатуры о. Павел Обедзиньски. Мы также провели испытание совести перед Св. Дарами и очистили свои сердца в таинстве примирения, чтобы затем в тихом поклонении молить Иисуса в праздник Своего рождества с особенной благодатью вновь придти к нам, к нашим приходам и прихожанам в Евхаристии.
Во время св. Мессы, на которой предстоял епископ Януш Калета, мы слушали слово Божье. Его преосвященство представил несколько важных направлений нашей дальнейшей работы. Мы смогли по-новому пережить дар общения алтаря, прося вместе с верными атырауского прихода благословения Божьего на следующий год, а также почтили мощи св. Иоанна Марии Вианнея, моля его о помощи в своем служении.
Епископ Януш Калета торжественно вручил также пояс прелата о. Тадеушу Смеречиньскому, заслужившему своим 15-летним трудом в Актобе почетное звание капеллана его святейшества.
Немаловажной составляющей встречи стали долгие, радостные и поучительные дискуссии за столом. Много интересных тем предложил другой гость из Астаны о. Эдоардо Канетта. В ходе рабочей встречи мы постарались подвести итоги уходящего года, обсудили текущие вопросы, поделились своими заботами, радостями, замыслами и наблюдениями относительно душепастырского служения
Перед нами встают новые задачи: строительство приходского центра в Актюбинске и церкви в Актау. О. Александр Калиновски во время встречи получил известие, что актауская комиссия дала первое «политическое» позволение на строительство нашего храма. Надеемся, что в течение нескольких оставшихся месяцев удастся собрать необходимые документы, чтобы весной приступить к строительным работам.
Можно было бы без конца рассказывать о радости встречи с братьями священниками, служащими в Атырау, Уральске, Кульсары, Актау, Актобе и Хромтау и сестрами-елизаветками. Большинство из нас провело всю ночь в поезде или несколько часов ехало автомобилем, чтобы добраться до Атырау. Но все же это стоило того, чтобы 15–16 декабря засвидетельствовать о единстве и ответственности друг за друга и за порученное нам Богом дело.
Как, в конце концов, настало время прощаться и возвращаться к повседневности, так настало время и закончить этот рассказ. Пусть наши приходские и епархиальные общины в Казахстане станут Вифлеемом для Иисуса, приходящего к нам ежедневно в каждом человеке, встречающимся нам на нашем пути.
 
О. Цезары Комосиньски
Трехэтажный лес
(рождественская сказка)
 
– Слушай, Велинка, где это видано, чтобы медведи слушались белок?!
– Не упрямься, Пандик, и положи обратно в корзинку чужие орехи!
Все друзья из Трехэтажного леса знали, что у этого ленивого лакомки, как у большинства мишек этого вида, все-таки доброе сердце, хотя он и рычит каждый раз, когда веселая белочка Велинка напоминает ему о добрых делах, которые он мог бы сделать.
– Пандик, нам лучше поскорее уйти отсюда, потому что здесь вот-вот появятся те пастухи.
– Ррр… Когда еще можно будет поесть такую вкуснятину?! Сама посмотри: сыр, мед, фрукты… и даже орехи!
– Пойдем, Пандик, скорее! Они уже идут сюда и очень торопятся!
Легкая проворная Велинка далеко видела со своей ветки. В одно мгновение друзья скрылись в густой зелени леса.
– Самое худшее, что я сегодня еще ничего не ел, – ворчал Пандик.
– Забудь об этом хотя бы на минуту и поторопись. Уверена, что нам попадется еще что-нибудь. И кроме того, нам еще нужно успеть на встречу с друзьями.
Веселая попрыгунья Велинка,  как и большинство ее лесных друзей, все же очень боялась людей. Она вообще была боязлива, застенчива и не любила рисковать.
Вскоре на опушке появились три пастуха со своими собаками. Пока хозяева собирали в котомки еду, музыкальные инструменты и другие свои пожитки, их верные бдительные псы заметили, что какие-то незваные гости побывали на этой территории. Беспокойно втягивая ноздрями воздух, они стали лаять в сторону леса, но пастухи, сильно спешившие куда-то, увели за собой собак в другом направлении.
Тем временем Велинка и Пандик были уже вне опасности. Преодолев несколько ручьев и холмов, они пришли, наконец, на Поляну встреч – особому месту, где летом росла самая свежая трава, а зимой не слишком лютовали морозы. Здесь частенько собирались обитатели Трехэтажного леса, чтобы поговорить на интересующие всех темы и отметить радостные события.
Сюда приходили даже кроты, живущие под землей. Именно они предложили назвать этот лес «трехэтажным», потому что думали, что жить под землей – значит жить «на первом этаже», а не ниже других. Все были согласны с ними, особенно сурки и кролики, считавшие, что в какой-то мере это относится и к ним.
Сюда приходили и выдры, живущие на речных берегах, оленята, козы, взбирающиеся на высокие отвесные скалы, маленькие кабанята и многие другие животные, населяющие «второй этаж».
«Третий этаж» принадлежал тем, кто умел лазать по деревьям, а потому мог похвастаться более широким взглядом на происходящее или то, что должно произойти.
Смеркалось. Солнце уже спускалось за гору, ограждавшую долину на западе и носившую странное название «Дальше-ни-шагу». Но сегодня все ждали особого гостя – молодого ворона Сьюла, время от времени залетавшего на Поляну встреч и рассказывавшего о других мирах. Среди всех жителей Трехэтажного леса он один отваживался покидать его и летал так далеко, что порой ворона не было видно по нескольку дней.
В начале собрания все, как всегда, болтали с соседями, в то время как Людик – неугомонный, игривый и смешной кролик – без остановки скакал по поляне из конца в конец. Вдруг откуда-то сверху, так что никто даже не понял, с какой именно стороны, спустился Сьюл. После обычных фраз и приветствий все замолчали, чтобы вновь прибывший гость рассказал последние новости.
– Дорогие друзья, – начал Сьюл – Многие из вас знают, что некоторым моим предкам поручались важные миссии. Например, отыскать Землю новой надежды или прокормить одного из великих пророков…
– Кто такие пророки? – спросил Пандик у старого и уважаемого всеми оленя Сламона.
– Хорошие люди, друзья Творца. Некоторые из них даже предсказывали рождение ребенка, который наполнит всю землю миром, – ответил олень.
– А где находится эта Земля новой надежды? За опушкой нашего леса? – не унимался мишка.
– Точно не знаю; наверное, там, где родится тот самый ребенок, – задумчиво сказал Сламон.
– И там… много меда и орехов? – обрадовался Пандик.
– Тссс, помолчите пожалуйста, – шепнула выдра. – Дайте говорить Сьюлу.
– Спасибо, Плодия, – поблагодарил ворон выдру, кивнув головой. – Так вот, мне кажется, произошло что-то необыкновенное в сотворенном мире. Невиданная звезда сияет над маленькой деревушкой под названием Вифлеем. Там ангелы Творца возвестили нескольким пастухам о рождении ребенка, который принесет спасение всем. Дорогие друзья, нам с вами известно, как опасно покидать лес. Но мы знаем также, что внутри нас живет пламенное желание, великая мечта, передающаяся из поколения в поколение с самых древних времен: мы хотим беспрепятственно путешествовать по всем лесам и полям, подаренным нам Творцом, и делиться дружбой, радостью и миром со всеми другими животными и даже с людьми. Так позвольте же мне сказать вам о том, что на этот раз стоит рискнуть и выйти из леса, чтобы встретиться с ребенком в Вифлееме.
Трудно передать реакцию, последовавшую за такими неожиданными речами Сьюла. Одни из присутствующих тем вечером на Поляне встреч загорелись энтузиазмом, другие сомневались, все говорили… Но в каждом вновь загорелся свет великих надежд.
– Друзья мои, – продолжал тем временем Сьюл с новыми нотками твердости и уверенности в голосе, – я видел то место, где родился ребенок, и, если хотите, могу отвести вас к камням, из-за которых вы сможете незаметно взглянуть на него. А потом пусть каждый решит, готов ли он идти до конца.
Такое предложение показалось всем жителям леса разумным. И тогда вслед за молодым вороном они отправились в путь к горизонту, в те края, куда никто из них до сих пор не осмеливался ходить. Сьюл вел их все время на восток под покровом ночи и в сопровождении звезд, стараясь избегать самых опасных мест.
Когда послышались звуки человеческих голосов, флейт и бубнов вперемешку с блеяньем и мычанием, наши герои, стараясь поменьше шуметь, пришли, наконец, к тем камням, о которых говорил Сьюл.
– На этом моя миссия окончена, – сказал молодой ворон. – Теперь пусть каждый посмотрит и… решит сам.
Сьюл взмахнул крыльями и, подлетев
к пещере, сел у одного из отверстий, служащих чем-то вроде окна.
Глубокое молчание воцарилось среди путешественников, которые попрятались среди камней. И многие из них именно теперь остро ощутили странную дрожь в ногах, сопровождавшую их всю дорогу.
Наконец, с огромной осторожностью и осмотрительностью Велинка медленно высунула голову из своего убежища.
– Скажи нам, что ты видишь, – зашептали остальные спутники.
Молодая белка ответила, что видит много людей, овец и даже одного вола с ослом. Она узнала также тех пастухов с опушки леса, которые теперь отдавали свою еду (сыр, мед, фрукты… и даже орехи!) какой-то очень красивой молодой женщине с такими добрыми глазами, каких Велинка не видела даже среди своих лучших друзей. А рядом с женщиной лежал в яслях малыш, завернутый в обыкновенную белую материю. Несмотря на расстояние, белочка, едва увидев младенца, умолкла на несколько секунд, погруженная в свои мысли, неподвижная, как будто бы очарованная…
– А что еще? Да, что с тобой такое?! Скажи, что ты видишь еще!, – не отставали друзья.
Белочка очнулась и, хорошо присмотревшись, заметила там, у пещеры, среди собак и пастухов… Людика! Неугомонный маленький кролик бесстрашно и у всех на виду сидел прямо перед Младенцем. Поводя своими тонкими усиками и маленьким носом, он буквально светился от счастья. Вдруг рядом с ним зашевелилась кучка земли…
– Не может быть! – вскрикнула вполголоса Велинка. – Ведь это голова крота Слепика! Как только он смог прорыть ход туда?!
Сгорая от любопытства, друзья из Трехэтажного леса стали один за другим вытягивать свои головки из-за камней.
Да, добрый Слепик решил лично разузнать, что же это за обетование, и, к его большому удивлению, его глаза, привыкшие ко тьме, увидели какой-то необычайный свет, именно тот свет, который всегда грезился ему во снах. Высунув голову из земли, крот увидел молодого человека с бородой и добрым взглядом, и… человек даже подмигнул ему! «Наверняка, отец ребенка», – подумал Слепик а потом, подмигнув в ответ, посмотрел на ясли. Он так и замер, как вкопанный. Ведь впервые в жизни наяву он созерцал свет своих грез.
Младенец взглянул своими прекрасными глазами на молодого ворона, сидевшего на окне, показал на него своей детской ручкой матери. Она сразу уловила желание Ребенка и подала горсть сухих фруктов к отверстию в пещере. Сьюл с изумлением смотрел на неожиданный подарок от молодой женщины и Младенца. Но его изумление стало еще больше, когда та, одарив его улыбкой такой красоты, которой он не видел никогда в жизни, взяла завернутые в платок орехи и осторожно вложила их в клюв Сьюла, погладив его по голове. Ворон почувствовал себя не только любимым, но и принятым в эту семью, поселившуюся в пещере, он стал даже сопричастником ее судьбы, ее слугой… Конечно, Сьюл как наследник птичьего племени, кормившего «хороших людей», все прекрасно понял и отнес орехи Велинке и Пандику, чтобы разделить с ними трапезу этой чудесной ночи.
– Знаешь что, Велинка, этот Младенец украл мое сердце! И подумать только, что я чуть не съел его ужин…! Стыд-то какой, Велинка…!
– Не знаю, Пандик, но мне кажется, что этот Мальчик неспособен взять то, что ему не принадлежит…
Эти слова поразили мишку в самое сердце, так что он даже всхлипнул, и серебряная слеза покатилась по его мягкой, как будто бы ватной черно-белой щеке и соскользнула на землю, как скромный дар любви и раскаяния перед вифлеемским Младенцем.
Вдруг Велинка направилась в сторону пещеры, движимая каким-то внутренним порывом, который она не могла ни сдержать, ни понять. Остальные, воодушевленные ее героизмом, последовали за ней. Даже Пандик пошел, хотя и продолжал повторять сквозь зубы: «Да где это видано, чтобы медведи слушались белок…?!» А Велинка с невиданной отвагой все шла… среди людей…, пока не оказалась у самой высокой части яслей. Друзья из Трехэтажного леса образовали маленький кружок вокруг ребенка, как драгоценные камни в венце.
Взглянув на закрытые глаза Младенца, Велинка решила, что он спит, и в последнем порыве храбрости тихо и осторожно поцеловала ручку Мальчика, лежавшего на золотистых охапках простой соломы. От такой нежности Малыш приоткрыл глаза. Взгляды Ребенка и Велинки встретились. Это было мгновение вечности… И ночь над Вифлеемом озарялась уже не одной звездой, сиявшей высоко в небесах, потому что еще два светила засветились на мордашке белки. Она застенчиво прикрыла глазки своим буро-коричневым хвостиком, а Мальчик, протянув свою чистую, как девственная лилия, ручку, погладил ее с той нежностью и лаской, с которой впервые прикасаются к бархату или тончайшему шелку. И Велинка, не желая утомлять Малыша, начала внутри своего взволнованного сердца напевать одну из самых своих любимых песен. Она как бы убаюкивала Младенца на своих маленьких лапках, прижатых к ее влюбленному сердцу…
 
 
Где ты живешь, моя звезда?
Пошли твой свет моим глазам.
Куда зовешь, любовь моя?
В тебе покой моим мечтам...
 
Маи
Живое Евангелие
Св. Агния
дева и мученица, кон. III или нач. IV вв.
 
 
Покровительница: девушек.
Имя: «чистая», «невинная» (греч.).
Символ: баран, лилия, пальма.
 
Агния родилась в Риме в христианской семье, принадлежавшей к известному патрицианскому роду. Еще в очень ранней юности она решила посвятить свою девственность Господу. Когда ей исполнилось всего двенадцать, разразились гонения, и многие из верных из страха перед пытками и смертью отреклись от своей веры. Но Агния осталась верна Богу, пожертвовав Ему свою едва начинавшуюся жизнь. Гонителям ее выдал влюбленный в нее сын римского префекта, которому она отказала, не желая нарушить принесенного ею обета. Обнаженной ее вывели на арену Circo Agonale, занимавшую один из участков сегодняшней piazza Navona (сегодня там расположена крипта св. Агнии). В дохристианском Риме эта арена была специально отведена для женщин, занимавшихся проституцией. Мужчина, попытавшийся приблизиться к ней, пал замертво прежде, чем смог прикоснуться к ней, и тут же чудесным образом ожил благодаря заступничеству святой. Брошенная в огонь, она погасила его своими молитвами. Тогда палачи перерезали ей горло мечом – именно так в ту эпоху умерщвляли овец. Поэтому в иконографии св. Агнию часто изображают с овечкой или бараном – символами чистоты и жертвы.
Св. Амвросий и св. Дамас воспели совершенный ею подвиг и ставили Агнию в пример своим современникам, а ее имя было внесено в канон св. Мессы. В «Римском мартирологе» приведены слова св. Иеренея, который пишет о ней: «В писаниях и на языках всех народов, а особенно по Церквам восхваляется жизнь св. Агнии, победившей век и тирана и мученичеством освятившей славу чистоты». Дочь Константина Великого принцесса Константина воздвигла в честь св. Агнии храм на via Nomentana, в котором ежегодно 21 января благословляются две специально выращенные монахинями овечки и преподносятся затем в дар Папе. Именно из шерсти этих овечек сотканы белые столы патриархов и митрополитов Католической Церкви.
Св. Агния почитается как покровительница молодежи, тринитариев, садовников и огородников и как хранительница целомудрия. Дата мученичества точно не установлена. По мнению части исследователей, Агнесса погибла между 249 и 251 гг., т.е. во время преследований императора Деция, которыми в Риме руководил префект Синфроний, другие считают, что это случилось в 304 г. во время преследований, организованных императором Диоклетианом».
 
Маврицио Мизинато
Наша почта                
Скиталась долго я по свету
 
Скиталась долго я по свету,
Терзаясь в поисках себя и ответа
На вопросы:
– Кто я есть на свете этом?
– Для чего я рождена?
– Где начало?
– Где конец?
– Быть может, вечность есть еще?
Блуждала долго я в этих муках,
Основу искала всей Вселенной,
Глубины душ,
Людских и разных,
И не находила ответа.
Познав науку и успех,
По тропам узким пройдя порой,
Не могла найти покой –
Душа желала большего:
Я искала истину.
Искала долго я Иисуса
Средь жизненных тревог, скитаний,
И, наконец, осознала сердцем я –
«Иисус» – Ему лишь истина дана,
«Иисус» – с трепетом я произношу
Твое Святое Имя,
Священны Твои слова,
Премудрости полны сполна,
В них Истина проста,
Объята ею вся Земля.
Страшит меня Твой мир иной,
Неизведанный, другой.
Зовет и манит он теперь
Своей таинственностью и явью.
 
Хаят Яхина
Познаем основы веры
Иисус Христос – полнота Откровения
 
Любой человек радуется доброй вести. Величайшей и прекраснейшей из них для всех людей была весть об Иисусе Христе. Она говорит, что Бог в Иисусе Христе, Своем Сыне единородном, исполняет Свои обетования, данные Аврааму и Его потомству. Иисус послан Своим небесным Отцом освободить порабощенных грехом, чтобы они получили усыновление (ср. Гал 4, 4–5).
Первые ученики Иисуса были настолько поражены этой вестью о Сыне Божьем, что возвестили ее всем народам, желая всех привести к Нему. Эта жажда говорить о Христе как о Сыне Божьем жива по сей день в любовном познании Христа, ведущем к общению с Ним.
Итак, Иисус Христос – единородный Сын Божий и наш Господь. Эти титулы говорят о том, Кто Он есть. Имя «ИИСУС» означает «Бог спасает», хранит. Так назвал Его при благовещении архангел Гавриил, предвозвестив тем самым Его миссию: «…ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1, 21). «…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4, 12).
ХРИСТОС – «Мессия», что в переводе с еврейского означает «помазанник», т.е. тот, кого Бог освятил и помазал Святым Духом на миссию искупления (ср. Деян 10, 38). Он – Тот, Кто должен придти, предмет надежды для людей (ср. Деян 28, 20). От имени «Христос» происходит наименование христиан.
Титул «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫН БОЖИЙ» говорит о единственном в своем роде и вечном отношении Иисуса к Богу – Его Отцу. Иисус – единородный Сын Бога Отца и, в то же время, Бог в одном лице. Об этом свидетельствует Сам Отец Своим гласом в момент крещения: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3, 17). Воплощенное Слово – вторая божественная ипостась. Человек, становящийся христианином, верит, что Иисус – Сын Божий.
Наименование «ГОСПОДЬ» говорит о верховной власти: греческое «kyrios», т.е. «сила Божья», владычествующая над природой, злыми духами, грехом, смертью. Но, прежде всего, Иисус явил эту силу в Своем воскресении. Исповедуя Иисуса как Господа, мы выражаем тем самым веру в Его божественность: «…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3).
Иисус принимает человеческое тело, чтобы явить нам любовь Божью и Своей плотью примирить нас, грешников, с Богом. Так в Нем сочетаются, но не смешиваются две природы. Первая – божественная природа; Иисус – это Бог, рожденный Отцом, а не сотворенный, как все прочее; у Него одна с Отцом сущность. Так что Иисус родился от Бога Отца для Божества. Принимая вторую, человеческую, природу, Он не перестает быть Богом и становится при этом настоящим человеком, подобным нам во всем, кроме греха (ср. Евр 4, 15). Человеческую природу Иисус получает от Приснодевы Марии – Богородицы. Его божественность проявляется в Его чудесах, страданиях, смерти посредством принятой человеческой природы. И это сочетание двух природ в Иисусе Христе – тайна, являющаяся знамением христианской веры. Когда Христос принял человеческую плоть, невидимый Бог стал видимым. Поэтому мы можем изображать Его на иконах и в статуях. Он познает нас и любит Своим человеческим сердцем. У Него разумная душа, наделенная подлинным человеческим познанием, которое, «как таковое, не может быть безграничным: оно действует в исторических условиях своего существования во времени и пространстве» (ККЦ, 472). Человеческая природа Иисуса, соединенная со Словом, была одарена непосредственным познанием и созерцанием Бога. Так у Христа есть две природы, которые не противостоят друг другу, а сотрудничают в послушании Отцу. «Христос, будучи истинным Богом и истинным человеком, обладает человеческим умом и волей, в совершенстве согласованными с Его божественным умом и волей и им подчиненными, а божественные ум и волю Он разделяет с Отцом и Духом Святым» (ККЦ, 482). Бог избрал такой путь спасения человека – посредством Своего Сына, ставшего для нас образцом святости и, одновременно, соделавшего нас причастниками природы Божьей, освятив нашу человеческую природу Своим воплощением.
 
О. Владимир Немец 
Кто мой ближний
Нужно ли потакать детям?
 
Нужно ли потакать детям и покупать им все, чего они требуют иногда с громким ревом?
 
Во время покупок дети часто терроризируют своих матерей, когда им чего-то захочется. Они интуитивно выбирают такую форму давления, которая кажется им на данный момент наиболее действенной. В магазинах они рассчитывают извлечь выгоду из присутствия окружающих. Некоторые матери в таких случаях действительно идут на поводу у детей, так как им стыдно перед людьми. Дети используют эту форму давления, поскольку убедились в ее эффективности при других обстоятельствах, например, дома во время приема гостей. Иногда они лишь в таких ситуациях пробуют мериться силами с матерью. Каждый ребенок рано или поздно понимает, где проходят границы дозволенного, и эти границы – реакция родителей.
Довольно рискованно было бы руководствоваться принципом, согласно которому родитель никогда не должен поддаваться детям или, наоборот, всегда им потакать. Лучше всего поступать в зависимости от ситуации. Важно не то, о чем ребенок просит и как сильно настаивает, но почему он так настаивает. Может быть, его совсем не интересует данная вещь, а он просто хочет устроить сцену и тем самым привлечь к себе внимание. В данном случае никакие уговоры на него уже не подействуют. Чем больше будет шуму, тем полнее он добьется своего. Поддаться в такой ситуации означало бы для матери потерпеть поражение. Но и при таких обстоятельствах мы должны спросить себя: разве мать всегда должна выигрывать?
Интуитивное ощущение того, что мать всегда должна брать вверх, может подтолкнуть ребенка к своего рода «борьбе» с матерью. Мать, которая верит в себя и умеет контактировать с ребенком, не боится столкновения своих интересов с его интересами. Она всегда сможет договориться и найти компромисс. Тем более что часто случается, что ребенок упорно настаивает на своем, потому что действительно хочет ту вещь, которая ему понравилась. В такой ситуации матери, если это возможно, было бы лучше порой уступить. Даже если это всего лишь каприз. В этом нет ничего плохого: ведь дети тоже имеют право на свои капризы.
Но если подобное будет повторяться слишком часто, то не только матери, но обоим родителям стоило бы задуматься над тем, почему их дети используют этот способ давления, и сделать из этого соответствующие выводы. Может быть им следует почаще разговаривать с детьми и учить их более разумному отношению к своим желаниям.
В воспитании необходимо уметь сочетать чуткость, понимание, мягкость с решительностью, твердостью и эмоциональной устойчивостью. Они кажутся противоположностями лишь на первый взгляд. Искусство воспитания заключается как раз-таки в том, чтобы знать, когда нужно быть чутким и податливым, а когда нам следует проявить решимость и несговорчивость. Мать не может благодушно наблюдать за тем, как ребенок играет с ножом либо огнем или обижает слабого. Но и решительные меры должны сопровождаться пониманием и чуткостью.
Однако, случается, что когда ребенок слишком уж часто терроризирует свою мать, он таким образом лишь подражает поведению родителей. Когда последние не уважают его свободу и применяют к нему давление и насилие, ребенок, даже не сознавая этого, защищается теми же способами. Подобные формы общения он вынес из опыта отношений с родителями. Суть вопроса заключается в том, чего и должно добиваться воспитание – в свободе детей. И это касается даже самого младшего возраста. На любом этапе своего развития ребенок имеет право на минимальную свободу. Родители должны интуитивно почувствовать границы детской свободы и предоставить ее своим детям в этих границах.
Когда происходят разногласия между маленьким ребенком и матерью, следует задуматься над тем, как складываются отношения между родителями. Не слишком ли мать эмоционально привязана к ребенку? Не сошелся ли для нее клином весь белый свет на ребенке? Об это мы уже говорили в предыдущем разделе.
 
Из: Ю. Аугустин (SJ),
“Kdo je můj bliћnн”,
“Kostelnн Vydři”, 1997 г.
Хочу спросить
Магические символы?
 
Отвечает:
о. Хосе Луис Мумбиела
 
Употребление освященной во­ды, по-моему, попахивает колдовством. Говорят, что сатана бежит от нее. Но что в ней такого, что могло бы его испугать? Ведь она не перестает быть простой водой.
 
Некоторые древние мудрецы полагали, что вода – это первичный элемент всего сущего, начало жизни и движения. Если обратиться к библейскому рассказу о сотворении мира (Быт 1, 1–6), то и там мы видим, что она существовала с самого что ни на есть начала. Все мы понимаем, что вода в следствие присущих ей особых свойств чрезвычайно необходима для жизни и гигиены благодаря тому высокому потенциалу, которым она обладает как в жидком, так и твердом и газообразном состоянии.
Возможно, именно в виду этой важной и созидающей роли Бог и избрал воду как средство для исполнения задачи, которая превышает заложенные в ней способности: в водах крещения мы умираем для греха и рождаемся для жизни вечной, становимся чадами Божьими, наследниками обетования спасения и причастниками Любви и защиты Господа. Вода, как при переходе через Чермное море, служит своему Творцу для спасения Его избранных (Исх 14).
Не стану отрицать, что мне самому не раз случалось от души посмеяться над «нерелигиозными» ритуалами с использованием святой воды. Я смеялся…, но все же не мог не беспокоиться из-за того, что есть люди, верящие в подобные церемонии, поскольку такие суеверия таят в себе серьезную опасность.
Приступая к этой простой, на самом деле, теме, следует напомнить, что есть лишь один Спаситель – Иисус Христос, и если мы хотим наделить земные материальные реальности свойствами, превышающими их природные качества, этого можно добиться лишь через Него, так как именно Он действует посредством этих реальностей и, в принципе, если пожелает, вполне может исцелить, очистить и спасти и без воды.
Если, как говорит св. Тереза Авильская, «бес ни от чего так не бежит, как от святой воды», то не из-за ее природных свойств или связи с неким «аквакосмосом», не из-за слов какого-то мужчины или женщины, а из-за присутствия силы Того, Кто есть Жизнь, Начало и Конец. Поэтому ее христианское использование (при входе и выходе из церкви и из дома или перед сном, для благословения людей или предметов и даже для питья) – это не колдовство, а акт веры в хранящее присутствие Бога, как у той женщины, которая надеялась исцелиться от одного лишь прикосновения к одежде Иисуса (Мф 9, 20–22). Та одежда была сшита из той же ткани, что и одежда окружающих, но ее носил не шаман или гуру, а Сын Бога живого. И женщина исцелилась не благодаря суеверию, а потому, что, напрасно потратив много времени и денег…, прибегла с верой к бескорыстному, близкому и быстрому спасению, даруемому Богом лишь в Иисусе Христе.
 
Почему в Католической Церкви рисуют ореол вокруг головы святых? Протестанты этого не делают.
 
Изображать свет вокруг головы какого-нибудь святого издревле было принято не только у католиков или православных, но и во многих дохристианских религиях. В последних таким ореолом отмечались божества или близкие к ним люди, находящиеся на высокой ступени «обожения». Подобным символизмом первоначально обладали и водружавшиеся на головы царей и императоров венцы, которые должны указывать на божественное происхождение их власти.
Какие-то параллели здесь прослеживаются и с представлениями об ауре, окружающей тело человека в зависимости от состояния его души. Однако, некоторые святые советовали не придавать этому особого значения, так как, в действительности, подлинная святость необязательно определяется по той или иной ауре.
Именно из-за языческого понимания нимба или ореола христианство медлило с введением его в свою иконографию. Лишь в IV в. сияние стало появляться вокруг головы сначала только Иисуса, а потом Приснодевы и прочих святых. Но в христианском искусстве этот элемент отражал лишь представление, преподанное апостольской традицией и Библией: праведники обрели венец вечной славы и вовеки будут царствовать со Христом, венец неувядающий (ср. 1 Кор 9, 25; 1 Петр 5, 4), венец правды и святости (ср. 2 Тим 4, 8), венец жизни (ср. Иак 1, 12; Откр 2, 10)
Все мы призваны отражать этот свет уже на земле как результат присутствия и действия в нас «Света от Света» (ср. Исх 34, 29–35; Вар 5, 1–2; Мф 17, 2). И наш свет – это не столько «аура», сколько совершение добрых дел (ср. Мф 5, 14–16). Наш «венец» – это счастье и верность Господу окружающих (ср. Флп 4, 1).
В том же состоит и «венец» Церкви (Откр 12, 1). Она, наша мать, также облекается в «ослепительные» одежды, т.е. деяния святых (Откр 19, 7–8), отправляясь навстречу своему Жениху Христу, к Которому обращается с прекрасными словами псалма: «Ты одеваешься светом, как ризою» (Пс 103, 2).
Польша– Казахстан: история отношений
 
13 ноября в Астане в Евразийском национальном университете прошла конференция на тему «Польша–Казахстан. История двусторонних отношений и сотрудничества от Бенедикта Поляка до современности».
 
Помимо ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и Посольства Республики Польша в Республике Казахстан в качестве инициаторов проведения данной конференции выступили монахи-францисканцы, которые вот уже около 2 лет работают в Астане. Они представляли на данной встрече Католический центр культуры и диалога им. Иоанна Павла II, с целью образования которого они и прибыли в Казахстан.
Конференция прошла на высоком уровне, как отметили сами участники. Это первая такого рода встреча и организаторы, конечно, вынесли для себя определенные выводы, которые стоит учесть при организации подобных мероприятий в будущем. Но, даже по статусу участников, а среди них было два посла, преподаватели ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и КНУ им. аль-Фараби, а также деятели других отраслей, можно говорить о высоком уровне. Открывали конференцию выступления проректора по международному сотрудничеству ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и чрезвычайного и полномочного посла Республики Польша. Так же с приветственными словами к участникам обратились архиепископ Томаш Пета и директор Католического центра культуры и диалога им. Иоанна Павла II о. Павел Блок. В ходе первой сессии от Католической Церкви выступили апостольский нунций в Казахстане архиепископ Мигуель Маури Буендия с докладом, озаглавленным: «Дипломатические отношения между Апостольским Престолом и Республикой Казахстан». Вторым докладчиком стал о. Алексей Скаковский с выступлением на тему «Папские посольства в край монголов в XIII в. Успехи и неудачи на политическом и миссионерском уровне», которое вызвало живую дискуссию. Нужно сказать, что сама идея проведения данного мероприятия возникла после выхода в свет подготовленной посольством Республики Казахстан в Польше книги «Бенедикт Поляк. Из Европы в Азию через Казахстан». И как сказал о. Алексей Скаковский: «Сам Бог велел нам быть здесь».
В ходе конференции обсуждались абсолютно разные вопросы, касающиеся двустороннего сотрудничества Польши и Казахстана. Говорилось о сотрудничестве в сфере образования и науки, об истории поляков в Казахстане, об экономическом и торгово-экономическом сотрудничестве, о вопросах, касающихся польского языка и литературы. Вопросы, обсуждавшиеся в ходе конференции, вызвали разного рода дискуссии не только в специально отведенное время, но и в ходе выступлений участников. Велись оживленные беседы между участниками и во время перерывов.
Благодаря данной конференции завязались новые знакомства и появились новые горизонты сотрудничества. Очень важно то, что собрал всех этих людей в одном месте не кто-нибудь, а Бенедикт Поляк – францисканец, который был среди первых христиан, прибывших на территорию Казахстана. Этот исторический факт подтверждает, что история Католической церкви в Казахстане имеет глубокие и крепкие корни.
 
Инна
Посольство к великому хану
 
Главные герои астанинской конференции – францисканцы Джованни Карпини и Бенедикт Поляк – запечатлены на одном из витражей атырауского собора. А потому местный ординарий епископ Януш Калета согласился вкратце рассказать нам об их путешествии в казахстанские степи.
 
В 1245 г., после татаро-мон­гольских нашествий на Европу и поражения в битве под Легницей (1241 г.), Папа Иннокентий IV решил направить мирное посольство к хану Гуюку, преемнику Чингисхана, с целью заключения союза с Золотой Ордой. Во главе посольства встал итальянский францисканец Джованни Плано Карпини, а сопровождал его польский собрат о. Бенедикт. Известно, что они начали свой путь 16 апреля 1245 г. во французском Лионе. Монахи, не располагая какими-либо картами, более двух лет провели в седле, преодолев 20 тыс. км. Это было беспрецедентное по своему значению событие, поскольку впервые европейцы побывали в империи монголов – почти за тридцать лет до путешествия в Азию знаменитого Марка Поло.
Папа повелел своим послам описать верования, обычаи и политическую систему монгольского государства. Он также поручил им разузнать о возможных планах очередных завоеваний, а также о ресурсах и военной мощи степных властителей.
Возможно, папские посланники говорили с великим ханом по-русски, поскольку при его дворе в те времена было много пленников из Восточной Европы. По другой гипотезе, о. Бенедикт мог знать монгольский, поскольку сам в свое время побывал в плену у монголо-татар или же выучил их язык, общаясь с пленниками, захваченными после осады Ратибора.
Под конец 1245 г. францисканцы прибыли в Ленчицу, где при дворе Конрада Мазовецкого встретились с русскими проводниками, рассказавшими о том, что они знали о монголах из личного опыта общения с ними. С драгоценными дарами, которые должны были помочь завоевать расположение великого хана, папские посланники отправились на Русь по старому торговому пути Завихост – Краков - Городло – Владимир-Волынский – Луцк – Киев. 3 февраля 1246 г. они прибыли в Киев, где обменяли европейских лошадей на более выносливых монгольских.
Ранней весной путешественники впервые встретились с татарскими отрядами. Почетный эскорт сопроводил их до расположенного в низовьях Волги Сарая (нынешняя Астрахань), где правил наместник великого хана хан Батый. Там в начале апреля 1246 г. монахи увидели ту самую могучую армию, силу которой уже испытали Болгария, Венгрия, Русь и Польша. Батухан был внуком Чингисхана – создателя монгольской империи. Вскоре он объединит вокруг себя Золотую Орду, в которую войдут территории Западной Сибири, Восточной Европы и Центральной Азии.
По прошествии нескольких дней Батый, задобренный выкупом, позволил монахам продолжить путь вглубь Азии, не пропустив, однако, их спутников. Посланники Папы шли вдоль побережий Каспия и Арала, возможно, останавливались в Сарайчике неподалеку от Атырау. Возвращались они тем же путем.
С середины мая и до середины июня 1246 г. итальянец и поляк путешествовали по долине Сырдарьи, которая была самым дальним краем известного тогдашней Европе мира. Наконец, преодолев бескрайние степи, францисканцы попали в горы монгольского Алтая. О. Бенедикт был первым поляком, ступившим на азиатскую землю. 22 июля 1246 года монахи вышли к берегам Орхона, где находилась летняя ставка монгольских ханов Сары-Орда. Это и был легендарный Каракорум, возникший в XIII в. вместе с монгольским государством как главная ставка Чингисхана. Послы прибыли как раз к интронизации нового великого хана Гуюка. Это позволило европейцам сделать свое пребывание в монгольской столице более продолжительным и познакомиться в посольствами, прибывшими на церемонию из Багдадского халифата, Грузии, Кореи, Китая и других стран.
При дворе Гуюк-хана францисканцы пробыли четыре месяца. 11 ноября 1246 г. великий хан вручил им письменный ответ на письмо Папы, написанный на четырех языках: монгольском, персидском, турецком и латинском. Владыка потребовал от Святого Отца лично явиться во главе всех правителей Европы и поклониться ему, отвергнув при этом предложение принять христианство.
Два дня спустя послы отправились в обратный путь. Под конец мая 1247 г. они вернулись к берегам Волги, где их ожидали собратья. 18 ноября монахи были уже в Лионе, где тогда находилась папская резиденция. Их встречали как людей, чудом вернувшихся с того света.
В течение всего своего путешествия францисканцы, несмотря на изматывающий темп, старательно вели хронику и описывали те края, в которых они побывали, и встреченных ими людей. О. Джованни вернулся в Италию, где написал труд, озаглавленный «История монголов» и содержащий огромное количество информации о странах и народах Востока, их тактике ведения войны, организации армии и управлении завоеванными государствами. Согласно его заметкам, одно из монгольских племен исповедовало несторианство, причем богослужения совершались на арамейском языке. Один из несториан будто бы был канцлером великого хана.
О. Бенедикт вернулся в Польшу, где стал настоятелем краковского монастыря. Он написал собственный труд под заголовком: «De itinere fratrum minorum ad Tartaros». Это ценное научное изыскание было первым европейским трактатом о культуре и языках народов Востока и содержало множество монгольских слов с латинским переводом.
По мнению филологов, вроцлавский францисканец вполне заслуживает титула первого польского ориенталиста. В 1252 г. о. Бенедикт выступал как свидетель чуда на процессе беатификации епископа Станислава Шчепановского. Монах умер ок. 1280 г., однако место его смерти и захоронения неизвестно.
До этого путешествия до Европы доходили лишь скудные сведения о Центральной Азии. Правда, когда-то по центрально-азиатским степям проходил кратчайший путь в Азию, носивший название Шелкового пути, но в VIII в. вследствие бесконечных войн он практически перестал существовать.
Отчет о. Бенедикта о путешествии в Азию сохранился в двух рукописях: парижской и венской. Впервые он был опубликован только в 1839 г. в Париже. Польский францисканец – путешественник, ученый, филолог и культуролог – на протяжении многих веков оставался в тени своего собрата папского легата о. Джованни. Без сомнения, оба монаха заслуживают того, чтобы их заслуги были известны не только узкому кругу специалистов.
 
Епископ Януш Калета