«Часто было не просто красть у приходского священника» – пишет Марсело Ван: «Поэтому обычно я обращался к Пресвятой Деве. После того, как я представал перед Ней и рассказывал все несчастья своей жизни, я подходил к ящику для милостыни и пытался достать оттуда несколько монет. Если бы кто-то меня увидел, он обвинил бы меня в краже, но перед Девой Марией я был невиновен, поскольку с Ее разрешения я и осмеливался взять эти деньги. Мне всегда было просто доставать деньги из ящика перед Пречистой Девой, всё всегда происходило так, как я того хотел».
Дева Мария оправдывает кражу? На первый взгляд это может показаться возмутительным и даже кощунственным. Но нужно узнать эту историю целиком – объясняет Кармело Лопес-Ариас фонду «Cari Filii».
Страдания за Причастие – страдания за Деву Марию
Автор автобиографического текста Марсело Ван (1928-1959), вьетнамский монах-редемпторист, находящийся в процессе беатификации. Когда происходили события, о которых он рассказывает, ему было восемь лет: если мы представим эту сцену, то она будет очень похожа на проказы, изображенные в фильме «Марселино, Хлеб и Вино», который снял Ладислао Вайда в 1955 году.
Что самое главное, когда этот ребенок говорил о несчастьях своей жизни, он не преувеличивал и не оправдывал себя. Он действительно был бедным, и находился один на враждебной территории, которая не должна была быть таковой; на территории, где ему не давали есть, и едва не оставили без одежды и обуви.
Он уже чувствовал священническое призвание и поэтому переехал из своего родного местечка Нам Гиао в соседний Хуу Банг, чтобы начать подготовку в доме священника, у которого была своего рода предсеминария. Этот священник был небрежным человеком, и поручал ежедневное управление предсеминарией одиозному катехисту, который, ревнуя к святости Марсело, делал его жизнь невозможной, устраивая ему постоянные избиения бамбуковой палкой. Чтобы помешать ему причащаться, он ставил Марсело такое условие: получить три удара палкой вечером накануне. Ребенок принимал наказание ради встречи с Господом в Пресвятой Евхаристии.
Марсело находил прибежище в молитве Розария, поэтому у него отобрали Розарий. Тогда он стал отсчитывать «Радуйся, Мария!» при помощи зерен нута – у него забрали и их; тогда он сделал Розарий из веревки с узлами, которую прятал под поясом, но его истязатели нашли и ее. Он даже готов был потерять руки, лишь бы не отказываться от практики любви к Марии. Так он объясняет это в своей автобиографии: «Даже если мне пришлось бы пожертвовать своими десятью пальцами, мое сердце никогда не перестало бы выражать любовь к Пречистой Деве посредством молитвы Розария. На самом деле именно благодаря этой практике Мария, моя Матерь, всегда приходила мне на помощь, заставляя дьявола бояться меня так, что ему никогда не удавалось меня победить».
Особые отношения с Марией
История Марсело Вана – это история особых отношений с Божьей Матерью. Он никогда не видел Ее, но слышал Ее голос; Ее, Иисуса Христа и св. Терезы Младенца Иисуса – трех проводников его жизни. Жизни, которая преобразует многие другие, и которая сводится к совершенному послушанию воле Божьей; жизни, известной своей мистической близостью с Богом, Пресвятой Девой и св. Терезой, благодаря чему никто не сомневается, что его духовным наставником был отец Антонио Буше: «Его образцовая жизнь, чистота его души, его совершенное послушание своему духовному наставнику, и его щедрость на жертвы, дают мне возможность вынести положительное заключение относительно достоверности и подлинности этих сообщений». То же самое вероятно думал и кардинал Франсуа-Ксавье Нгуен Ван Тхуан (1928-2002), поскольку он был первым постулатором по делу Марсело Вана.
Огромное доказательство верности Божьему замыслу Марсело Ван дал отказавшись стать священником. Это была его мечта с детства, когда еще будучи ребенком он играл со своими братьями в Мессу и устраивал процессии. Ради того, чтобы стать священником, он переносил все тяготы своего детства и многие другие, пришедшие позднее, которые собраны в книге отца Буше «Маленькая история Вана», недавно вышедшей на испанском языке.
Ведомый Пресвятой Девой, к Которой он обращался прося о помощи в моменты духовного опустошения, он однажды познакомился с «Историей одной души святой Терезы Младенца Иисуса», и увидел в ней родственную душу, которая вскоре начала руководить его жизнью, в том числе и посредством внутренних разговоров. Именно эта кармелитка из Лизьё сообщила ему, что Бог не хочет, чтобы он стал священником, но хочет, чтобы он стал монахом. И Ван, с полным послушанием стал бороться за то, чтобы преодолеть крушение собственных планов на жизнь, чтобы воплотить в жизнь Божьи планы. Благодаря Пречистой Деве он узнал, что Бог хочет видеть его среди редемптористов, конгрегации, основанной св. Альфонсом Мария Лигуори, одним из величайших Апостолов-распространителей почитания Девы Марии, несмотря на то, что Ван начинал свое образование у доминиканцев.
Он вступил в Конгрегацию Святейшего Искупителя и оставался в ней до 1954 года, пока не был арестован зарождающимся коммунистическим режимом Северного Вьетнама. Он умер в концентрационном лагере пять лет спустя. Это произошло вследствие болезней, приобретенных в заключении, но именно тогда и стала зарождаться слава о его святости, поскольку, находясь в тюрьме, он стал советником и утешителем своих товарищей по несчастью, всегда делая это с улыбкой на устах.
Апостол Марии XXI века
По мере того, как его фигура становится известной, Марсело Вана всё чаще называют одним из величайших духовных примеров почитания Пречистой Девы для XXI века. О нём было опубликовано много книг, одна из которых, посвящена той важности, которую имела для него Божья Матерь.
«О Мария, Ты моя настоящая Мать» – этот короткий текст Эрика де Кермадека, священника Лионской епархии (Франция) и бывшего профессора мариологии в семинарии Арса, позволяет обнаружить след руководства почитанием Марии в жизни Марсело Вана: в его автобиографии (написанной по указанию его исповедника отца Буше), в его письмах, и в его беседах с Иисусом, Марией и св. Терезой.
Видение Богородицы как Матери основополагающе в духовной жизни Вана, что так близко духовному детству св. Терезы из Лизьё. В одном из своих размышлений, он сам объясняет почему: «На Небесах я всегда буду называть Тебя Матерью, как обычно зовет Тебя моя сестра Терезита… Да, именно это имя, «Матерь» – единственное, которым я бы хотел называть Тебя. Мне не нравится называть Тебя Царицей или давать Тебе другое имя. О Мария! Ты – Матерь, только Матерь и никто больше. Для меня Ты – Мать, единственная, Кто действительно является моей Матерью».
Он говорил это не потому, что его биологическая мать была плохой. Напротив, они любили друг друга, и она всегда поддерживала его в призвании: сначала священническом, а потом монашеском. Но эти внутренние разговоры с Пресвятой Девой преображали его: «О Матерь! Ты мой защитный оплот, лекарство для моих ран, и медсестра, чьи руки всегда готовы исцелять муки моего сердца и отирать его слезы. О Мария! Я не могу перестать пристально взирать на Тебя, вверяя себя под Твою защиту».
По материалам: Religión en Libertad