1. Побуждать к обращению сердца, особенно в этот период.
Начинается Великий пост, период покаяния и внутреннего обновления, предрасполагающий к празднованию Пасхи Христовой (ср. II Ватиканский Собор, Конституция О Божественной Литургии). Церковные богослужения непрестанно побуждают нас к внутреннему очищению, к началу новой жизни.
Господь хочет, чтобы мы отвратились от земных дел и обратились к Нему. Он хочет, чтобы мы отказались от греха, который провоцирует наше преждевременное старение и убивает нас. Он хочет, чтобы мы приникли к источнику жизни и радости. «Сам Иисус Христос – это величайшая благодать на протяжении всего Великого поста. Он Сам открывается нам в дивной простоте Евангелия» (Иоанн Павел II, Гомилия в Пепельную Среду, 28 II 1979).
Открыть сердце Господу, обратиться – это значит быть готовым жить так, как Он этого ожидает от тебя, быть искренним по отношению к себе самому, не пытаться служить двум господам (ср. Мф 6, 24), любить Бога от всей души и изгнать из своего сердца всякий добровольно совершаемый грех. Каждый из нас должен поступать именно так, при этом принимая во внимание свои особые обстоятельства в связи с работой, состоянием здоровья, семейным положением и т.д.
Иисус хочет для нас сердца сокрушенного, готового признать свои падения и грехи, и покаяться в них. Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших, и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши… (Иез 36, 31-32). Господь ждет от нас искреннего раскаяния в грехах, что прежде всего должно выразиться в таинстве исповеди, а также в маленьких ежедневных жертвах и делах покаяния, совершаемых в духе любви: «Обращение означает искание с нашей стороны прощения и силы Божией, даруемой в Таинстве Примирения, и, таким образом, готовность постоянно начинать сначала, ежедневно продвигаться вперед» (Иоанн Павел II, Послание Novo incipiente, 8 IV 1979).
2. Дела покаяния: частая исповедь, воздержание, милостыня…
Истинное обращение выражается в поступках. Стремление исправиться должно проявиться в нашем отношении к работе или к учебе, в поведении в семейном кругу, в маленьких жертвах, приносимых Господу. Всё это будет весьма приятно нашим близким и сделает наш труд более результативным. Кроме того, следует более тщательно готовиться к исповеди и часто приступать к ней.
Господь требует от нас особого самоограничения, которое мы с радостью приносим Ему: дух поста и воздержания, которые, «умерщвляя тело и его чувственность, укрепляют дух; душу возносят к Богу; одолевают похоть, дают новые силы для сопротивления страстям, побуждают сердце искать исключительно того, что угодно Богу» (св. Франциск Сальский, Проповедь о Посте).
В Катехизисе Католической Церкви мы читаем: «Периоды и дни покаяния на протяжении литургического года (время Великого поста, каждая пятница в память смерти Господа) являются в Церкви особым временем практики покаяния. Эти периоды больше всего подходят для духовных упражнений, покаянных богослужений, паломничеств покаянного характера, а также для добровольных самоограничений, таких, как пост и милостыня, и для того, чтобы по-братски делиться с другими (благотворительные и миссионерские дела)» (ККЦ, 1438).
Во время Великого поста Церковь требует от нас такого покаяния (воздержание от мяса, начиная с 14-ти лет, полномасштабный пост с 18-ти до 59-ти лет), которое приблизит нас к Господу и принесет особое удовлетворение нашей душе; она также требует от нас давать милостыню, причем делать это от всего сердца. Таким образом, мы сможем оказать существенную помощь нуждающимся или, по мере наших возможностей, поддержать какую-либо апостольскую или пастырскую инициативу. «Дела милосердия столь многообразны, что позволяют всем без исключения христианам принять участие в служении любви. Таким образом, не только люди зажиточные, но и те, кто имеет средний достаток, а также и вовсе бедные имеют возможность помогать нуждающимся. При этом совокупные усилия в том, что касается совершения добра, имеют одинаковую ценность, хотя не все могут быть одинаково щедрыми» (св. Лев Великий, Проповедь 6 на Великий Пост. Литургия часов. II Чтение в Четверг после Пепельной Среды).
Отказ от привязанности к материальным благам, самоограничение и воздержание очищают нас от грехов и помогают нам встретить Господа в нашей повседневной жизни. В то же время, «если кто-то, ища Господа, хочет и далее следовать своим страстям, может искать Его день и ночь неустанно, но не найдет никогда» (св. Иоанн Креста, Духовная песнь, 1,3). Основным полем аскетического подвига должны стать наши повседневные обязанности: приверженность порядку, пунктуальность в том, что касается рабочего дня, тщательность в работе и т. д.; общаясь с другими людьми, следует найти возможность преодолеть свой эгоизм, создать вокруг себя атмосферу доброжелательности… «Самым лучшим аскетическим упражнением является то, которое, на протяжении всего дня и в обычных жизненных ситуациях, побеждает похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Это самоограничение, которое не ограничивает других, но способствует тому, чтобы мы становились всё более деликатными, снисходительными, открытыми по отношению к ближним. Твое самопожертвование не подлинно, если ты будешь раздражителен, если ты не сможешь справиться со своим эгоизмом, если ты будешь стремиться подчинить себе других людей, если ты не откажешься от избытка материальных благ, а иногда даже от необходимого, если ты будешь печален всякий раз, когда события начнут развиваться вопреки твоему плану. Ты можешь утверждать, что подлинно приносишь жертву, если на деле следуешь принципу: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор 9, 22)» (Эскрива, Это приходит Христос, 9).
3. Великий пост – это время особой близости к Господу.
Ныне мы переживаем время, когда наше стремление начать всё сначала во Христе будет поддерживаемо особым даром Божественной благодати, свойственным начавшемуся ныне литургическому периоду. Поэтому Великий пост – это время радости и надежды, несмотря на то, что оно остается временем покаяния и воздержания.
«Несмотря на то, что пепел, которым посыпают наши головы, напоминает нам о трагизме смерти, – писал в свое время примас Польши кардинал Стефан Вышиньский, – Церковь пробуждает в нас веру в воскресение и возвещает нам новую жизнь. Я так велик и так мал одновременно. Но поскольку мой Наставник воскрес, мы также должны воскреснуть. Христос очень хочет, чтобы щепотка моего праха воскресла, чтобы мы заново обрели жизнь».
«Когда кто-то из нас убедится, что ему плохо, он тут же должен подумать: Это от того, что я недостаточно близок ко Христу. Если кто-то из нас обнаружит в себе склонность к пессимизму, должен поступить аналогично; обвинять всех вокруг – это ошибка, напрасная трата времени» – пишет один современный духовный автор. Иногда своего рода апатия, подавленное настроение могут быть спровоцированы усталостью, болезнью, но чаще всего они – следствие нежелания принять то, чего хочет от нас Бог, следствие неумения сладить со своими страстями, неумения заботиться о ближних, словом, следствие состояния духовной черствости.
Если мы будем стремиться быть ближе ко Христу, мы всегда будем иметь лекарство против ожесточения сердца и силы, чтобы преодолеть даже неизлечимые, на первый взгляд, недуги. «Если кто-то говорит, – продолжает тот же автор, – что он неисправимо ленив, что он не имеет выдержки, что он не способен доводить до конца начатое дело, он тут же должен подумать: «Я недостаточно близок ко Христу».
Поэтому всякий раз, когда мы обнаруживаем в нашей жизни недостаток чего-либо, какой-либо духовный недуг, нам тут же следует сделать испытание совести: «Если у меня отсутствует выдержка, то я далек от Христа; если у меня нет радости, то я далек от Христа. Мне следует отказаться от мысли, что всему виной моя работа, моя семья, мои родители или мои дети… Истинная причина всего – это то, что я далек от Христа. А Христос говорит мне: „Обратись! Ищи Меня от всего сердца!”».
Пришло время, чтобы каждый из нас почувствовал, как Христос торопит его. Те из нас, кто склонны постоянно откладывать это решение, должны знать, что время пришло. Начинается Великий пост. Будем рассматривать его как время преображения и надежды.