Благословлять может только тот, у кого есть сила. Благословлять может только тот, кто умеет творить. Благословлять может только Бог.
Благословляя смотрит Бог на Свое творение.
Называет его по имени. Его всемогущая любовь обращается к сердцу творения и к ядру его бытия. И с длани Божьей течет сила, которая дает плодородие и рост, оздоровляет и делает добрым: «Призрю на вас и взращу вас».
Только Бог может благословлять. Ведь благословение – это распоряжение тем, что есть и что действует. Благословение – это слово, в котором говорит сила Господа творения, это предречение и обетование от Господа провидения. Благословение – это добрая судьба.
Бунтующий Ницше говорил: «Из молящихся мы должны превратиться в благословляющих». Он знал, что имел в виду. Только Бог может благословлять, потому что Он – Господь жизни. А мы, в сущности, только просители. Противоположностью благословения является проклятие. Проклятие – это смертные приговор, печать погибели. Оно также обращается к творению и к сердцу. Это повеление Господа, запечатывающего источник жизни.
Этой силой благословения и проклятия Бог наделяет всех, кто призван творить жизнь: родителям («Отцовское благословение строит дома») и священникам. Они должны плодить жизнь – жизнь природы и благодати. Они предназначены для этого их сущностью и саном.
Силу благословения человек может приобрести, если станет абсолютно чистым, если не ищет собственной выгоды, а хочет служить жизни.
Но это всегда сила от Бога. Она теряется, как только кто-то присваивает себе право наделять ею себя самого. По природе мы – просящие существа. Благословляющими мы становимся только по Божьей благодати: только так, по милости Божьей, мы обретаем силу по-настоящему распоряжаться.
И какова мощь благословения, такова и мощь проклятия: «Материнское проклятие разрушает дома», т.е. жизнь, счастье.
Что в природе только предвкушается, исполняется в благодати. Ведь в благословении, в истинном благословении, в благословении действительном, лишь подобием которого является любое природное благословение, действует, течет именно собственная жизнь Бога. Бог благословляет Сам Собой. Дает в благословении Себя. Плодоношением жизни Бога является Его благословение: на «сопричастие природе Божьей». Но это благодать, чистый дар, который дан нам во Христе. Поэтому благословение, в котором Бог дарует нам Себя, вложено в крестное знамение.
Этой силой Своего благословения Бог наделил тех, кто представляет Его: в таинстве христианского брака ее получают отец и мать; в таинстве рукоположения – священник; в таинствах крещения и миропомазания на царственное священство – те, кто «любит Бога всем сердцем своим, и всей душой своей, и всеми силами своими, а ближнего своего, как самого себя». Всем им Бог дал силу благословлять Его собственной жизнью, и Он дал ее каждому из них по-разному в зависимости от миссии.
Свое выражение благословение находит в жесте руки, уделяется ее движением. При миропомазании и рукоположении руку кладут на голову, чтобы через нее пролилось нисходящее свыше, проистекающее от Духа Святого. На лбу или на теле делают крестное знамение, чтобы излилась на них Божья полнота. Ведь рукой дают; она творит, создает, дарит. Но высшее благословение – это то, которое уделяется прямо самым святым – Телом Христовым, Пресвятым Таинством алтаря. И такое благословение нужно принимать с великим благоговением и трепетом и с покорностью Таинству.
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)
Фото: М. Хлахулова
.