Изложение случая
Павлу 17 лет. Его родители отправили его на год за границу, чтобы он повысил свой уровень английского языка. Он жил не в католической семье, и вернулся домой через год.
Однажды, он как всегда разговаривал со своими друзьями со школы, и внезапно речь зашла о телевидении. Один его товарищ сказал так: «По телевизору показывают так много аморальных вещей, что трудно найти что-то нормальное. Даже рекламы вульгарные!».
Павел отреагировал на эти слова довольно резко. Он сказал, что их воспитали неправильно. Словно им запрещено любое удовольствие: «Вы думаете, что развлекаться нельзя, и всё, что хоть сколько-нибудь связано с развлечением – смертный грех. Но мне кажется, что одно дело, когда ты не уважаешь других и причиняешь им зло, а совсем другое это спокойно наслаждаться жизнью. Как говорится: «если ты никому не делаешь ничего плохого, то всё в порядке». Мне кажется, что приносит вред тот, кто своими словами заставляет других без причины испытывать угрызения совести, как вы это часто делаете. Вы узко мыслящие и не толерантные. Вы должны видеть мир, путешествовать и столкнуться с разными сторонами жизни, узнать другие менталитеты. Например, я не обижаю Бога, когда смотрю по телевизору всё, что захочется. Кроме того, я понимаю Бога как доброго и милосердного, Он не отправит меня в ад из-за этих пустяков. И не говорите мне, что Церковь запрещает это, ведь в одной книге о религии, которую я прочитал недавно, написано, что нечистые мысли против чистоты, которые вы считаете грехом, на самом деле только демонстрируют эгоизм, но сами по себе не опасны. Вы же считаете смертным грехом даже то, что человек видел во сне».
Пришло время заканчивать разговор и возвращаться на занятия. Один из друзей, Антон, после этого разговора был чрезвычайно задумчив! С одной стороны, аргументы Павла чем-то привлекали его. С другой, после долгого отсутствия Антон не мог не заметить того, как сильно Павел изменился: его характер стал более тяжелым, эгоистичным, а в речи появилось слишком много «Я». Казалось, что его совсем не интересует, что происходит вокруг, и что думают другие люди. И было отчетливо видно, что их дружба охладела.
Вопросы
– Грех, это что-то плохое, потому что он запрещен, или наоборот: грех запрещен, потому что это что-то плохое? Грешить плохо, только если это приносит вред другим людям? Что такое грех?
– Можно ли оскорбить Бога, не имея цели этого сделать? Почему? Можно ли серьезно обидеть Бога, даже если человек не думает о Боге, а просто хочет немножко развлечься?
– Почему греховное поведение часто кажется нам веселым и привлекательным? Так ли это на самом деле? Совпадают ли эти два понятия: то, что является добром для человека и то, что является веселым? Почему? Всегда ли приносит удовольствие совершать добрые поступки? Разве плохо делать то, что нравится? А как же счастье? Счастье и удовольствие – это одно и то же?
– Можно ли заметить, как грехи влияют на Павла? Как это происходит?
– Почему внутренние грехи могут быть тяжелыми, если на первый взгляд нет никаких последствий? В чём корень грехов: в воле или в действиях?
– Можно ли совершить смертный грех во сне? А обыкновенный?
– Что такое смертный грех?
– Есть ли здесь грех против Святого Духа?
– В чём причина перемен в Павле? Что изменилось первым жизнь или идеи?
– Является ли избегание греха основой нравственности? Сфокусирован ли аскетизм только на избегании греха?
Комментарий
Как говорил Господь: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. (...). Итак по плодам их узнаете их» (Мф 7, 17-20). У Павла определенно что-то случилось, и Антон это заметил.
Мы видим, что грех характеризуется не как что-то запрещенное, а как что-то плохое. Именно поэтому уместно его запретить.
Грех является прямым оскорблением Бога, и это нужно хорошо знать и понимать. Даже если человек не хочет обидеть Бога, он всё-таки обижает Его каждый раз, когда совершает грех. Для совершения смертного греха не нужно иметь специального намерения оскорбить Бога.
Редко человек желает согрешить с намерением оскорбить Бога. Но всё-таки он Его оскорбляет, так как грех противоречит замыслу Господа. Бог создал нас по образу и подобию Своему, а когда мы грешим, то искажаем Его образ в нас. Можно найти сходство с этой ситуацией в жизненном примере: например когда отец обижен на сына за то, что тот не ценит образование, которое он ему дал. А ведь наша зависимость от Бога гораздо больше, чем у этого сына от его отца. Бог – это отец, который ожидает от нас, чтобы мы вели себя, как дети Божии. Если бы Павел считал себя добрым только потому, что он не бьет своего отца, – мы бы не согласились с ним: быть добрым требует гораздо большего! Нужно помнить, что грех – это оскорбление Господу. В притче о блудном сыне Иисус учил, что извиняться за содеянное нужно такими словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк 15, 21) – небо на первом месте. Этот сын, прежде всего, обидел Бога.
Главный аргумент Павла можно увидеть в следующих словах: «Если не вредишь окружающим, значит всё в порядке». Однако он забывает, что первым, кто пострадает при совершении зла, будет он сам. Павел, как и все люди, свободен. Могу ли я делать всё, что хочу? Безусловно, ответ положительный, но всё содеянное не пройдет бесследно для того, кто это совершает. Быть свободным, значит – быть ответственным за свои поступки (лев не свободен, он действует согласно инстинктам).
Человек несет ответственность за свою жизнь, за то, как ее использует: делает лучше или пускает под откос. Нечто похожее происходит в случае с Павлом. Человек приходит в этот мир не завершенным существом, он постепенно растет и работает над собой, не только в физическом плане, но и в духовном. В отличие от физического развития, духовное – не заканчивается земной жизнью. Эта работа над собой – ответственность каждого человека. Было бы очень странно, если бы мы были ответственны за жизни других людей, но не за свою собственную! А из слов Павла можно понять, что он уверен в том, что за свою жизнь мы не несём никакой ответственности, важно только не вредить окружающим.
В словах «работа над собой» заложено то, что наши действия влияют на нас не только внешне, но и внутренне. Так, например, если говорить правду, то станешь честным, а если ложь – лжецом. Сейчас, похоже, многие об этом забыли.
Консеквенциализм – это теория, в которой оцениваются лишь последствия, результат действий и их внешние последствия. Консеквенциализм не учитывает, что никто из нас не сможет избежать последствий своих действий. Действия, без видимого распространения последствий на окружающих людей, тоже могут быть очень плохими. Например, ненависть: она остается в человеке, который ненавидит, не выходит за его пределы, может не иметь внешних последствий, а всё-таки вредит самому ненавидящему.
Что касается вреда другим людям, то некоторые поступки отражаются на окружающих напрямую, и это еще больше усугубляет их (например, драка). Но не стоит забывать, что зло всегда косвенно влияет на окружающих, так как все мы живем рядом с другими и для других. Если я навредил себе грехом, то я не смогу стать хорошим товарищем (мужем, отцом и т. д) для тех, кто со мной рядом. Это то, что замечает Антон: ему Павел ничего не сделал напрямую, только косвенно. Причина проста. Павел своими грехами частично испортил себя: следовательно, появились внезапные изменения в его характере: капризность и эгоизм, которые теперь влияют на окружающих. Павел думает, что у человека есть право получать удовольствие, а другие должны просто оставить его в покое и позволить ему жить так, как он хочет. Но истина заключается в том, что от настоящего друга можно ожидать чего-то лучшего.
Грех – это, говоря простыми словами, моральное зло, аморальное поведение. Это не сложно понять. Возможно, не так очевидно, что грех всегда является оскорблением Бога. Однако Павел, конечно, понимает всё не так и говорит, что это Бога никак не касается. Но не обязательно нужно обращаться напрямую к Богу, чтобы обидеть его. Чтобы обидеть отца, достаточно обидеть его детей, или нарушать планы Бога, установленные для блага людей (например, ребенок, прогуливающий уроки, причиняет большую боль отцу).
Некоторым кажется, что плохие поступки – веселые, привлекательные, и приводят к счастью, а добрые – скучны. Но хочется сказать, что слова «счастье» и «веселье» не являются синонимами. То, что «весело», обычно поверхностно и быстротечно, а «счастье» – глубже и продолжительнее. Например, работу пожарных, которые рискуют жизнью, чтобы спасти людей, не назовешь веселым делом, но всё-таки пожарные испытывают счастье именно оттого, что они сделали что-то для других. Даже через много лет, когда эти люди уже на пенсии, они, вспоминая моменты своей работы, будут чувствовать себя счастливыми.
Для Павла и многих других «счастье» и «веселье» одно и то же. И это большая ошибка. Веселье само по себе не плохо, но поставить себе цель веселиться, во что бы то ни стало, и стремиться только к этому, может провести к серьёзным проблемам: человек быстро станет эгоистом, не будет стараться приобрести добродетели (так как для этого надо прилагать усилия, идти против себя, а это не весело), и в конце концов никто не захочет находиться рядом с ним. Поэтому такой человек скоро почувствует себя несчастным неудачником.
Причина многих грехов это поиск удовольствия. Можно подумать, что в этом нет ничего плохого или, по крайней мере, очень плохого. И это правда. Но плохо, когда человек получает удовольствие посредством более ценных вещей, например, высмеивая другого человека или лежа весь день в кровати. Если удовольствие ставится выше Бога или выше собственных обязанностей, то это проводит к греху. Грех часто выглядит как что-то привлекательное, приносящее нам удовлетворение. Но это не так.
Если человек ставит целью только получение удовольствия, то он думает лишь о том, что должен накапливать приятные ощущения. Он может получить их, но в результате чувствует, что радость постепенно ускользает из его рук, в душе остается пустота, потому что человеческое сердце создано для любви, а не для удовольствия. Настоящая любовь это то, что наполняет сердце и жизнь счастьем, и требует бескорыстия к людям и Богу. Не удивительно, что Антон увидел охлаждение дружбы с Павлом. Это не его вина, просто в сердце Павла не осталось места для дружбы.
Удовольствие это не плохо. Оно является естественным выражением радости. И это неправда, что в христианстве запрещено развлекаться и веселиться. Нужно просто научить людей получать удовольствие правильно, и христианам Бог поручил эту задачу. У всех нас есть дар Божий, воображение, которое нужно использовать именно для этого. Но прежде всего, необходимо правильно понимать христианский смысл удовольствия, отдыха, и развлечения.
Но почему нас тянет к греху? Это одно из последствий первородного греха и грехов совершенных нами. Рана, которую нанес первородный грех, распространяется на разум, который вследствие этого лучше понимает красоту удовольствия, чем красоту блага. Рана от грехов есть и на воле человека, и так как достижение настоящих благ трудно, то воля часто предпочитает избегать этого усилия. Например, почти все ценят красивый вид, который открывается с вершины горы, но когда речь заходит о том, чтобы подняться на нее, то далеко не каждый захочет это сделать.
Вся наша жизнь – непрерывная борьба за достижение благ, но трудности, которые надо преодолеть, влияют на наш разум и волю, помрачая разум и ослабляя волю. Восхождение на гору делает человека лучше. Например, когда он поборол лень и свое желание лежать на диване. Лежать на диване, несомненно, удобно, но это не делает нас лучше.
Павел говорил, что он читал об отсутствии вреда греха в нечистых мыслях, и это может послужить для нас средством классификации различных видов грехов.
1. Можно оценивать грехи по их тяжести: обыденный грех и смертный грех.
Смертный грех разрушает любовь в человеческом сердце тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога. Обыденный грех сохраняет любовь, хотя оскорбляет и ранит ее.
Смертный грех влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он ведет к исключению из Царства Христа и вечной смерти в аду. Тем не менее, если мы можем судить, что тот или иной поступок сам по себе является тяжелым грехом, то должны доверить суд над людьми правосудию и милосердию Божиему.
Сексуальность является важной частью нашей личности, это что-то важное и интимное. Павел читал, что это «не опасный» грех, но на самом деле – смертный.
Чтобы грех был смертным, необходимы одновременно три условия: Смертный грех – это такой грех, который касается серьезной материи и, кроме того, совершен с полным осознанием и с полным согласием. Человек, который его совершает, теряет благодать Божию и отклоняется от своей цели, которой является Господь. Если подобный грех совершается по незнанию или без полного согласия, то это обыденный грех. Человек в этом случае не отклоняется от цели, и благодать Божия не теряется, однако она частично охлаждается, и это становится препятствием для совершения добра, и приближает нас к другим грехам. Так что это большая ошибка – не придавать особого значения обыденным грехам. Это можно сравнить с тем, когда человек неумолимо приближается к обрыву скалы.
Если любой из этих трех вещей (материя, осознание и согласие) не существует вообще, это значит, что никакого греха тоже не существует. Поэтому Павел ошибается, когда говорит, что католики считают грехом даже то, что человеку снилось во сне. Нечистые картины во сне, это не грех.
2. Другое различие грехов это внутренние и внешние грехи.
Внутренние грехи – это те, которые не покинули пределы нашего разума. Павел, оценивая поступки, руководствуется принципом не причинять никому вреда, и поэтому считает, что внутренние грехи не так уж важны. Но Павел не прав: корни греха находятся в сердце человека, в его свободной воле. Иисус говорит об этом предельно ясно: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф 15, 19-20). Во всяком случае, внешние грехи, как правило, показывают зло сильнее, которое не останавливается только на помыслах, но идет дальше.
3. Еще одно различие грехов: грехи против Святого Духа, о которых говорил Иисус.
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12, 31). Эти грехи нельзя простить, но не потому что они сами по себе непростительные, а потому что они препятствуют виновному на пути к Богу и лишают его действия Святого Духа в душе. Грехи против Святого Духа являются препятствием, потому что мешают человеку просить прощения и исцеления. Милосердие Божие безгранично, но тот, кто сознательно отказывается с сокрушением принять его, отвергает прощение своих грехов и спасение, даруемое Духом Святым. Такое закостенение может привести к окончательной нераскаянности и вечной погибели.
Это похоже на своеобразный барьер, например, когда человек болен, но думает, что все врачи ничего не знают о медицине, или когда все говорят человеку, что он болен, но он уверен, что все ошибаются. И ничего не меняется в такой ситуации потому, что человек отказывается пойти к врачу, думая, что врач ему вовсе не нужен.
Обычно различают шесть грехов против Святого Духа. Павел совершил три из них: грешить в расчете на милосердие Божие, упорствовать в грехе, сознательно сопротивляться познанной истине.
***
Нельзя с полной уверенностью судить о том, что именно произошло с Павлом. Но ясно одно, что чаще всего подобное поведение и изменения в характере не являются причинами этого самого плохого поведения. Они скорее его следствие. Никому не нравится портить свою репутацию, поэтому человек, решившийся на совершение зла, впоследствии ищет себе оправдание. Если воля человека совершать зло тверда, то он будет всеми силами искать себе оправдание и найдет его. Он сможет утверждать, что его поступки не так уж и плохи. А если гордость огромна, то он будет использовать любые теории.
Кроме того, часто бывает так, что человек прекрасно знает, как поступать можно, а как нельзя, но всё равно никак не может удержаться от совершения греха. В этой ситуации есть два пути: быть смиренным, и всё время просить у Бога прощения, когда это необходимо; или ввести в заблуждение самого себя и сказать: «избегать этого невозможно, значит это не грех». Возможно, так случилось и у Павла.
И наконец, не стоит забывать, что тема этой статьи – грех, и поэтому сюжет так сильно сфокусирован именно на нём. Однако христианская жизнь должна быть положительной. Христианская доктрина не заключается в том, чтобы избежать греха. Ничего подобного! Христианская жизнь заключается в том, чтобы приобретать и развивать добродетели, особенно любовь, которая важнее всех остальных.
Библиография
Катехизис Католической Церкви, 386-387, 402-412, 1846-1869.
.