Цель Закона – Христос. Ведь Он одновременно и уводит от закона, и приводит к его духу. Ибо свершение Закона состоит в том, что Сам Законодатель, совершив и завершив все, перевел букву Закона в дух. Все обновил в Себе и по Закону жил в благодати: подчинил Себе Закон, превратил благодать в изящное правило. Не смешал и не соединил свойственное Закону с тем, чем знаменуется благодать, а прямо и божественно преобразил все тяжкое, рабское и несвободное в легкое и свободное, чтобы мы уже не жили в рабстве, а покорились первоначалам света, как говорит апостол Павел, чтобы мы уже жили под рабским игом буквы Закона.
Вот поистине вершина благодати, явленной Христом, вот откровение сокрытой тайны, вот преодоление границ природы: Бог и человек, обожение принятого человечества. Потому было весьма необходимо, чтобы это великое и превосходящее все пришествие Бога к людям имело радостнейшее вхождение, благодаря которому к нам грядет великий дар спасения. И это именно нынешний праздник, восходящий к рождеству Богородицы, предваряющий и достигающий вершины по воле Божьей в соединении Слова с плотью. Так рождается Дева, питается молоком матери, растет и готовится стать матерью царя всех веков, Богоматерью.
И отсюда для нас вытекает двойная выгода: мы приближаемся к истине и отдаляемся от рабской жизни по букве Закона. Но как? Как происходит это? Наконец уступает мрак, ибо приходит свет, и благодать приносит в мир свободу вместо мертвой буквы Закона. И тайна этого торжества знаменует границу между этими реальностями, указуя и предзнаменуя грядущую истину и заменяя старое новым.
Да поет же и пляшет все творение, да умножает каждый своим вкладом радость праздника. Обитающие на небесах и на земле да празднуют сегодня вместе, и все, что на земле и над землей, да соединится в торжестве. Ибо Творцу всего сущего в Его творении сегодня воздвигнут храм, новое творение, достойно готовящееся стать новой обителью своего Творца.
.