57 римский Папа
Церковное имя
Агапит I
Светское имя
-
Годы понтификата
13.V.535– 22.IV.536
Место рождения
и происхождение
Рим
О ранней жизни Агапита мало что известно. Неизвестна даже дата его рождения. Однако мы знаем, что он был сыном знатного римлянина Гордиана, который после смерти жены стал священником и был убит во время беспорядков в правление Папы Симмаха. Имя его отца может указывать на родственные связи с двумя другими Папами – Феликсом III (II) (483-492) и Григорием I (590-604).
Историк Джеффри Ричардс описывает его как «последнего оставшегося в живых симмахианца старой закалки», поскольку Агапит был рукоположен в сан диакона, возможно, в 502 году, во время Лаврентиевой схизмы при Папе Симмахе.
Первым своим официальным актом после избрания Агапит I в присутствии духовенства торжественно сжег анафему Бонифация II против своего соперника Диоскора и приказал сохранить информацию о нём в римских архивах.
Он также подтвердил постановления Карфагенского синода, состоявшегося после освобождения Африки от вандальского ига, согласно которым лица, обратившиеся от арианской ереси, были объявлены непригодными для получения Таинства священства, а те, кто уже был рукоположен, были просто допущены к Причастию, как миряне.
Кроме того, Папа Агапит I принял прошение от епископа прованского Рьеза Контумелиоза, которого синод в Марселе осудил за аморальное поведение, приказав епископу Цезарию Арелатскому гарантировать обвиняемому новый суд в присутствии папской делегации.
Тем временем византийский полководец Велизарий после легкого завоевания Сицилии готовился к вторжению в Италию. Тогда остготский король Теодахад стал просить престарелого Понтифика отправиться в Константинополь и оказать личное влияние на императора Юстиниана, чтобы предотвратить войну. Чтобы покрыть расходы на это посольство Папе Агапиту I пришлось продать священные сосуды Римской Церкви. В разгар зимы 536 года вместе с пятью епископами и внушительной свитой Понтифик отправился в Константинополь. В феврале он прибыл в столицу Восточно-Римской империи и был принят со всеми почестями, подобающими главе Вселенской Церкви. Тем не менее, как он и предвидел, главная цель его визита была обречена на неудачу. Императора Юстиниана нельзя было отговорить от его решительного стремления восстановить права Римской империи в Италии. Тем не менее, с церковной точки зрения триумфальный визит Папы в Константинополь был не менее запоминающимся, чем походы Велизария.
В то время Константинопольскую кафедру занимал Патриарх Анфим I, который вопреки канонам оставил свое епископство в Трапезунде, и присоединился к криптам-монофизитам, которые при поддержке императрицы Феодоры плели интриги, пытаясь подорвать авторитет Халкидонского собора. В конце концов, вопреки протестам ортодоксальных католиков, императрица возвела Анфима на патриарший престол. Однако не успел прибыть в Константинополь Папа Агапит I, как наиболее видные представители духовенства выдвинули обвинения против нового Патриарха, обвинив его в ереси и незаконном присвоении кафедры. Тогда Понтифик повелел Патриарху написать письменное исповедание своей веры и вернуться на оставленную им Трапезундскую кафедру, а после того, как Анфим отказался сделать это, прервал отношения с ним. Это возмутило императора Юстиниана, которого обманывала жена, убеждая в ортодоксальности своего фаворита Анфима, и он дошел до угроз Папе изгнанием. Тогда св. Агапит в духе ответил: «Я с нетерпением прибыл, ожидая взглянуть на христианнейшего императора Юстиниана, но на его месте я обнаружил Диоклетиана (императора, устраивавшего жестокие гонения на христиан – Прим. Пер.), чьи угрозы меня, однако, не пугают». Бесстрашные слова Понтифика заставили Юстиниана взять паузу, и в итоге он окончательно убедился в сомнительной вере Анфима и не стал возражать, когда Папа, осуществляя полноту своей власти, низложил и наложил запрет на Патриарха-узурпатора, а также, впервые в истории Церкви лично рукоположил его законно избранного преемника Патриарха Мину. Это памятная реализация Папой своих прав еще долго не была забыта на Востоке, где его почитают святым, как и на Западе.
Чтобы очистить себя от всякого подозрения в пособничестве ереси, император Юстиниан передал Папе письменное исповедание веры, которое последний принял с благоразумной оговоркой, говоря, что «хотя он и не может дать мирянину право учить религии, он с удовольствием отмечает, что религиозный пыл императора находиться в совершенном согласии с решениями Отцов [Церкви]».
Вскоре после этих событий, Папа Агапит I после своего славного десятимесячного правления, заболел и умер в Константинополе. Его останки были помещены в свинцовый гроб и доставлены в Рим, где захоронены в базилике Св. Петра.
Рассказ о посещении Папой Агапитом Константинополя помещен в русском агиографическом своде XV века «Великих Минеях Четиих» митрополита Макария. В древнерусской литературной традиции было известно также еще одно повествование об этом Понтифике, которое византийский писатель Иоанн Мосх поместил в своем сборнике «Луг духовный» (гл. 150).
Помимо своей церковной деятельности, св. Агапит I также занимался культурными вопросами. Он входил в состав кружка, объединявшего почитателей классической античной культуры. Совместно с Римским писателем Кассиодором он намеревался организовать в Риме высшую школу (отдаленный прототип университета). Кроме того, Агапит также собрал богатую библиотеку, отреставрировал и оформил для нее здание, о чём сохранилась надпись в стихах. Тем не менее, из-за начавшейся войны Византии с остготами, его планы по созданию высшей школы так и не осуществились.
Святой Агапит I традиционно вспоминается в Римско-католической Церкви 20 сентября, в день перенесения его мощей в Рим. На Востоке же его почитают в апреле.
Вадим Пархоменко