Папа на Шри-Ланке. День 1

Папа на Шри-Ланке

Коломбо. 1. Приветствие в аэропорте столицы Шри-Ланки Коломбо. 300 тысяч человек встречало Папу Франциска на 28-километровой дороге от аэропорта до центра города.
2. Встреча индусов, буддистов, мусульман и христиан с Преемником Петра.

Спустя пять месяцев после апостольской поездки в Южную Корею Папа Франциск возвращается в Азию, так же как двадцать лет тому назад Иоанн Павел II, он соединяет в одной поездке две страны, в которых на этом континенте насчитывается наибольшее число католиков. 13 января в 9:00 утра по местному времени, начался визит Папы на Шри-Ланку, который продлится два дня.

Как сказал пресс-секретарь Святого Престола, почти десятичасовой перелет в столицу Шри-Ланки Коломбо был спокойным. На борту специального самолета Итальянской авиакомпании пресс-секретарь о. Федерико Ломбарди представил Святейшему Отцу журналистское сопровождение.

«Начинаем вторую азиатскую поездку, которая будет самой длинной с точки зрения количества дней и километров. Здесь 76 журналистов, исключительным стало число филиппинцев, их 14 человек. Это должно что-то говорить об ожиданиях на Филиппинах. Как всегда, мы представляем многие страны и различные средства массовой информации. К сожалению, двое французских коллег из газет Le Figaro и Le Monde по решению их штаба остались во Франции, иначе бы нас было еще на два человека больше».

Заявил пресс-секретарь Ватикана. Папа Франциск ответил коротким приветствием, а затем прошел по проходу самолета и лично поприветствовал всех членов журналистского сопровождения.






1. В международном аэропорте Бандаранаике в столице Шри-Ланки Преемника Петра ожидали церковные лидеры (кардинал Малкольм Ранджит, архиепископ Коломба и Президент Конференции Епископов Шри-Ланки, вместе с апостольским нунцием архиепископом Пьером Нгуен Ван Тотем) и, недавно избранный, президент Социал-демократической Республики Шри-Ланка г-н Маитрипала Сирисена. Как уже упоминалось во введении к его речи, визит Папы Римского для него имеет особое личное значение. Это предоставляет возможность принять папское благословение в самом начале новой должности. Президент Шри-Ланки, также упомянул визит Иоанна Павла II, который проходил в исторический период отмеченный террором и хаосом, сегодня же, по его словам, наоборот, на острове царствует мир и процветание. Далее он обратил внимание на продолжающийся диалог, особенно межрелигиозного и национального примирения, который поддерживает визит Папы Франциска. И, наконец, поблагодарил за канонизацию первого святого Шри-Ланки Иосифа Ваза, которая стала честью оказанной всему народу.

«Я с радостью уже давно ждал этого визита, этих дней в Шри-Ланке, которые мы проведем вместе. Шри-Ланка благодаря своей природной красоте, известна как жемчужина Индийского океана. Но прежде всего, этот остров известен теплотой и богатством своих культурных и религиозных традиций».

Так звучали первые слова Папы Франциска на земле Шри-Ланки. Приемник Петра поблагодарил за возможность посещения страны, за участие религиозных лидеров, за доброту и дружелюбие. И поздравил нового главу государства с избранием на ответственный пост.

«Мой визит в Шри-Ланку в основном пастырский. Как универсальный пастырь Католической Церкви я пришел, чтобы встретиться с католиками этого острова, а также поддержать их и молиться вместе с ними. Главным пунктом программы моего визита станет канонизация бл. Иосифа Ваза, пример которого до сих пор учит нас христианской любви и уважению к каждому человеку, независимо от его национальности или вероисповедания. Своим визитом я хочу выразить любовь и заботу о Церкви и всех гражданах Шри-Ланки, а также укрепить католическую общину в активном участии в общественной жизни».

Святейший Отец продолжил, указывая на войну – трагедию нашего мира. «Шри-Ланка тоже в течение многих лет переживала ужасы гражданского конфликта, а в настоящее время пытается укрепить мир и залечить раны тех лет», – сказал Папа.

«Преодолеть тяжелое наследие несправедливости, враждебности и недоверия, которые оставил после себя конфликт – это нелегкая задача. Это можно сделать только тогда, когда зло будет побеждено добром (ср. Рим 12,21) и начнут возрастать добродетели способствующие примирению, солидарности и миру. Процесс заживления требует активации поисков истины, не с целью вскрыть старые раны, но как необходимое средство для их исцеления, справедливости и единства».

Вместе с Преемником Петра, последователи различных религиозных традиций играют жизненно-важную роль в деликатном процессе примирения и восстановления, который проходит в стране. Для успеха этого процесса необходимо сотрудничество всех членов общества.

«Каждый человек должен иметь возможность свободно говорить о своих проблемах, потребностях, ожиданиях и переживаниях. Прежде всего, мы должны быть готовы принять друг друга, уважать законные различия и научиться жить как одна семья. Каждый раз, когда люди открыто и смиренно прислушиваются к другим, они открывают общие ценности и ожидания. На различия уже не смотрят как на угрозу, но как на источник обогащения. Таким образом, путь к справедливости, примирению и социальной гармонии вырисовывается еще четче».

Обновление должно включать в себя не только улучшение инфраструктуры и доступность материальных потребностей, но прежде всего, способствовать человеческому достоинству, уважению к его правам и полному принятию каждого члена общества, сказал Папа Франциск в своем вступительном слове.

Первым плодом процесса национального примирения после тридцатилетней войны стал хор, который пел на сингальском, тамильском, английском и латинском языках и сопровождал церемонию встречи в аэропорте. В его составе были молодые люди в возрасте 16-25 лет со всех частей острова, которых подготавливали католические священники и монахини. Хотя столица имеет несколько профессиональных хоров, организаторы встречи решили поддержать эту инициативу, и, пожалуй, впервые в истории острова соединить сингальцев и тамилов пением в честь Господа.

По словам представителя архиепархии Коломбо, местная Церковь пыталась во время организации визита во всем соблюдать простоту и строгость, например, не были выделены средства на бессмысленные украшения. Украшением стали люди, толпа около трехсот тысяч человек, которые выстроились на протяжении 28-километрах пути из аэропорта до центра города. Особо привлекали внимание группы буддийских монахов, которые приветствовали Папу проехавшего на своем автомобиле, а также слоны в торжественных нарядах, в знак уважения к гостю. Неожиданное число приветствующих шриланчан вызвало первые изменения в намеченной программе – после более часовой задержки Папа Франциск отправился на отдых в апостольскую нунциатуру. На первоначально запланированной встрече с епископами в здании архиепархии Святейшего Отца замещал Госсекретарь, Пьетро Паролин. Преемник Петра, принимал конференцию епископов Шри-Ланки сравнительно недавно, в мае прошлого года во время их визита «ad limina» в Ватикане.

Первым пунктом программы во второй половине дня стал визит вежливости к главе государства прошедший в президентском дворце. В золотую гостевую книгу Папа записал: «Я прошу о Божьем даре мужества, мудрости и проницательности для тех, кто служит шриланскому возлюбленному народу».

2. В стране, где католичество занимает четвертое место (7%), следуя за наиболее распространенным буддизмом (70%), индуизмом (13%) и мусульманством (10%), не представлялось возможным в программе визита Папы Франциска пропустить межконфессиональную встречу. Она прошла вечером 13 января в конференц-зале BMICH, который был построен Народной Республикой Китая в начале 70-х годов. В дополнение к конгресс-залу на тысячу человек, в здании также находятся: учебный центр, библиотека, выставка, гостиница и банк.

Исторически первой религией в Шри-Ланке был индуизм, политеистическая религия, последователей которой в настоящее время на острове только в два раза больше чем христиан. Первые буддисты пришли в Шри-Ланку в III веке до нашей эры и принадлежали к школе Тхеравада, которая является оригинальной формой буддизма, распространенной кроме Шри-Ланки в Таиланде, Лаосе, Камбодже и Бирме. Ее последователи составляют сегодня большую часть населения острова.

Местные христиане традиционно относится к апостолу Фоме, который приехал на остров из Индийского штата Керала в первом веке. О фактическом христианском присутствии здесь, свидетельствует миссионер Одорик из Порденоне, итальянский францисканец (чешского происхождения), который посетил Шри Ланку в 1322 году. Францисканские миссионеры приехали сюда в 1517 году, а в 1542 г. христианскую веру принял местный сингальский король Дхармапала. В этом историческом контексте также рассматривается королевский указ 1694 года, когда местный правитель Keerthi Sri Rajasinghe позволил распространение христианства о. Хуану Силвеирови из ордена ораторианов святого Филипа Нери. Ислам был распространен на острове еще до XVI века, до прибытия францисканских миссионеров.

Межконфессиональная встреча Преемника Петра с представителями религий в Шри-Ланке, включала в себя, помимо выступлений представителей религий, их краткие религиозные обряды и благословения.

После трех представителей основных религий выступил Папа Франциск, который произнес короткую проповедь. Опираясь на декларацию Второго Ватиканского Собора об отношении Церкви к нехристианским религиям, где «Церковь утверждает, что «не отвергает ничего, что в этих религиях истинно и свято. С искренней серьезностью смотрит на их поведение и образ жизни, правила и доктрину (Nostra Aetate, 2)». Я хочу подтвердить это искреннее уважение Церкви к вам, вашим традициям и вашей вере», – сказал Папа Франциск.

«И в этом духе уважения католическая Церковь хочет сотрудничать с вами и всеми людьми доброй воли к процветанию народов Шри-Ланки. Я надеюсь, что мой визит будет способствовать поощрению и углублению различных форм межрелигиозного и экуменического сотрудничества, которые были запущены в последние годы.

Эти инициативы предоставили возможность для диалога, который является принципиально важным, если мы хотим узнать, понять и уважать друг друга. Но опыт учит, что диалог и встречи должны быть эффективными, они должны быть основаны на полной и подлинной презентации наших убеждений. Конечно, такой диалог покажет, как различны наша вера, традиция и практика. Однако, если мы честно открываем свои убеждения, то будем в состоянии смотреть более внимательно на то, что объединяет нас. Новые направления открываются на пути взаимного уважения, сотрудничества и дружбы.

Эти позитивные шаги в межконфессиональных и экуменических отношениях особо актуальны на Шри-Ланке. На протяжении многих лет, мужчины и женщины становились жертвами гражданской войны и насилия в стране. Сегодня есть необходимость в исцелении и единстве, а не в разделении и конфликтах. Способствовать исцелению и единству – это благородное стремление всех, кто заботится о благе страны и всей человеческой семьи. Я надеюсь, что межрелигиозное и экуменическое сотрудничество покажет, что для гармоничного сосуществования братьев и сестер мужчинам и женщинам не нужно пренебрегать своей этнической или религиозной принадлежностью».

Так закончил Папа Франциск свою речь на межрелигиозной встрече в Коломбо.

По мат. Ватиканского радио