Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Мир вам!
Преблаженнейшие, Высокопреосвященства, Преосвященства,
Дорогие священники и посвященные лица,
Братья и сёстры!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Я приветствую вас словами, которые христианский Восток во многих регионах неустанно повторяет в это пасхальное время, исповедуя центральную истину веры и надежды. Как прекрасно видеть вас здесь — именно по случаю Юбилея надежды, непоколебимым основанием которой является воскресение Иисуса. Добро пожаловать в Рим! Я рад, что могу встретиться с вами и посвятить верным Восточных Церквей одну из первых встреч моего понтификата.
Вы — очень ценны. Глядя на вас, я думаю о многообразии вашего происхождения, о вашей славной истории и о горьких страданиях, которые затронули — и продолжают затрагивать — многие ваши общины.
Я хотел бы повторить слова, сказанные Папой Франциском о Восточных Церквях: «Это Церкви, которые нужно любить: они хранят уникальные духовные и мудрые традиции и имеют много чего сказать нам о христианской жизни, синодальности и литургии. Подумайте о древних Отцах, Соборах и монашестве — это бесценные сокровища для Церкви» (Обращение к участникам Ассамблеи ROACO, 27 июня 2024 года).
Я также хотел бы вспомнить Папу Льва XIII, который первым посвятил специальный документ достоинству ваших Церквей, проистекающему прежде всего из того факта, что «дело человеческого спасения началось на Востоке» (см. Апостольское послание «Orientalium dignitas», 30 ноября 1894 года). Да, у вас есть «уникальная и привилегированная роль, поскольку [Восток] был первоначальной средой зарождающейся Церкви» (св. Иоанн Павел II, Апостольское послание «Orientale lumen», п. 5).
Знаменательно, что некоторые из ваших Литургий — которые в эти дни вы торжественно совершаете в Риме согласно различным традициям — до сих пор используют язык Господа Иисуса.
Папа Лев XIII горячо призывал, чтобы «законное разнообразие литургии и восточной дисциплины [...] способствовало [...] великому достоинству и благу Церкви»
(Апостольское послание «Orientalium dignitas»).
Его тогдашнее беспокойство остаётся весьма актуальным, ведь в наши дни многие восточные братья и сёстры, в том числе и многие из вас, вынуждены бежать из своей родины из-за войны, преследований, нестабильности и бедности. Прибывая на Запад, они рискуют потерять не только свою родину, но и свою религиозную идентичность. И так, с течением поколений, теряется бесценное наследие Восточных Церквей.
Более ста лет назад Папа Лев XIII заметил, что «сохранение восточных обрядов важнее, чем принято считать», и с этой целью даже распорядился, чтобы «любой латинский миссионер — как из светского, так и из монашеского духовенства — который с помощью советов или содействия привлечёт какого-либо верного Восточной Церкви к латинскому обряду, был лишён и отстранён от своей должности» (там же).
Примем этот призыв к защите и продвижению христианского Востока, особенно в условиях диаспоры. В этом контексте, помимо создания — там, где это возможно и уместно — восточных церковных структур, необходимо также просвещать латинских католиков. В связи с этим я прошу Дикастерий по делам Восточных Церквей — выражая благодарность за его труд — оказать помощь в разработке принципов, норм и рекомендаций, которые позволят латинским пастырям эффективно поддерживать восточных католиков в диаспоре, чтобы они сохраняли свои живые традиции и обогащали своими особенностями контексты, в которых живут.
Церковь нуждается в вас. Насколько велик вклад, который христианский Восток может внести сегодня! Как сильно нам нужно вернуть ощущение тайны — столь живое в ваших литургиях, которые вовлекают всю человеческую сущность, воспевают красоту спасения и пробуждают изумление перед величием Бога, охватывающего человеческую малость! Как важно, чтобы и на христианском Западе мы заново открыли для себя первенство Бога, ценность мистагогии, постоянного заступничества, покаяния, поста, плача о своих грехах и грехах всего человечества (penthos) — столь характерных для восточной духовности! Именно поэтому крайне важно, чтобы вы хранили свои традиции — не разбавляя их, возможно, ради удобства или практичности, — чтобы они не были заражены духом потребительства и утилитаризма.
Ваши духовные традиции — древние и всегда обновляющиеся — обладают исцеляющей силой. В них драматическое осознание человеческой немощи соединяется с изумлением перед Божьим милосердием, так что наши падения не ведут к отчаянию, а становятся приглашением принять благодать: стать существами исцелёнными, обожествленными и вознесёнными к небесным высотам. Нам необходимо непрестанно прославлять и благодарить Господа за это. Вместе с вами мы можем молиться словами святого Ефрема Сирина и взывать к Иисусу: «Слава Тебе! Тебе, Который сделал крест мостом над смертью. […] Слава Тебе! Тебе, Который принял человеческую плоть и сделал её источником жизни для всех смертных» (Слово о Господе нашем, 9). Это дар, о котором стоит просить: чтобы мы умели видеть уверенность Пасхи в каждой жизненной скорби и не теряли мужества, помня, как писал другой великий Отец Востока, что «величайший грех — не верить в силу Воскресения» (св. Исаак Сирин, «Аскетические проповеди, I, 5).
Кто же, если не вы, может воспевать слова надежды в пучине насилия? Кто, как не вы — те, кто так близко знает жестокость войны, что Папа Франциск назвал ваши Церкви «мученическими»
(Обращение к участникам Ассамблеи ROACO)?
Да, это правда: от Святой Земли до Украины, от Ливана до Сирии, от Ближнего Востока до Тыграя и Кавказа — сколько насилия! И над всем этим ужасом, над массовым убийством стольких молодых жизней, что должны вызывать всеобщее возмущение — ведь ради военных завоеваний гибнут люди — звучит один призыв: не столько папский, сколько призыв самого Христа, который вновь и вновь говорит: «Мир вам!» (Ин 20,19.21.26) и добавляет: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам» (Ин 14,27). Мир Христов — это не гробовая тишина после конфликта и не результат господства, но дар, обращённый к человеку, возвращающий его к жизни. Будем молиться об этом мире — мире, который есть примирение, прощение, и который даёт мужество закрыть главу и начать сначала.
Я приложу все возможные усилия, чтобы этот мир распространился.
Апостольская Столица готова содействовать, чтобы враги могли встретиться и взглянуть друг другу в глаза, чтобы народам вернуть надежду и достоинство, на которое они заслуживают — достоинство мира. Народы жаждут мира, и я — с открытым сердцем — обращаюсь к лидерам: давайте встретимся, поговорим, начнём переговоры! Война никогда не является неизбежной, оружие может и должно умолкнуть, потому что оно не решает проблем, а лишь углубляет их. История запомнит не того, кто собирает жертвы, а того, кто сеет мир, потому что другие — это прежде всего не враги, а люди: не «злые», которых надо ненавидеть, а лица, с которыми нужно говорить. Отбросим манихейские разделения, характерные для риторики насилия, которая делит мир на хороших и плохих.
Церковь будет неустанно повторять: пусть замолчат оружия. Я хочу поблагодарить Бога за всех тех, кто в тишине, в молитве и в жертве ткет нити мира; за христиан — восточных и латинских — которые, особенно на Ближнем Востоке, пребывают и остаются на своей земле, преодолевая искушение её покинуть.
Христианам должно быть обеспечено право — не только на словах, но и на деле — оставаться на своей земле со всеми необходимыми правами для безопасной жизни. Прошу вас: давайте приложим к этому усилия!
И благодарю вас — благодарю вас, дорогие братья и сёстры с Востока,
на котором «воссиял» Иисус, Солнце правды, что вы являетесь «светом миру» (ср. Мф 5,14). Продолжайте излучать веру, надежду и любовь — и ничего больше. Пусть ваши Церкви будут примером, а Пастыри — в духе справедливости — пусть поддерживают общение, особенно в Синодах Епископов,
чтобы они становились местами коллегиальности и подлинной соответственности. Необходимо обеспечить прозрачность в управлении церковным имуществом, свидетельствовать о пастырском служении, полном смирения и преданности святому Народу Божию, без привязанности к почестям, мирской власти или собственному имиджу.
Как говорил святой Симеон Новый Богослов: «Так же, как песок, задушив пламя печи, его гасит, так и житейские заботы и привязанность к мелочам гасят изначальное пламя сердечной ревности» (Практико-богословские главы, 63). Блеск христианского Востока требует сегодня — как никогда прежде — освобождения от всякой мирской зависимости и от всяких тенденций, противоречащих общению, чтобы оставаться верными в послушании и христианском свидетельстве.
Благодарю вас за это и от всего сердца благословляю вас, прося, чтобы вы молились за Церковь и возносили ваши пламенные молитвы-заступничества в намерении моего служения. Спасибо вам!