Во вторник, 22 апреля, итальянские газеты, такие как “Avvenire” и “Il Corriere della sera”, опубликовали последний текст, написанный Папой Франциском – неопубликованное предисловие понтифика к книге почетного архиепископа Миланского кардинала Анджело Сколы «В ожидании нового начала. Размышления о старости». Ниже мы приводим это предисловие :
С волнением читаю эти страницы, рожденные мыслями и любовью Анджело Сколы, моего дорогого брата в епископстве и человека, выполнявшего сложные служения в Церкви, например, ректора Папского латеранского университета, а позднее Патриарха Венецианского и архиепископа Миланского.
Прежде всего, мне хотелось бы выразить мою признательность за это размышление, содержащее в себе такое сочетание личного опыта и культурной чувствительности, которое мне редко приходилось встречать. Первое, т.е. опыт, просвещает второе, т.е. культуру, второе дополняет первое. В этом счастливом переплетении жизнь и культура расцветают во всей их красоте.
Пусть вас не вводит в заблуждение небольшой объем этой книги: перед вами очень насыщенные страницы, которые можно читать и перечитывать.
Из размышлений Анджело Сколы я почерпнул кое-какие мысли, которые особенно отвечают тому, что помог мне понять личный опыт.
Анджело Скола говорит нам о старости – о своей старости, которая, как он пишет с обезоруживающей искренностью, настигла его «с внезапным и во многих отношениях неожиданным ускорением». Уже само то слово, которым он называет себя – «старый», находит отклик в моей душе.
Да, не нужно бояться старости, не нужно бояться принять старение, потому что жизнь есть жизнь, и приукрашивать реальность – значит изменять истине. Вернуть гордость понятию, которое у многих ассоциируется с каким-то нездоровым состоянием – это поступок, за который мы должны быть благодарны кардиналу Сколе.
Потому что сказать «старый» – не значит «выбросить на помойку», как порой внушает нам деградировавшая культура, которая только использует, а затем выбрасывает, когда пользы нет. Напротив, сказать «старый» – значит сказать «опытный», «мудрый», «знающий», «проницательный, «мыслящий», «слушающий», «неторопливый»… Те самые ценности, в которых мы так отчаянно нуждаемся!
Да, это правда – мы стареем, но проблема ведь не в этом: проблема в том, как мы стареем. Если ты переживаешь эту пору жизни как благодать, а не с обидой, если мы с чувством благодарности и признательности воспринимаем этот период (пусть даже длительный), когда ощущаем упадок сил, когда усталость тела становится все тягостнее и рефлексы уже не те, что в молодости, что ж, как учил нас Романо Гвардини, старость также становится возрастом жизни, по-настоящему плодотворным и способным излучать добро.
Анджело Скола указывает на чисто человеческое и общественное значение бабушек и дедушек. И я неоднократно подчеркивал, что их роль имеет фундаментальное значение для сбалансированного развития молодежи и, в конечном итоге, для формирования более мирного общества. Ведь их пример, их слова, их мудрость способны воспитать в молодых умение смотреть в далекой перспективе, привить им память о прошлом и верность непреходящим ценностям.
В безумии наших обществ, зачастую увлеченных эфемерными ценностями и нездоровой заботой о внешнем облике, мудрость престарелых становится маяком, который своим светом рассеивает мрак неопределенности и указывает направление внукам, могущим почерпнуть из их опыта «больше», чем из своей повседневной жизни.
Слова, посвященные Анджело Сколой теме страдания, которое часто сопровождает старение, а затем и смерть человека, можно назвать жемчужинами веры и надежды.
«В размышлениях этого брата-епископа я слышу отголоски богословия Ганса Урса фон Бальтазара и Йозефа Ратцингера – богословия, «созданного на коленях», проникнутого молитвой и диалогом с Господом.
«Вот почему выше я уже говорил, что эти страницы проистекают из «мысли и чувств» кардинала Сколы – не только из мысли, но и из эмоционального измерения, к которому относится и христианская вера, поскольку христианство – это не столько интеллектуальное действие или нравственный выбор, сколько скорее любовь к Личности, к тому Христу, Который вышел нам навстречу и решил назвать нас друзьями.
Сам вывод, напрашивающийся при чтении этих страниц авторства Анджело Сколы, представляющих собой откровенный рассказ о том, как он готовится к последней встрече с Иисусом, дает нам утешительную уверенность в том, что смерть – это не конец всего, а начало чего-то.
Это новое начало, как мудро сказано в названии, потому что вечная жизнь, которую любящие уже испытывают на земле среди повседневных занятий есть начало чего-то, чему не будет конца. И мы говорим о «новом» начале как раз-таки потому, что испытаем нечто, чего никогда до конца не испытывали – вечность.
Сейчас, когда я держу в руках эту книгу, мне в идеале хотелось бы повторить тот же жест, который я сделал, едва облачившись в Сикстинской капелле в белые одеяния Папы: с большим уважением и любовью обнять моего брата Анджело – сейчас мы оба уже постарше, чем в тот мартовский день 2013 г. Но нас всегда объединяет благодарность любящему Богу, Который подает нам жизнь и надежду в любом возрасте.
Перевод: "Кредо"
.