Евангелие, которое мы слышали, возвещает нам свершение пророчества, исполненного Святого Духа. И свершает его Тот, Кто идет «в силе Духа» (Лк 4, 14) – Иисус, Спаситель.
Слово Божье живо: через века оно проходит с нами и силой Святого Духа действует в истории. Ведь Господь всегда верен Своему обетованию, которое исполняет из любви к людям. Именно так говорит Иисус в назаретской синагоге: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 21).
Сестры и братья, какое счастливое совпадение! В воскресенье слова Божьего еще в начале Юбилея провозглашается эта страница из Евангелия от Луки, на которой Иисус предстает перед нами как Мессия, освященный помазанием (ср. ст. 18) и посланный «проповедовать лето Господне благоприятное» (ст. 19)! Иисус и есть Живое Слово, в котором все Писания находят свое полное свершение. И мы в этом «ныне» св. литургии давайте станем Его современниками: и мы, переполненные изумления, откроем сердца и разум для того, чтобы слушать Его, потому что, «когда в Церкви читается Священное Писание, говорит Он Сам» (II Ватиканский собор, конституция «Sacrosanctum concilium», 7). Я употребил одно слово: «изумление». Когда мы слышим Евангелие, слова Божьи, речь идет не только о том, чтобы слышать их, понимать их. Нет. Они должны коснуться сердца и произвести то, что я сказал – «изумление». Слово Божье всегда нас удивляет, всегда нас обновляет, проникает в сердце и всегда нас обновляет.
И с таким настроем радостной веры мы призваны воспринимать древнее пророчество как исходящее из Сердца Христова, остановившись на пяти деяниях, характеризующих миссию Мессии – уникальную и универсальную миссию. Уникальную, потому что Он и только Он может ее исполнить; универсальную, потому что Он хочет всех вовлечь в нее.
Прежде всего, Он послан «благовествовать нищим» (ст. 18). Вот то «Евангелие», благая весть, которую возвещает Иисус: Царство Божье близко! И когда Бог царствует, человек спасен. Господь идет посетить Свой народ, заботясь о смиренном и несчастном. Это Евангелие – слово сострадания, призывающее нас к милосердию, прощению долгов ближнему и великодушным социальным обязательствам. Не будем забывать, что Господь близок, милосерден и сострадателен. Близость, милосердие и сострадание – это стиль Бога. Он таков: милосердный, близкий, сострадательный.
Второе деяние Христа – «проповедовать пленным освобождение» (ст. 18). Братья, сестры, дни зла сочтены, так как будущее за Богом. Силой Духа Иисус избавляет нас от всякой вины и освобождает наши сердца, избавляет их от всех внутренних цепей, неся в мир прощение Отца. Это Евангелие – слово милосердия, призывающее нас стать страстными свидетелями мира, солидарности, примирения.
Третье деяние, которым Иисус исполняет пророчество – даровать «слепым прозрение» (ст. 18). Мессия открывает очи наших сердец, часто ослепленные прельщением силы и тщеславия – болезней души, которые мешают распознать присутствие Божье и делающих невидимыми слабых и страдающих. Это Евангелие – слово света, призывающее нас к истине, к свидетельству веры и последовательности жизни.
Четвертое деяние – «отпустить измученных на свободу» (ст. 18). Никакое рабство не устоит пред делом Мессии, которое делает нас братьями во имя Его. Тюрьмы гонений и смерти распахивает любящее могущество Божье, и потому это Евангелие – слово свободы, призывающее нас к обращению сердец, честности мыслей и стойкости в испытаниях.
И, наконец, пятое деяние – Иисус послан «проповедовать лето Господне благоприятное» (ст. 19). Речь идет о времени новом, которое не поглощает жизнь, а возрождает ее. Это Юбилей, как тот, который мы начали отмечать, с надеждой готовясь к окончательной встрече с Искупителем. Евангелие – слово радости, призывающее нас к принимать, хранить общение и идти паломниками к Царству Божьему.
Этими пятью деяниями Иисус уже исполнил пророчество Исаии. Осуществляя наше освобождение, Он возвещает нам, что Бог сближается с нашей бедностью, искупает нас от зла, просвещает наши очи, разбивает иго угнетения и позволяет нам погрузиться в ликование времени и истории, в которых Он присутствует, чтобы идти с нами и вести нас к вечной жизни. Мы знаем, что спасение, которое Он дарует нам, свершилось пока не до конца, но все же за войнами, несправедливостями, болью и смертью не останется последнее слово. Ведь Евангелие – это живое и надежное слово, которое не разочарует никогда. Евангелие никогда не разочаровывает.
Братья и сестры, давайте в это воскресенье, особым образом посвященное слову Божьему, возблагодарим Отца за то, что Он обратил к нам Свое Слово, ставшее человеком во спасение миру. Это событие предрекают все Писания, истинными авторами которых являются люди и Святой Дух (ср. II Ватиканский собор, догматическая конституция «Dei Verbum», 11). Вся Библия напоминает о Христе и Его деле, которое Дух актуализирует в нашей жизни и в истории. Читая Писания, молясь ими и изучая их, мы не только получаем информацию о Боге, но и принимаем Духа, напоминающего нам обо всем, что сказал и сделал Иисус (ср. Ин 14, 26). Поэтому наши сердца, воспламененные верой, с надеждой ожидают Божьего пришествия. Братья, сестры, мы должны приобретать более сильную привычку к чтению Писаний. Я с радостью советую всем обзавестись маленьким Евангелием, маленьким карманным Новым Заветом и носить его в сумке, всегда носить с собой, чтобы в течение дня брать и читать его. Один отрывок, два отрывка… Тогда весь день есть контакт с Господом. Одного маленького Евангелия достаточно для этого.
Ревностно ответим на радостную весть Христа! Ведь Господь говорил с нами не как с немыми слушателями, а как со свидетелями, призывая нас евангелизировать во все времена и всюду. Сегодня сорок братьев и сестер из самых разных уголков мира пришли сюда, чтобы взять на себя служение чтеца. Спасибо! Мы благодарны им и молимся о них. Мы все молимся о вас. Давайте все обязуемся нести благую весть бедным, возвещать освобождение пленным, а слепым – прозрение, срывать оковы с угнетенных и провозглашать год благодати Господней. И тогда да, сестры и братья, мы преобразим этот мир по воле Бога, сотворившего и искупившего его из любви. Спасибо!
Источник: vatican.va
Перевод: «Кредо»
.