Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня вернемся к катехизации юбилейного цикла об Иисусе Христе – нашей надежде. В начале своего Евангелия Лука показывает воздействие преобразующей силы слова Божьего, которое достигает не только между атриумов храма, но бедного дома юной Марии, которая, обручившись с Иосифом, все еще живет с родными.
Из Иерусалима великий божественный вестник Гавриил, самим своим именем прославляющий силу Божью, отправляется в селение, ни разу не упомянутое в еврейской Библии – Назарет. Тогда это была небольшая галилейская деревня на окраине Израиля, находившаяся в зоне, граничившей с язычниками и их сквернами.
Именно туда ангел несет послание настолько неслыханной формы и содержания, что потрясает и смущает сердце Марии. Вместо классического приветствия «Мир тебе» Гавриил обращается к Богородице с призывом «Радуйся!», «Веселись!» – ценная аллюзия на священную историю, так как пророки использовали его, когда предвещали пришествие Мессии (ср. Соф 3, 14; Ио 2, 21-23 ; Зах 9, 9). Это призыв к радости, с которым Бог обращается к Своему народу, когда заканчивается изгнание, и Господь дает ощутить Его живое и действенное присутствие.
Кроме того, Бог называет Марию именем любви, неизвестным в библейской истории: «κεχαριτωμένη», что означает «полная божественной благодати». Мария полна божественной благодати. Это имя говорит о том, что любовь Божья уже давно обитала и продолжает обитать в сердце Марии, показывает, насколько она «грациозна», и, прежде всего, какую благодать Божья отчеканилась внутри нее, сделав ее своим шедевром: полной благодати.
Это любящее имя, которое Бог дает только Марии, сразу сопровождается заверением: «Не бойся!», «Не бойся!», присутствие Господне всегда дает нам эту благодать бесстрашия, и потому ангел говорит Марии: «Не бойся!» «Не бойся» говорит Бог в течении истории Аврааму, Исааку, Моисею: «Не бойся!» (ср. Быт 15, 1; 26, 24; Втор 31, 8). И нам Он говорит: «Не бойся, иди вперед. Не бойся!»
- Отец, мне страшно.
- И что ты делаешь, когда…
- Извините, отец, скажу вам правду: я хожу к гадалке…
- Ходишь к гадалке?
- Ну, да: она гадает по руке…
Прошу: не бойтесь! Не бойтесь! Не бойтесь! Это прекрасно. «Я – твой Товарищ в пути»: во что говорит Марии. «Всемогущий», Бог «невозможного» (ср. Лк 1, 37) пребывает с Марией, Он вместе с ней и рядом с ней, ее попутчик, ее главный союзник, вечное «Я с тобой» (ср. Быт 28, 15; Исх 3, 12; Суд 6, 12).
Затем Гавриил объявляет Деве ее миссию, и в ее сердце эхом отдается множество библейских отрывков, где речь идет о царственности и мессианстве того Ребенка, Которого ей предстоит родиться, и этот Ребенок предстает как исполнение древних пророчеств. Слово, нисшедшее свыше, велит Марии стать матерью Мессии – того самого долгожданного давидового Мессии. Она – мать Мессии. Он станет Царем не в человеческом и плотском смысле, а в божественном, духовном. Его будут звать «Иисус», что значит «Бог спасает» (ср. Лк 1, 31; Мф 1, 21), напоминая всем и навсегда, что спасает не человек, а только Бог. Иисус есть тот, кто исполняет слова пророка Исаии: «Не ангел, а Он Сам спас их из любви и сострадания (Ис 63, 9).
Такое материнство потрясает Марию до глубины ее души. И как разумная женщина, умеющая читать события (ср. Лк 2, 19. 51), она старается понять, распознать происходящее. Мария ищет не снаружи, а внутри, потому что, как учит св. Августин, «in interno homine habitat veritas» (лат.: «внутри человека обитает истина» «De vera religione», 39, 72). И там, в глубине своего открытого и чуткого сердца, она слышит призыв довериться Богу, Который приготовил для нее особую «Пятидесятницу». Точно так же, как в начале творения (ср. Быт 1, 2), Бог хочет «образовать» Марию Своим Духом – той силой, которая способна открыть закрытое, не разрушая, не покушаясь на свободу человека. Он желает окутать ее «облаком» Своего присутствия (ср. 1 Кор 10, 1-2), чтобы Сын жил в ней, а она в Нем.
И Мария воспламеняется доверием: она – «светильник со множеством лучей», как говорит Феофан в своем «Благовещенском каноне». Она отдается, подчиняется, освобождает место: это «брачный покой, устроенный Богом» (там же). Мария принимает Слово в собственную плоть и таким образом начинает величайшую миссию, когда-либо возложенную на женщину, на человеческое существо. Она становится на служение: наполненная всем не как рабыня, а как соработница Бога Отца, полная достоинства и власти, чтобы распоряжаться, как в Кане, дарами из божественной сокровищницы, чтобы многие могли безгранично черпать из нее.
Сестры, братья, давайте учиться у Марии, Матери Спасителя и нашей Матери, позволять божественному Слову открывать нам слух, принимать и сохранять Его, чтобы Оно превратило наши сердца в скинии Его присутствия, в гостеприимные дома, где растет надежда. Спасибо!
Источник: vatican.va
Перевод: «Кредо»
.