Папа начал катехизацию, связанную с Юбилеем - «Иисус Христос, наша надежда»







ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 18 декабря 2024 г.
Цикл – Юбилей 2025 г. Иисус Христос – наша надежда. I. Детство Иисуса 1: Родословие Иисуса (Мф 1, 1-17). Вступление Сына Божьего в историю





Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы начинаем цикл катехизации, который продлится весь Юбилейный год. Тема: «Иисус Христос – наша надежда». Ведь именно Он – цель нашего паломничества, и Он же Сам – путь, который следует пройти.

Первая часть будет посвящена детству Иисуса в изложении евангелистов Матфея и Луки (ср. Мф 1 – 2; Лк 1 – 2). В Евангелиях детства рассказывается о девственном зачатии Иисуса и Его рождении из чрева Марии. Они отсылают к мессианским пророчествам, исполняющимся в Нем, и говорят о юридическом отцовстве Иосифа, который «прививает» Сына Божьего к стволу династии Давидовой. Мы видим Его новорожденным, ребенком и подростком, который слушается Своих родителей и в то же время осознает Себя всецело отданным Отцу и Его Царству. Повествования двух евангелистов отличаются тем, что, если Лука рассказывает о событиях с точки зрения Марии, то Матфей – с точки зрения Иосифа с упором на его беспрецедентное отцовство.

Матфей открывает свое Евангелие и весь новозаветный канон «родословием Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф 1, 1). Следует список имен, уже упомянутых в еврейских Писаниях, отражающий правду истории и правду человеческой жизни. Действительно, «родословие Господне отвечает подлинной истории, в которой было несколько проблематичных, мягко говоря, имен, и выделяется грех царя Давида (ср. Мф 1, 6). Все, однако, завершается и расцветает в Марии и Христе (ср. Мф 1, 16)» (Послание об обновлении процесса изучения истории Церкви, 21 ноября 2024 г.). Кроме того, отображается истина жизни человеческой, переходящей от одного поколения к другому, передавая три реалии: имя, заключающее в себе уникальную идентичность и миссию, принадлежность к определенной семье и народу и, наконец, веру в Бога Израилева.

Родословие – это литературный жанр, т.е. удобная форма передачи одной весьма важной истины: никто не дает жизнь сам себе, а получает ее в дар от других. В нашем случае речь идет об избранном народе и о том, что, когда наследник сокровищ веры предков передает жизнь детям, он вместе с ней передает им и веру в Бога.

Однако в отличие от родословий Ветхого Завета, где перечислены только мужские имена, потому что в Израиле имя отца становится частью имени сына, в списке Матфея среди предков Иисуса указаны также женщины. Их там пятеро: Фамарь – невестка Иуды, которая, овдовев, притворилась проституткой, чтобы обеспечить наследников своему умершему мужу (ср. Быт 38); Рахав – иерихонская проститутка, укрывшая у себя еврейских лазутчиков в Земле обетованной и тем самым помогшая завоевать ее (ср. Нав 2); Руфь – моавитянка из одноименной книги, которая сохранила верность своей свекрови и заботилась о ней, а затем стала прабабушкой царя Давида; Вирсавия, с которой Давид совершает прелюбодеяние, убивает ее мужа, и она становится матерью Соломона (ср. 2 Цар 11); наконец, Мария из Назарета, супруга Иосифа из дома Давидова: от нее родился Мессия, Иисус.

Первых четырех женщин объединяет не то, что они – грешницы, как порою говорят, а то, что они чужие для израильского народа. Тем самым, как писал Бенедикт XVI, Матфей указывает на то, что «через них входит… в генеалогию Иисуса мир языческих народов – Его миссия в отношении евреев и язычников становится очевидной» («Детство Иисуса», Милан – Град Ватикан, 2012 г., 15).

Если предыдущие четыре женщины упоминаются рядом с рожденным ими мужчиной или с тем, кто его породил, то Мария выделена особым образом: она знаменует новое начало, сама является новым началом, потому что в ее истории протагонистом зарождения является не творение, а Сам Бог. Это хорошо показывает глагол «родился»: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф 1, 16). Иисус – сын Давида, привитый Иосифом к этой династии и предназначенный к тому, чтобы быть Мессией Израилевым, но Он также – сын Авраама и женщин-чужеземок, предназначенный, таким образом, к тому, чтобы быть светом для язычников (ср. Лк 2, 32) и «Спасителем мира» (Ин 4, 42).

Сын Божий, посвященный Отцу с миссией явить Его лик (ср. Ин 1, 18; Ин 14, 9), приходит в этот мир, как все человеческие дети, так что в Назарете его будут называть «сыном Иосифа» (Ин 6, 42) или «сыном плотника» (Мф 13, 55). Истинный Бог и истинный человек.

Братья и сестры, будем с благодарностью помнить о наших предках. И в первую очередь будем благодарить Бога, Который при посредничестве Матери Церкви родил нас для вечной жизни, для жизни Иисуса – нашей надежды.

* * *

Сердечно приветствую италоязычных паломников. Приветствую, в частности, приходы Фермо вместе с их архиепископом, группы из Сецце, оркестр из Серино, учащихся из Сан-Бенедетто-дель-Тронто.

Мои мысли обращаются, наконец, к молодежи, больным, престарелым и новобрачным. Рождество уже близко, и мне очень нравится думать о том, что в ваших домах уже стоят вифлеемки: этот важный элемент нашей духовности и нашей культуры – чарующее напоминание об Иисусе, пришедшем в мир, чтобы «обитать с нами».

И еще, дорогие братья и сестры, давайте молиться о мире. Не будем забывать о народах, терзаемых войной: Палестину, Израиль и всех страдающих, Украину, Мьянму… Не будем забывать молиться о мире, чтобы закончились войны. Попросим Князя мира, нашего Господа, дать нам эту благодать: мир – мир во всем мире. Война, и мы должны помнить об этом, это всегда поражение, всегда! Война – это всегда поражение.

Всем мое благословение!



Источник: vatican.va
Перевод: "Кредо"
















.