Добрый день, дорогие братья и сестры!
По размышлении над освящающим и харизматическом воздействии Святого Духа сегодняшнюю катехизацию мы посвятим другому аспекту – Его участию в благовествовании, т.е. Его роли в проповеди Церкви.
Первое послание Петра называет апостолов «благовествовавшими Духом Святым» (ср. 1, 12). В этом выражении отражены две существенные составляющие христианской проповеди: ее содержание, т.е. благая весть, и средство, т.е. Святой Дух. Скажем несколько слов о том и о другом.
В Новом Завете термин «Евангелие» имеет два основных значения. Он может указывать на одно из четырех канонических Евангелий: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и в этом смысле «Евангелие» означает благую весть, которую нес Иисус при Своей земной жизни. После Пасхи слово «Евангелие» приобретает новое значение благой вести об Иисусе, т.е. о пасхальной тайне смерти и воскресения Господня. Именно это называет «Евангелием» апостол Павел, когда пишет: «Не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1, 16: словом «благовествование» в русском переводе передано греческое «εὐαγγέλιον» в оригинальном тексте, т.е. «евангелие» или, если дословно, «добрая весть» – прим. ред.).
Проповедь Иисуса, как затем и проповедь апостолов, также содержит все нравственные установки, вытекающие из Евангелия, начиная с десяти заповедей и заканчивая «новой» заповедью любви. Однако, чтобы избежать ошибки, изобличенной апостолом Павлом, т.е. не ставить закон прежде благодати, а дела – прежде веры, необходимо всегда заново начинать с благовестия о том, что Христос сделал для нас. Вот почему в апостольском увещевании «Evangelii gaudium» такое ударение делается на первую из двух составляющих, т.е. на керигму или «возвещение», от которого зависит любое нравственное применение.
Ведь «в катехизации фундаментальную роль играет первая проповедь или керигма, которая должна быть в центре евангелизационной деятельности и всех намерений церковного обновления… Когда мы говорим о «первой» проповеди, это не значит, что она произносится в начале, а затем забывается или замещается другим, более превосходным содержанием. Она – первая в качественном понимании, потому что главная: та, к которой постоянно нужно возвращаться, потому что каждый раз она звучит по-разному, и которую постоянно нужно в той или иной форме повторять при катехизации на всех ее этапах и в рамках всех ее пунктов… Будет ошибкой думать, что в процессе катехизации керигма остается в стороне, уступая место якобы более «основательной» подготовке. Нет ничего основательнее, глубже, надежнее, содержательнее и мудрее, чем эта проповедь» (пп. 164-165), т.е. керигма.
До сих пор мы размышляли над содержанием христианской проповеди. Но нужно помнить о средстве возвещения. Евангелие должно провозглашаться «Духом Святым» (1 Петр 1, 12). Церковь должна делать именно то, о чем говорил Иисус в начале Своего публичного служения: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4, 18). Проповедовать по помазанию Святого Духа – значит вместе с идеями и учением также передавать жизнь и убежденность в нашей вере. Это значит искать опоры «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы», как писал св. Павел (1 Кор 2, 4).
Кто-то мог бы возразить, что такое легко сказать, но как претворить это на деле, если все зависит не от нас, а от нисшествия Святого Духа? На самом деле, есть одна вещь, которая от нас зависит, и даже две. Кратко остановлюсь на них. Первая – это молитва. Дух Святой нисходит на молящегося, потому что Отец Небесный, как написано, «даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк 11, 13), особенно если просящий просит Его, чтобы возвещать Евангелие Сына! Горе тому, кто проповедует без молитвы! Он становится одним из тех, кого апостол называет «медью звенящей или кимвалом звучащим» (1 Кор 13, 1).
Итак, первое, что от нас зависит – это молитва о нисшествии Святого Духа. Второе – это проповедовать не самих себя, а Господа Иисуса (ср. 2 Кор 4, 5).
Это что касается проповеди. Порой бывают длинные проповеди: по 20 минут, по 30… Но извините: проповедники должны нести идею, чувство, призыв к действию. После восьмой минуты проповедь выдыхается, ее никто уже не понимает. Говорю это проповедникам… (аплодисменты). Вижу, что вам приятно это слышать! Иногда можно увидеть мужчин, которые, когда начинается проповедь, идут на улицу, чтобы выкурить сигарету, а потом входят обратно. Пожалуйста, проповедь должна быть идеей, чувством и побуждением к действию. И никогда не проповедуйте дольше десяти минут. Это очень важно.
Второе, о чем было сказано выше, это проповедовать не самих себя, а Господа. Нет смысла слишком долго говорить об этом, поскольку каждый, кто занят в евангелизации, и так хорошо знает, что на практике значит не проповедовать себя. Ограничусь лишь деталями конкретного применения этого требования. Не проповедовать самого себя подразумевает, помимо прочего, не отдавать всегда приоритет пастырским инициативам, которые продвигаются нами и связаны с нашим именем, а охотно реализовывать при необходимости инициативы, предлагаемые общиной или возложенные на нас по послушанию.
Да поможет нам Святой Дух, да ведет Он нас и да научит Церковь проповедовать так Евангелие мужчинам и женщинам нашего времени! Спасибо.
* * *
От всего сердца приветствую италоязычных паломников. Приветствую, в частности, группу «К Иисусу через Марию», кооператив «Джада» из Колле-Саннита и волонтеров Национального экологического корпуса.
Наконец, мои мысли обращаются к молодым, больным, престарелым и новобрачным. Время Адвента, которое только началось, предлагает нам в эти дни сияющий пример Пренепорочной Девы. Да побуждает она вас на вашем пути единения со Христом и да поддерживает в вас надежду.
И прошу: продолжим молиться о мире! Война — это поражение человека. Война не решает проблем, война — это зло, война разрушает. Помолимся о воюющих странах. Не будем забывать об измученной Украине, не будем забывать о Палестине, Израиле, Мьянме… Столько погибших детей, столько погибших невинных! Давайте молиться, чтобы Господь помог нам прийти к миру. Давайте всегда молиться о мире.
Всем мое благословение!
Источник: vatican.va
Перевод: "Кредо"
.