Плоды Святого Духа. Радость














ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 27 ноября 2024 г.

Цикл катехизации. Дух и невеста. Святой Дух ведет народ Божий навстречу Иисусу – нашей надежде 15: Плоды Святого Духа. Радость








Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

После того, как мы поговорили об освящающей благодати и харизмах, мне хотелось бы сегодня остановиться на третьей реальности, связанной с действием Святого Духа: «плодах Духа». Что такое плод Духа? Св. Павел приводит перечень этих плодов в послании к Галатам. Он пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (5, 22). Девять плодов Духа. Но что такое этот «плод Духа»?

В отличие от харизм, которые Дух дает кому хочет и когда хочет во благо Церкви, плоды духа, т.е., повторюсь, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, являются результатом сотрудничества между благодатью и нашей свободой. Эти плоды всегда отражают креативность человека, в котором «вера действует любовью» (Гал 5, 6) порой неожиданно и радостно. Не все в Церкви могут быть апостолами, пророками, евангелистами, но каждый вне всяких различий может и должен преисполниться любви, терпения, смирения, быть миротворцем и т.д. Да, все мы должны преисполниться любвивсе должны быть терпеливыми, все должны быть смиреннымисеять мир, а не войну.

Среди плодов Духа, перечисленных апостолом, мне нравится выделять один, упомянутый в первых строках апостольского увещевания «Evangelii gaudium»: «Радость Евангелия наполняет сердца и всю жизнь повстречавших Иисуса. Те, кто соглашается принять спасение от Него, освобождаются от греха, печали, внутренней пустоты и изоляции. С Иисусом Христом непрестанно рождается и возрождается радость» (п. 1). Иногда бывают грустные моменты, но всегда есть мир. С Иисусом есть радость и мир.

Для плода Духа радости и любой другой человеческой радости общим является определенное чувство полноты и удовлетворения, из-за которого нам хотелось бы, чтобы оно длилось вечно. Однако мы по опыту знаем, что так не бывает, потому что все здесь быстро проходит. Все быстро проходит. Подумаем вместе: молодость быстро проходит, здоровье, сила, благополучие, дружба, любовь… Разве они длятся сто лет? В любом случае, не более того. Но даже если такие вещи проходят не скоро, спустя они уже недостаточны, а, может быть, даже наводят скуку, потому что, как сказал, обращаясь к Богу, св. Августин: «Ты создал нас для Себя, Господи, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».1 В сердце живет беспокойство, и оно ищет красоты, мира, любви и радости.

Радость Евангелия, евангельская радость, в отличие от любой другой радости, способна обновляться каждый день и заражать других. «Лишь встреча (или повторная встреча) с любовью Божьей, перетекающая в счастливую дружбу, способна выкупить нас из темницы нашего изолированного сознания и самоотносимости… Здесь источник евангелизаторской деятельности. Ведь, если кто-то принял любовь, которая вернула ему смысл жизни, то как он может не нести ее другим?» («Evangelii gaudium», 8). Вот двоякая характеристика радости как плода Духа: ей не только не грозит неизбежный износ времени, но она еще и умножается, когда ею делятся с другими! Настоящей радостью делятся с другими и «заражают» их.

Пять веков назад здесь, в Риме, жил один святой, которого звали Филипп Нери. Он вошел в историю как святой радости. Бедным и брошенным детям из своей молельни этот святой говаривал: «Веселее, ребята; не хочу видеть хмурой серьезности или меланхолии. Для меня достаточно, чтобы вы не грешили». И добавлял: «Будьте хорошими, если можете!» Но не многие знают, из какого источника проистекала его радость. Св. Филипп Нери пылал такой любовью к Богу, что иногда казалось, будто сердце разрывается в его груди. Его радость была в самом полном смысле плодом Духа. Он участвовали в праздновании юбилея 1575 г., которое обогатил сохранившейся доселе традицией посещения семи церквей. То был истинный евангелизатор посредством радости в свое время. И у него была черта, свойственная Иисусу: он прощал всегда, все прощал. Возможно, кто-то из нас думает: «Но я ведь совершил такой грех, и нет мне прощения за это…». Прислушайтесь хорошенько: Бог прощает все, Бог всегда прощает. И в этом радость: в прощении Бога. Священникам и исповедникам я всегда говорю: прощайте все, не расспрашивайте слишком много, а прощайте все, все и всегда.

Слово «Евангелие» означает «радостная весть». Поэтому нужно причащаться не с вытянутыми лицами и угрюмыми физиономиями, а с радостью того, кто нашел спрятанное сокровище и драгоценную жемчужину. Вспомним призывс которым св. Павел обращается к верующим Церкви Филипп, а сейчас и ко всем нам: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь.Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Флп 4, 4-5).

Дорогие братья и сестры, радуйтесь радостью Иисуса в сердце. Спасибо.

* * *

Приветствую италоязычных паломников. Приветствую, в частности, Непрестанных поклонниц святейшего таинства, верующих из святилища св. Роха в Гризолии, группы из Сан-Фердинандо-ди-Пулья и участников Дня учения св. Иоанна Павла II.

От всего сердца приветствую школьников, в частности, из Корато, Барлетты, Андрии и Сант-Антонио-Абате. И особым образом приветствую этих ребят, стоящих здесь, всех вас. Спасибо, что пришли сюда.

Наконец, мои мысли обращаются к молодым, больным, пожилым и новобрачным. В следующее воскресенье начинается Адвент как подготовка к Рождеству Христову. Призываю всех вас провести это «мощное время» в молитвенной бодрствовании и палкой надежде.

На следующей неделе вместе с Адвентом начнется также перевод на китайский язык синтеза катехизических поучений, произнесенных на этих аудиенциях.

И не будем забывать об измученном украинском народе. Он так страдает. И вы, дети, ребята, подумайте об украинских детях и ребятах, которые сейчас страдают без отопления в очень суровую, очень холодную зиму. Молитесь об украинских детях и ребятах. Вы будете это делать? Будете молиться? Все вы. Не забывайте. И помолимся также о мире в Святой земле, в Назарете, Палестине, Израиле… Да будет мир, да будет мир! Люди столько страдают. Давайте все вместе молиться о мире.

Всем мое благословение!

 
 

1 «Исповедь», I, 1.

 





Источник: vatican.va
Перевод: "Кредо"















.