Добрый день, дорогие братья и сестры!
В ходе трех последних катехизаций мы говорили об освящающем действии Святого Духа, производимом в таинствах, молитве и следовании примеру Богоматери. Но давайте послушаем, что сказано в известном тексте II Ватиканского собора: «Святой Дух освящает народ Божий, ведет его и украшает добродетелями не только посредством таинств и служений, но “разделяя каждому особо, как Ему угодно”» (1 Кор 12, 11). («Lumen gentium», 12). И у нас также есть личные дары, которые каждому подает один и тот же Дух.
Так что пришло время поговорить об этом втором способе действия Святого Духа, т.е. действии харизматическом. Немного сложное слово, но я объясню. Две вещи помогают понять, что такое харизма. Во-первых, харизма – это дар, данный на общую пользу (ср. 1 Кор 12, 7), чтобы он был полезен всем. Другими словами, он обычно и изначально предназначен не для освящения самого человека, а для служения общине (ср. 1 Петр 4, 10). Вот первый аспект. Во-вторых, харизма – это дар, данный в особой мере «одному» или «некоторым», а не всем одинаково, и это отличает его от освящающей благодати, богословских добродетелей и таинств, которые, напротив, одинаковые и общие для всех. Такая харизма дается конкретному человеку или отдельной общине. Это дар, который дает тебе Бог.
То же разъясняет нам Собор, который говорит, что Святой Дух, «распределяет среди верующих всех разрядов также особую благодать, посредством которой Он придает им способность и готовность к принятию различных дел или служений, полезных для обновления и дальнейшего созидания Церкви, по сказанному: “Каждому дается проявление Духа на общую пользу” (1 Кор 12, 7)» (там же).
Харизмы – это «ожерелья», украшения, которые Дух Святой раздает, чтобы прекрасна была невеста Христова. Так что понятно, почему этот соборный текст заканчивается следующим увещеванием: «Эти благодатные дары – как изряднейшие, так и более простые и шире распространенные – в первую очередь приспособлены к нуждам Церкви и полезны, они должны приниматься с благодарением и утешением» (там же).
Бенедикт XVI подчеркивал: «Тот, кто посмотрит на историю пособорной эпохи, сможет узнать динамику истинного обновления, которая часто принимала неожиданные формы в наполненных жизнью движениях и делала почти осязаемой неисчерпаемую живость Святой Церкви». Здесь речь идет о харизме, данной группе посредством одного человека.
Нам нужно заново открыть для себя харизмы, потому что это позволит понимать усиление роди мирянин и особенно женщины не только как институциональный и социологический факт, но и в его библейском и духовном измерении. Миряне – не последние, нет. Миряне – не какие-то сторонние сотрудники или «вспомогательные отряды» духовенства, нет! У них есть свои харизмы и дары, благодаря которым они могут внести свой вклад в исполнение миссии Церкви.
Здесь следует добавить еще кое-что: говоря о харизмах, нужно сразу отказаться от заблуждения, когда их отождествляют со зрелищными и экстраординарными талантами и способностями. Напротив, это обычные дары, которые приобретают необычайную ценность, если вдохновляются Духом Святым и с любовью воплощаются в обстоятельствах жизни. У каждого из нас есть такая харизма. Такая интерпретация харизмы важна, потому что многие христиане, услышав о харизмах, переживают грусть или разочарование, так как убеждены, что не обладают ими, и это заставляет их чувствовать себя обделенными или христианами второго сорта. Нет, не бывает христиан второго сорта, нет. У каждого есть своя личная и общинная харизма. В свое время еще св. Августин отвечал им очень красноречивым сравнением: «Если ты любишь, – говорил он своим верующим, – того, что у тебя есть, уже не мало. Ведь если ты любишь единство, все то, чем в Церкви кто-то обладает, то ты тоже обладаешь этим! Только глаз в теле имеет способность видеть, но разве глаз видит лишь для себя? Нет, он видит для руки, для ноги и для всех прочих частей».1
Так раскрывается тайна того, почему апостол называет любовь «путем еще превосходнейшим» (1 Кор 12, 31): она побуждает меня любить Церковь или общину, в которой я живу, и в этом единстве все харизмы, а не только некоторые, являются «моими», так же как и «мои» харизмы, пусть даже они кажутся незначительными, принадлежат всем и и служат на пользу всем. Любовь умножает харизмы: она делает харизму одного отдельного человека харизмой всех. Спасибо!
_______________________________
ОБЪЯВЛЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЕ
По случаю Международного дня прав детей и подростков, который отмечается сегодня, хочу объявить, что 3 февраля следующего года здесь, в Ватикане, пройдет Всемирная встреча по правам детей под девизом «Давайте любить и защищать их» с участием экспертов и общественных деятелей из разных стран. Это будет возможность окрыть новые пути поддержки и защиты миллионов детей, которые по-прежнему лишены своих прав, живут в тяжелых условиях, подвергаются эксплуатации и злоупотреблениям и страдают от драматических последствий войн.
Здесь есть группа детей, которая подготавливает этот день. Спасибо всем вам, кто занимается этим. А вот смелая девочка идет сюда… Они все идут! Дети ведь такие: один пойдет, и все за ним! Поприветствуем детей! Спасибо вам! Добрый день!
Хотел бы также сообщить, что в следующем году, в День детей, я канонизирую бл. Карло Акутиса, а в День молодежи следующего года – бл. Пьера Джорджо Фрассати.
Вчера истекла тысяча дней с момента вторжения на Украину. Трагическая дата, если вспомнить, сколько жертв и разрушений оно причинило, но в то же время позорная катастрофа для всего человечества! Однако это не значит, что мы можем оставить терзаемый украинский народ в одиночестве или прекратить умолять о мире и делать все, чтобы оружие уступило место диалогу, а противостояние – встрече.
Позавчера я получил письмо от одного студента из Украины, в котором он пишет: «Отец, когда в среду Вы вспомните мою страну и сможете обратиться ко всему миру в тысячный день этой ужасной войны, прошу Вас, не говорите только о наших страданиях, но будьте также свидетелем нашей веры: даже если она несовершенна, ее ценность не меньше от этого, потому что она скорбными мазками пишет образ воскресшего Христа. За эти дни в моей жизни было слишком много смертей. Жить в городе, где ракета убивает и ранит десятки гражданских, видеть столько слез тяжело. Мне хотелось бы сбежать, мне хотелось бы вновь стать ребенком, которого обнимает его мама, мне просто хотелось бы жить в тишине и любви, но я благодарю Бога, потому что эта боль учит меня любить еще сильнее. Боль – это не только повод для ярости и отчаяния. Если она опирается на веру, то оказывается хорошим учителем любви. Отец, если эта боль заставляет страдать, то значит – ты любишь, и поэтому, когда Вы будете говорить о нашей боли, когда Вы вспомните тысячу день страданий, то вспомните также о тысяче дней любви, потому что только любовь, вера и надежда придают истинное значение ранам». Так написал этот украинский парень-студент.
* * *
Приветствую италоязычных паломников. В частности, приветствую участников международного съезда, организованного Августинианской семьей, Фондом “Pro musica e arte sacra” и волонтерами из “Il Testimone del volontariato Italiano”.
С радостью приветствую курсантов-карабинеров из Школы Веллетри, получивших миропомазание, и призываю их к служению обществу на пути веры. Спасибо вам за ваше свидетельство.
Наконец, мои мысли обращаются к молодым, больным, пожилым и новобрачным. В следующее воскресенье, последнее воскресенье рядового времени, мы будем праздновать торжество Христа – Царя Вселенной. Призываю каждого познать присутствие Господа в своей жизни и принять участие в созидании Его Царства любви и мира.
Завтра, в литургическую память Введения во храм Пресвятой Богородицы, будет отмечаться также День молящихся. Заверяем в своей близости затворнических сестер, призванных Господом к созерцательной жизни. Пусть затворнические монастыри не останутся без необходимой духовной и материальной поддержки общины Церкви. Всем вам мое благословение!
1 св. Августин, «Рассуждения на Иоанна», 32, 8.
Источник: vatican.va
Перевод: "Кредо"
.