Апостольская поездка Его Святейшества Франциска
в Индонезию, Папуа – Новую Гвинею, Восточный Тимор и Сингапур
(2-13 сентября 2024 г.)
СВЯТАЯ МЕССА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА
Эспланада Таси-Толу (Дили, Восточный Тимор),
вторник, 10 сентября 2024 г.
«Младенец родился нам, Сын дан нам» (Ис 9, 5).
С такими словами пророк Исаия в первом чтении обращается к жителям Иерусалима, переживавшего тогда момент материального расцвета, который, к сожалению, был отмечен также глубоким нравственным упадком.
Богатств может быть много, но благоденствие ослепляет сильных, создает у них иллюзию самодостаточности, Господь им более не нужен, и мания величия доводит их до эгоизма и неправого отношения к другим. Именно поэтому, даже когда земных благ так много, бедняки остаются предоставлены себе и терпят голод, распространяется неверие, и религиозные практики все более сводятся к чистой формальности. В итоге обманчивый фасад идеального на первый взгляд мира скрывает за собой гораздо более мрачную, суровую и жестокую реальность, в которой так необходимы обращение, милосердие и исцеление.
Поэтому пророк и предвещает своим согражданам, что Бог откроет перед ними новый горизонт: будущее надежды, будущее радости, из которого будут навеки изгнаны насилие и войны (ср. Ис 9, 1-5). Он зажжет для них великий свет (ср. ст. 2), который рассеет гнетущую их тьму греха, причем сделает это не силой армий, оружия или богатства, а даруя им Сына (ср. ст. 6-7).
Давайте остановимся и поразмышляем над этим образом: Бог зажжет Свой свет, спасающий посредством дара в виде Сына.
Рождение ребенка – это везде светлое событие, момент радости и праздника, порой пробуждающий в нас также добрые намерения, желание стать лучше, вернуться к чистоте и простоте. При взгляде на новорожденного даже самое черствое сердце становится теплее и наполняется нежностью. Слабость младенца всегда кроет в себе послание столь сильное, что трогает даже самые затвердевшие души, пробуждая в них движение и стремление к гармонии и внутреннему миру. Просто чудо, братья и сестры, что происходит при рождении ребенка!
Близость Бога в лице ребенка. Бог Сам становится ребенком. И не только для того, чтобы удивить нас и растрогать, но и для того, чтобы мы открылись любви Отчей и дали ей формировать нас, дабы она исцелила наши раны, заставила по новому взглянуть на разногласия и навела порядок в нашей экзистенции.
В Восточном Тиморе меня восторгает обилие детей: вы – молодая страна, в каждом уголке которой чувствуется биение жизни, простой бьющей ключом. И это дар, великая милость: ведь такое число молодых и детей постоянно обновляет нашу энергию и нашу жизнь. Но в еще большей степени это для нас знак того, что нужно приготовить им, этим маленьким, место, принимать их, заботиться и также самим стать маленькими пред Богом и друг перед другом – именно подобный настрой открывает нас для действия Господа. Став детьми, мы позволяем Богу действовать в нас.
Сегодня мы почитаем нашу Владычицу как Царицу, т.е. мать Царя Иисуса, Который пожелал родиться Младенцем, стать нашим Братом, когда просил у скромной и хрупкой девушки слова «да» (ср. Лк 1, 38).
Мария прониклась этим настолько, что решила оставаться маленькой всю свою жизнь и становиться все меньше и меньше, служа, молясь и исчезая, чтобы дать место Иисусу, даже когда это стоило ей многого.
Поэтому, дорогие братья и дорогие сестры, не будем бояться сделаться маленькими пред Богом и друг перед другом, не будем бояться потерять свою жизнь, дарить свое время, пересматривать, когда это нужно, свои программы и масштабы своих проектов, но не для того, чтобы их сузить, а для того, чтобы сделать их еще прекраснее, отдавая самих себя и принимая других.
Весьма подходящим символом этому могут служить хорошо символизируют два прекрасных национальных убранства этой страны: кайбаук и белак. Оба делаются из драгоценного металла, а это значит, что они очень важны!
Первый символизирует рога буйвола и солнечный свет и водружается наверх, украшая голову и крыши жилищ. Он говорит о силе, энергии и тепле и может означать силу Бога, дающего жизнь. Но не только: водруженный на голову и на крышу домов он напоминает нам, что с помощью света слова Господа и силой Его благодати мы тоже своими решениями и делами можем участвовать в реализации великого замысла искупления.
А второй, т.е. белак, который помещается на груди, дополняет первый. Он напоминает нежное сияние луны, которая смиренно отражает в ночной тьме солнечный свет, обволакивая все мягким свечением. Это убранство говорит о мире, плодородии, кротости и символизирует нежность матери, которая деликатным блеском своей любви заставляет все, чего касается, сиять тем же светом, который сама получает от Бога.
Кайбаук и белак – сила и нежность Отца и Матери. Так Господь являет Свою царственность, сотканную из любви и милосердия.
Итак, давайте на этой Евхаристии попросим вместе, каждый из нас, как женщины и мужчины, как Церковь, как общество умения отражать в этом мире мощный свет, нежный свет Бога любви – того Бога, Который, как мы молились в ответном псалме, «из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями…» (Пс 113/112/, 7-8).
* * *
Дорогие братья и сестры!
Я долго думал над тем, что самое лучшее из того, что есть у Тимора. Сандал? Рыболовство? Нет, это не самое лучшее. Самое лучше – это его народ. Не могу забыть людей, стоявших по обе стороны улицы с детьми. Сколько же у вас детей! Самое лучшее, что есть у любого народа – это улыбки его детей. У народа, который учит детей улыбаться, есть будущее.
Но осторожно! Мне сказали, что на некоторых пляжах встречаются крокодилы. Они подплывают, а укус у них сильнее любого, с которым мы могли бы еще справиться. Так что осторожно! Остерегайтесь тех крокодилов, которые хотят извратить вашу культуру, хотят извратить вашу историю. Храните вашу верность. И не приближайтесь к тем крокодилам, потому что они кусают, сильно кусают.
Желаю вам мира. А еще желаю, чтобы у вас и впредь было много детей: пусть улыбкой этого народа будут его дети! Заботьтесь о своих детях, но не забывайте и о своих стариках, в которых живет память этой земли.
Спасибо, большое спасибо за вашу любовь, за вашу веру. Вперед с надеждой!
А теперь попросим Господа благословить всех нас, а затем споем гимн Деве Марии.
Источник: vatican.va
Перевод: "Кредо"
.