Апостольская поездка его святейшества Франциска
Индонезия, Папуа – Новая Гвинея, Восточный Тимур, Сингапур
(2-13 сентября 2024 г.)
СВЯТАЯ МЕССА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА
Стадион «Гелора Бунг Карно» (Джакарта, Индонезия),
четверг, 5 сентября 2024 г.
Встреча с Иисусом побуждает нас жить, следуя двум главным установкам, благодаря которым мы становимся Его учениками. Первая из них: слушать слово, вторая: жить словом. Сначала – «слушать», потому что все рождается от слушания, начинается с того, что мы открываемся Ему, принимаем ценный дар дружбы с Ним. Но затем важно жить принятым словом, чтобы не стать суетными слушателями, которые обманывают самих себя (ср. Иак 1, 22), не превратиться в тех, кто только слушает ушами, но семя слова не падает в сердца и не меняет образ нашей мысли, чувств и действий, а это плохо. Слово, дарованное нам, которое мы слышим, хочет стать жизнью, преобразить ее, воплотиться в нашей жизни.
Эти две главных установки: слушать слово и жить словом, мы можем видеть и в только что зачитанном Евангелии.
Сначала: слушать слово. Евангелист рассказывает, что к Иисусу стекалось множество людей, и «народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божье» (Лк 5, 1). Они ищут его, алчут и жаждут слова Господа и слышат, как оно звучит в словах Иисуса. Эта сцена, которую мы много раз видим в Евангелии, говорит нам, что человеческое сердце всегда ищет истины, способной насытить и утолить его желание счастья. Ведь нас не могут удовлетворить только слова человеческие, критерии мира сего, земными рассуждения. Нам всегда нужен свет, нисходящий свыше, чтобы осветить наши шаги, живая вода, способная напоить пустыни душ, утешение, которое не обманет, потому что течет с небес, а не из эфемерных земных реалий. Братья и сестры, посреди оглушающего грохота и суетности слов человеческих нам нужно слово Божье – единственное, которое может быть компасом на нашем пути, единственное, которое, несмотря на множество ран и потерь, способно вновь показать нам истинный смысл жизни.
Братья и сестры, не будем забывать об этом: первая задача ученика (а все мы – ученики!) состоит не в том, чтобы носить наряд внешне совершенной религиозности, делать что-то необыкновенное или вершить великие дела. Нет. Первая задача, первый шаг состоит в том, чтобы научиться слышать единственное спасительное слово — слово Иисуса, как мы видим это в том эпизоде из Евангелия, в котором Учитель садится в лодку Петра и немного отплывает от берега, чтобы люди лучше слышали Его проповедь (ср. Лк 5, 3). Наша жизнь веры начинается тогда, когда мы смиренно принимаем Иисуса в лодку своего бытия, освобождаем Ему место, прислушиваемся к Его Слову и начинаем спрашивать себя, сомневаться и меняться.
В то же время, братья и сестры, слово Господне хочет воплотиться конкретно в нас: поэтому мы призваны жить словом. Если мы просто повторяем слово, не живя им, то становимся похожи на попугаев: да, я произношу его, но не понимаю, не воплощаю в жизнь. Ведь и Иисус, закончив проповедовать толпе с лодки, обращается к Петру и велит рискнуть, положившись на Его слово: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (ст. 4). Слово Господне не может оставаться одной лишь прекрасной абстрактной идеей или вызывать только сиюминутные эмоции. Оно требует от нас изменить взгляды, позволить ему преобразить наши сердца по образу сердца Христова. Слово призывает нас смело забросить сети Евангелия в море мира сего, «рискуя»…, да, именно рискуя жить той любовью, которой Он научил нас и которой Сам первым и жил. И нам, братья и сестры, Господь палящей силой Своего слова велит отплыть на глубину, оторваться от застойных берегов дурных привычек, страхов и заурядности, чтобы отважиться на новую жизнь. Дьяволу нравится заурядность! Потому что она входит в нас и разоряет.
Конечно же, всегда будут препятствия и оправдания тому, чтобы сказать «нет». Но посмотрим еще раз на поведение Петра: он вернулся с трудной ночной рыбалки, на которой так ничего и не поймал, злой, уставший и разочарованный. И все же вместо того, чтобы застыть в этой пустоте и замкнуться в собственной неудаче, он сказал: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (ст. 5). «По слову Твоему закину сеть». И тогда происходит неслыханное чудо: лодка так наполняется рыбой, что чуть ли не тонет (ср. ст. 7).
Братья и сестры, видя такое множество задач, стоящих перед нами в нашей повседневной жизни, и сознавая наше призвание созидать более справедливое общество, идти вперед по пути мира и диалога – пути, который здесь, в Индонезии, уже давно проложен, мы можем порой чувствовать себя слишком слабыми для этого, ощущать всю тяжесть этих усилий, которые не всегда приносят желанные плоды, или собственных ошибок, как будто не дающих нам идти вперед. Но и мы должны с таким же смирением и верой, что и Петр, бежать из плена наших неудач. Это будет ужасно, если мы позволим неудачам захватить нас и станем их пленниками. Нет, только ни это: нам нельзя оставаться в плену у наших неудач. Вместо того, чтобы смотреть застывшим взглядом на своим пустые сети, будем смотреть на Иисуса и доверимся Ему. Не смотри на свои пустые сети, смотри на Иисуса, смотри на Него! Он даст тебе сил идти вперед, даст тебе сил идти, доверься Иисусу! Мы всегда можем рискнуть отплыть на глубину и вновь забросить сети даже после ночи неудач, после периода разочарований, когда мы не добились ничего. Сейчас я замолкну ненадолго, и пусть каждый из вас вспомнит свои неудачи… И, глядя на эти неудачи, давайте все таки рискнем и пойдем вперед с отвагой слова Божьего.
Св. Тереза Калькуттская, память которой мы сегодня отмечаем, без устали заботилась о беднейших и ратовала за мир и диалог. И она говорила: «Когда нам нечего дать, дадим это самое ничего. И помни: даже если не надеешься что-то собрать, не уставай никогда сеять». Брат, сестра, не уставай никогда сеять, потому что это и есть жизнь.
Именно это, братья и сестры, мне хотелось сказать и вам, этой стране, этому дивному и пестрому архипелагу: не уставайте отплывать на глубину, не уставайте забрасывать сети, не уставайте мечтать — не уставайте мечтать и дальше строить цивилизацию мира! Всегда дерзайте мечтать о братстве — этом подлинном сокровище, которое есть у вас. По слову Господню призываю вас сеять любовь, уверенно идти по пути диалога, сохранять и впредь вашу доброту и радушие вместе с вашей особенной улыбкой. Вам говорили, что вы улыбчивый народ? Не теряйте, пожалуйста, вашей улыбки и идите вперед! Будьте миротворцами. Будьте созидателями надежды!
Такое чаяние недавно высказали епископы вашей страны, и этого мне хотелось бы пожелать всему индонезийскому народу: идите вместе во благо общества и Церкви! Будьте созидателями надежды! Будьте созидателями надежды: той евангельской надежды, которая не обманывает (ср. Рим 5, 5), никогда не разочаровывает и открывает нас на радость без конца. Спасибо большое!