Море и пустыня

 













ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 28 августа 2024 г.

Катехизическое поучение: Море и пустыня








Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мне хотелось бы отложить обычный цикл катехизации и вместе с вами задуматься о людях, которые прямо сейчас пересекают моря и пустыни, чтобы добраться до земли, где они смогут жить в мире и с уверенностью в завтрашнем дне.

Море и пустыня: эти два слова повторяются во множестве свидетельств, которые я слышу как от самих мигрантов, так и от людей, которые стараются им помочь. И говоря «море» в контексте миграции я имею в виду также океаны, озера, реки – все те коварные массы воды, которые приходится преодолевать множеству братьев и сестер по всему миру, чтобы достичь желанной цели. Причем «пустыня»  это не только песок и дюны либо скалы, но и все прочие труднопреодолимые и опасные территории вроде лесов, джунглей и степей, которые беженцы проходят без чьей-то помощи предоставленные самим себе. Мигранты, море и пустыня. Сегодняшние миграционные маршруты часто ведут через моря и пустыни, которые для многих, слишком и слишком многих становятся смертельными. Потому мне и хотелось бы остановиться на этой драме, этом горе. О каких-то из этих маршрутов мы знаем больше, потому что они часто оказываются в центре всеобщего внимания, а другие  и их большинство  известны хуже, но от этого проторены не меньше.

Мне уже многократно доводилось говорить о Средиземноморье, потому что я  епископ Рима и потому что этот регион сам по себе эмблематиченmare nostrum (лат.: «наше море»)  место, где сходятся народы и цивилизации, превратилось в кладбище. И трагедия в том, что многие, большинство этих погибших, могли быть спасены. Нужно четко сказать это: есть те, кто систематически и с использованием всех средств работает над тем, чтобы отогнать мигрантов, отбросить их. И когда это делается сознательно и с понимание своей ответственности, становится тяжким грехом. Не будем забывать, что говорит нам Библия: «Пришельца не притесняй и не угнетай его» (Исх 22, 21). Сирота, вдова и чужеземец – это беднейшие из бедных, которых Бог всегда защищает и повелевает защищать.

И пустыни порой также, к сожалению, становятся кладбищами беженцев. И здесь тоже часто речь не идет о «естественных» смертях. Нет. Бывает, что их привозят в пустыню и просто бросают. Все мы видели фотографию жены и дочери Пато, умерших в пустыне от голода и жажды. В эпоху спутников и дронов все еще есть мигранты – мужчины, женщины и дети, которых никто не должен видеть: их прячут. Только Бог видит их и слышит их вопль. Вот она – жестокость нашей цивилизации.

А ведь море и пустыня – это также полные символизма библейские места. Они служили очень важным фоном истории исхода – великой миграции народа, который Бог посредством Моисея вывел из Египта в Землю обетованную. Эти просторы были свидетелями драмы бегства людей, спасающихся от угнетения и рабства. Это места страданий, страха, отчаяния, но в то же время места перехода к свободе, и сколько людей идет морями и пустынями, чтобы стать свободными: и сегодня через них проходит путь к избавлению, к обретению свободы и исполнения обетований Божьих (ср. «Послание ко Всемирному дню мигрантов и беженцев 2024 г.»).

Есть один псалом, в котором автор, обращаясь к Господу, говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (77/76/, 20). А в другом поется: «Провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его» (136/135/, 16). Эти святые слова показывают нам, что, ведя людей по пути свободы, Бог Сам пересекает море и пустыню, не остается в стороне, нет, но разделяет драму странников: Он с ними, с мигрантами, страдает вместе с ними, с этими мигрантами, плачет и надеется вместе с ними, с этими мигрантами. И сегодня нам стоило бы задуматься над этим: Господь с нашими мигрантами в mare nostrum – Он с ними, а не с теми, кто их отгоняет.

Братья и сестры, в одном мы все могли бы согласиться: в этих смертоносных морях и пустынях в наши дни мигрантов быть вообще не должно, но они, к сожалению, есть. Однако добиваться их отсутствия там нужно не с помощью еще более жестких законов, не путем милитаризации границ, потому что так мы не получим нужного результата. Он станет достижим для нас, если мы, напротив, расширим сеть безопасных дорог и регулярных путей доступа для мигрантов, облегчим получение убежища для бегущих от войн, насилия, преследований и множества различных бедствий. Мы добьемся этой цели, всячески содействуя развитию глобальной системы управления миграцией, зиждущейся на справедливости, братстве и солидарности, и объединив наши усилия в борьбе с торговлей людьми, чтобы остановить этих криминальных дельцов, безжалостно наживающихся на чужих страданиях.

Дорогие братья и сестры, вспомните, сколько трагедий уже постигло этих скитальцев: сколько их уже погибло в Средиземном море! Вспомните Лампедузу, Кротоне… Сколько ужаса и скорби! И мне хотелось бы закончить словами признательности и похвалы за усилия множества добрых самаритян, щедро жертвующих собой, чтобы поддерживать и спасать раненных мигрантов, брошенных вдоль дорог отчаянной надежды на всех пяти континентах. Эти отважные мужчины и женщины являются знамением человечества, которое не поддается заразе дурной культуры безразличия и отмены: ведь то, что убивает мигрантов – это наше безразличие и привычка отменять всех, кто нам не по душе. Есть те, кто не может быть вместе с ними «на передовой», со всеми этими дельными людьми, стоящими там, на передовой, вместе с Mediterranea Saving Humans” и многими другими организациями, не и для них это не причина оставаться в стороне от этой цивилизационной борьбы. Если кто-то из нас не может быть на передовой, но это его не исключает: есть много способов внести свой вклад в общее дело, и первый из них – молитва. И я спрашиваю вас: молитесь ли вы о мигрантах, о тех, кто переселяется в наши страны ради спасения своих жизней? И «вы» хотите прогнать их прочь?

Дорогие братья и сестры, давайте объединим наши сердца и силы, чтобы моря и пустыни были не кладбищами, а просторами, через которые Бог может проложить дороги свободы и братства.

* * *

Сердечно приветствую италоговорящих паломников. В частности, приветствую участников летней встречи семинаристов и желаю им продолжать их подготовку, питаясь словом Божьим и Хлебом жизни. Приветствую также приходские группы, особенно из Маринеллы, что в коммуне Баньяра-Калабра, и из Ровато. С радостью приветствую ребят, приступивших к миропомазанию, из епархии Кьявари: дорогие мальчики и девочки, с дарами Святого Духа, которые вы получили в миропомазанию, ваша дружба с Иисусом стала более глубокой и должна подпитываться Евхаристией. Поэтому призываю вас с верностью участвовать в воскресных Мессах и приступать к таинству покаяния, к исповеди: это встреча с Иисусом, на которой Он прощает нам грехи и придает сил творить добро. Некоторые, и я уверен, что это просто дурные языки, любят говаривать, что миропомазание – это прощальное таинство, после которого никто уже не возвращается в церковь. Уверен, что это неправда: вы возвращаетесь всегда!

Вспомним о странах, охваченных войной: их много. Вспомним Палестину, Израиль, измученную Украину, вспомним Мьянму, Северное Киву и многие другие истерзанные войной регионы. Господь да ниспошлет им дар мира.

Наконец, моя мысль обращается к молодым, больным, престарелым и новобрачным. По примеру св. Августина, литургическую память которого мы сегодня совершаем, стремитесь к истинной мудрости и неустанно ищите Господа – живой источник вечной любви.

Всем вам мое благословение!

 
 
Источник: vatican.va 
Перевод: "Кредо"














.