Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы поразмышляем о Святом Духе, нисшедшем на Иисуса при крещении в Иордане и через Него распространяется по Его телу, которое есть Церковь. В Евангелии от Марка сцена крещения Иисуса описывается так: «В те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение » (Мк 1, 9-11).
Вся Троица присутствовала в том момент на берегу Иордана! Здесь есть Отец, дающий о Себе знать с помощью голоса, есть Святой Дух, нисходящий на Иисуса под видом голубя, и есть Тот, Кого Отец объявляет Своим возлюбленным Сыном – Иисус. Это очень важный эпизод откровения, важный эпизод истории спасения. Так что было бы полезно перечитать этот отрывок из Евангелия.
Что такого важного произошло при крещении Иисуса, что побудило всех евангелистов рассказать об этом? Ответ находим в словах, которые Он произносит вскоре в назаретской синагоге, ясно намекая на произошедшее на Иордане: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня» (Лк 4, 18).
На Иордане Бог Отец «помазал Святым Духом», т.е. освятил Иисуса как Царя, Пророка и Священника. Ведь благоуханным елеем в Ветхом Завете помазывались цари, пророки и священники. В случае Христа вместо материального елей был елей духовный, который есть Святой Дух, вместо символа – реальность: здесь Сам Дух нисходит на Иисуса.
Он был полон Святого Духа с самого первого мгновения Своего воплощения. Однако то была «личная благодать», непередаваемая другим. Теперь же с этим помазанием Иисус обретает полноту дара Духа, но для Своей миссии, которую как Глава Он передаст Своему телу, т.е. Церкви и каждому из нас. Поэтому Церковь – это новый «царственный народ, народ пророческий, народ священнический». Еврейское слово «Мессия» и соответствующее ему греческое «Христос» (Χριστός) которыми называют Иисуса, означают «помазанный»: Он был помазан елеем радости, помазан Святым Духом. И само наше наименование «христиане» Отцы будут объяснять в буквальном смысле: «христиане» значит «помазанные на подражание Христу».1
В Библии есть один псалом, в котором говорится о благоухающем елее, излитом на голову первосвященника Аарона и стекающем на края его одежды (ср. Пс 133/132/, 2). Этот поэтический образ стекающего масла, использованный для описания счастья живущих вместе братьев, стал духовной и мистической реальностью во Христе и Церкви. Христос – глава, наш Первосвященник, Святой Дух – благоухающий елей, а Церковь – тело Христово, по которому он разливается.
Мы уже знаем, почему Дух Святой в Библии символизирует ветер, который даже дает Ему само Его имя: «Ruah» – «ветер». Стоит также спросить себя, почему Его символизирует елей, и какой практический урок мы можем извлечь из этого символа. На Мессе Великого четверга при освящении елея, называемого «хризмой», епископ, имея в виду тех, кто будет помазан этим маслом при крещении и миропомазании, говорит: «Сие помазание да проникнет в них и освятит их, дабы, избавленные от врожденного тления и освященные во храм Его славы, они распространяли благоухание святой жизни». Это метафора восходит к словам св. Павла, писавшего коринфянам: «Ибо мы – Христово благоухание Богу» (2 Кор 2, 15). Помазание превращает нас в благоухание, и даже один человек, с радостью живущий в согласии со своим помазанием, наполняет Церковь, наполняет общину, наполняет семью этим духовным благоуханием.
Мы знаем, что, к сожалению, христиане иногда распространяют не благоухание Христово, а неприятный запах своего греха. И никогда не будем забывать: грех отдаляет нас от Иисуса, грех превращает нас в прогорклое масло. А дьявол, не забывайте этого, обычно нападет из-за пазухи – будьте осторожны. Однако это не должно отвлекать нас от стремления реализовать насколько сможем и каждый в своей среде это возвышенное призвание быть прекрасным запахом Христовым в мире сем. Благоухание Христово источается «плодами Духа», которые суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5, 22). Так сказал когда-то Павел, и как прекрасно встретить человека, у которого есть эти добродетели: человека любящего, радостного человека, человека, создающего мир, великодушного человека, не скаредного, человека благожелательного, принимающего всех, хорошего человека. Прекрасно встретить хорошего человека, человека верного, человека кроткого, который не высокомерного… Если мы стараемся взращивать в себе эти плоды, то, когда встречаем таких людей, пусть даже не замечая этого, кто-нибудь ощутит вокруг нас немножко аромата Духа Христова. Попросим Святого Духа, чтобы Он помог нам полнее осознать, что мы помазаны – помазаны Им.
* * *
Приветствую италоговорящих паломников. В частности, приветствую верующих из приходов св. Доминика в Кротоне, св. Роха в Доло и оркестр из Капрарола.
Сегодня, в день памяти св. Пия X, во многих регионах мира отмечается День катехизатора. Вспомним о наших катехизаторах, которые выполняют столько работы, а кое-где даже играют главную роль в распространении веры. Давайте сегодня помолимся о них, дабы Господь вселил в них храбрость, чтобы они могли продолжить этот свой труд.
Наконец, моя мысль обращается к молодым, больным, престарелым и новобрачным. В день святого понтифика Пия X призываю вас неотступно следовать за Христом, слушая Его слово и свидетельствуя своими добрыми делами.
И, пожалуйста, давайте не будем забывать об измученной Украине, которая столько страдает. Не будем забывать о Мьянме, Южном Судане, Северном Киву и многих других странах, где идет война. Давайте молиться о мире, не забывая также о Палестине и Израиле: пусть там воцарится мир.
Всем вам мое благословение!
1 См. св. Кирилл Иерусалимский, «Мистагогические поучения», III, 1.
Источник: vatican.va
Перевод: "Кредо"
.