ПОЕЗДКА СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
В ВЕНЕЦИЮ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА
Площадь св. Марка (Венеция)
V воскресенье Пасхального времени, 28 апреля 2024 г.
Иисус – виноградная лоза, а мы – ветви. И Бог, милосердный и добрый Отец, как терпеливый земледелец, усердно трудится над тем, чтобы наша жизнь преизобиловала плодами. А для этого Иисус советует нам хранить бесценный дар – связь с Ним, от Котоого зависит наша жизнь и плодотворность. Он настойчиво повторяет: «Пребудьте во Мне, и Я в вас… Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15, 4-5). Только тот, кто пребывает в единении с Иисусом, приносит плоды. Остановимся на этой мысли.
Иисус вот-вот завершит Свою земную миссию. На Тайной вечере с теми, кто станет Его апостолами, Он вместе с Евхаристией предлагает им несколько ключевых слов. Одно из них именно это: «пребудьте», сохраняйте живую связь со Мной, оставайтесь в единении со Мной, как побеги с лозой. Используя этот образ, Иисус повторяет библейскую метафору, которая была хорошо известна людям и появлялась также в молитвах, как например в псалме, где говорится: «Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей» (Пс 80/79/, 15). Израиль – это виноградник, который Господь насадил и заботился о нем. И когда народ не приносит плодов любви, которых ждет Господь, пророк Исаия выдвигает ему обвинение, используя притчу о земледельце, который вскопал свой виноградник, очистил его от камней, посадил в нем превосходые лозы, ожидая, что получит хорошее вино, но вместо этого винограднике дает лишь кислые ягоды. И пророк заключает: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль» (Ис 5, 7). Сам Иисус, намекая на Исаию, рассказывает драматическую притчу о виноградарях-убийцах, подчеркивая контраст между терпеливой работой Бога и отступничеством Его народа (ср. Мф 21, 33-44).
Таким образом, метафора виноградной лозы, иллюстрируя любящую заботу Бога о нас, одновременно предостерегает нас о том, что, если мы разорвем эту связь с Господом, то не сможем приносить плоды доброй жизни и сами рискуем стать высохшими побегами. Это ужасно – стать высохшими побегами, такими побегами, которые выбрасывают вон.
Братья и сестры, в контексте этого образа, который использует Иисус, мне вспоминается также долгая история, связывающая Венецию с трудом в виноградниках и производством вина, с хлопотами множества виноградарей и бесчисленными виноградниками, выросшими на островах Лагуны и в садах среди улиц этого города, а также о тех, кто возложил на монахов обязанность производить вино для своих общин. На фоне всей этой памяти нетрудно понять урок притчи о виноградной лозе и побегах: вера в Иисуса, связь с Ним не ограничивает нашу свободу, а, напротив, открывает перед нами возможность принимать сок любви Бога, Который преумножает нашу радость, печется о нас с заботой хорошего виноградаря и производит ростки даже тогда, когда почва нашей жизни высыхает. А наше сердце высыхает так часто.
Но метафору, вышедшую из сердца Иисуса, можно также прочесть, думая об этом городе, построенном на воде, и признанном за его уникальность одним из самых чарующих мест в мире. Венеция – это одно целое с водами, на которых она стоит, и без заботы и защиты этой природной связи город может даже просто перестать существовать. Так же и с нашей жизнью: и мы, всегда погруженные в источники Божьей любви, возродились в крещении, родились свыше для новой жизни от воды и Духа Святого и соединились со Христом, как побеги виноградной лозы. В нас течет сок той любви, без которой мы становимся высохшими побегами, которые не приносят плодов. Бл. Иоанн Павел I в бытность свою Патриархом этого города, как-то сказал, что Иисус «пришел принести людям вечную жизнь…». И продолжал: «Эта жизнь заключена в Нем и от Него перетекает к Его ученикам, как сок поднимается по стволу к побегам виноградной лозы. Это свежая вода, которую Он дает, всегда бьющий источник» (А. Лучани, «Венеция 1975-1976 гг. Полное собрание. Речи, сочинения, статьи», т. VII, Падуя, 2011 г., стр. 158).
Братья и сестры, именно это и важно: оставаться в Господе, пребывать в Нем. Давайте минутку подумаем об этом: оставаться в Господе, пребывать в Нем. И этот глагол «пребывать» нельзя толковать как нечто статичное, как если бы Он хотел сказать нам, что мы должны стоять на месте, пассивно «припарковаться». На самом деле Он призывает нас к движению, так как пребывать в Господе – значит расти; всегда пребывать в Господе – значит расти: расти в отношениях с Ним, вести с Ним диалог, принимать Его слово, следовать за Ним по пути Царства Божьего. Так что речь идет о том, чтобы идти под дороге за Ним: пребывать в Господе и следовать, идти под дороге за Ним, поддаться внушениям Его Евангелия и стать свидетелями Его любви.
Вот почему Иисус говорит, что тот, кто пребывает в Нем, приносит плод. И не просто какой-то плод! Плод побегов, в которых течет сок – это виноград, а из винограда делается вино, которое является высшим мессианским знамением. Иисус – Мессия, посланный Отцом – приносит вино любви Божьей в сердце человека и наполняет его радостью, наполняет надеждой.
Дорогие братья и сестры, вот плод, который мы призваны принести в нашу жизнь, в наши отношения, в те места, куда мы ходим каждый день, в наше общество, в нашу работу. Когда мы смотрим сегодня на этот город Венеция, то восхищаемся его чарующей красотой, но нас также беспокоит множество проблем, которые ему угрожают: изменение климата, сказывающееся на водах Лагуны и всего региона; шаткость зданий, культурных ценностей, но также людей; трудности с созданием благоприятной для человека среды посредством надлежащей организации туризма. И, кроме того, нужно учитывать, какой эффект все эти реалии могут иметь в условиях нездоровых общественных отношений, распространяющегося индивидуализма и одиночества.
А мы, христиане, т.е. побеги, соединенные с виноградной лозой, виноградником Бога, Который заботится о человечестве и Который сотворил мир как сад, чтобы мы могли цвести в нем и делать его цветущим – мы, христиане, как реагируем на эти проблемы? Сохраняя единство со Христом, мы можем приносить плоды Евангелия в реальности, в которой мы живем: плоды справедливости и мира, плоды солидарности и заботы друг о друге; решимость оберегать природное, но также и человеческое наследие: не будем забывать о человеческом наследии, о нашем великом человечестве, о том, что сделал Бог, чтобы идти вместе с нами. Нам нужно, чтобы наши христианские общины, наши кварталы, города стали гостеприимными, радушными и инклюзивными местами. И Венеция, которая всегда была местом встречи и культурного обмена, призвана быть знамением красоты, доступной всем, начиная с самых последних, знамением братства и заботы о нашем общем доме. Венеция – это земля, которая превращает людей в братьев. Спасибо.